Часто мы слышим от родителей, которые обращаются к нам по проблемам "плохого" ребёнка, что они "не знают, что с ним делать, как его воспитывать", "он ничего не понимает", "она совершенно не управляемая", "он всё делает мне назло, всё наоборот", "сделайте с ним что-нибудь!". И очень редко можно услышать от них сомнения в том, что они что-то делают не так, что они не могут найти ключик к своему "плохому" ребёнку, и что неблагоприятная ситуация в семье, возможно, плохо влияет на ребёнка. Ещё реже мы слышим просьбу от родителей: "Помогите мне найти подход к моему ребёнку, услышать и понять его"...
А, между тем, ребёнок ведь не из космоса прилетает в семью, он в ней родился и в ней формируется. Конечно, не всё целиком и полностью зависит от воспитания, есть ещё и другие факторы, влияющие на то, какая сформируется личность. Какие это факторы?
* Генетические задатки, которые передаются по наследству от предков (не только папы и мамы, но и других родственников ближайших поколений). И речь здесь идёт не только о внешнем облике человека, но и таких характеристиках, как темперамент, склонность к тем или иным заболеваниям и т.д.
* Состояние физического и психического здоровья, закладка которого происходит с первых дней зачатия и в течение всей беременности, и, особенно, родов. От того, насколько благополучно проходят эти этапы жизни нового человека, зависит многое в его судьбе.
* Среда, в которой растёт и развивается ребёнок, имеет большое значение. И в это широкое понятие входит очень много: состав семьи, её материальное и духовное благополучие, забота о нём, любовь и принятие, социальное окружение (садик, школа, кружки, секции) и т.д.
* Воспитание ребёнка родителями, т.е. целенаправленное привитие ему определённых жизненных ценностей, убеждений, черт личности, способов поведения в обществе и др.
* Самовоспитание или саморазвитие. Этот фактор имеет большее значение в сознательном возрасте подрастающего человека и продолжается в течение всей жизни. Как правило, начиная с 13-15 лет, когда возрастает самокритичность, и подростку не нравятся какие-то его личностные черты, он начинает работать над их исправлением или выработкой новых.
Следовательно, далеко не всё зависит от воспитания ребёнка родителями, хотя традиционно в обществе именно этому фактору уделяют большое внимание, обвиняя родителей в том, что они воспитывают плохого ребёнка, если он ведёт себя не так, как большинство других детей.
Это не удивительно, обвинить всегда легче, чем понять и помочь. Но, несмотря на то, что родители не могут быть ответственны на 100% за то, каким вырастет их ребёнок, их вклад в этой благородной миссии огромен! И прежде всего, это касается безусловной любви, тепла, поддержки и принятия своего ребёнка таким, какой он есть. А в воспитание - это не столько слова, сколько поступки, которые совершают родители, их ценности и убеждения, которые служат для ребёнка моделью, на которую они опираются, формируя свой образ жизни.
Статья впервые опубликована на сайте Психологического центра "РОСТ" Санкт-Петербург: https://www.psycenter-rost.com/single-post/plohoj-rebenok
Елена и Александр Созончук, Психологический центр "РОСТ" Санкт-Петербург