|
Использование танцевальной терапии при работе с любовными парными отношениямиАвтор статьи: Францев Максим Леонидович
В последние годы в России, как и во всем мире, растет популярность занятий социальными парными танцами, такими как: исторические танцы, свинг, сальса, бачата, кизомба и т.д. Появилось много школ и преподавателей, в одном только Санкт-Петербурге счет танцевальных школ, где учат танцевать социальные парные танцы идет уже не на десятки, а на сотни. Интерес населения к социальным парным танцам растет с середины 1990-х годов, а в 2000-х происходит взрывной рост этой формы досуговой активности. И хотя основная волна интереса в настоящее время схлынула, интерес к этим танцам по-прежнему очень высок. Если в начале 2000-х люди, танцующие какой-то или какие-то из социальных танцев составляли, скорее, исключение, то в настоящее время исключение составляют люди, не танцующие или не побывавшие хотя бы на одном открытом уроке по этим танцам в одной из танцевальных школ. На наш взгляд, особое место среди этих танцев занимает аргентинское танго. Танго предоставляет прекрасную возможность для огромного числа людей приобщиться к солнечной аргентинской культуре, музыке и танцу; пережить ощущения телесной и эмоциональной близости, компенсировать чувство одиночества, повысить самооценку. Часто — найти друзей и любимого человека. В последний десяток лет в мире развивается такой метод психотерапии как танго-терапия. В 2006 году была издана первая крупная работа, посвященная этому методу — книга «Танго-терапия. Возможность встречи с самим собой и другими» аргентинского психоаналитика и танцора танго Федерико Троссеро. Танго-терапия осмысляется как одно из новейших направлений танцевально-двигательной терапии. Этот метод позволяет достичь устойчивого эффекта при работе с парами — повысить у партнеров удовольствие от жизни, удовольствие от взаимодействия друг с другом, развить способности проживать эмоции, стать более открытым и адекватным в отношениях. В 2017 году нами было проведено исследование, в котором сравнивался профиль чувств у пар, танцующих танго с профилем чувств людей, пришедших на любовное свидание. Для исследования использовался опросник «Профиль чувств в отношениях» доктора психологических наук, профессора кафедры социальной психологии Санкт-Петербургского государственного университета Л.В. Куликова. Группе опрашиваемых со стажем танго не менее 3 лет предлагалось ретроспективно оценить интенсивность своих эмоций в двух ситуациях - при танцевании танго на милонге (вечеринке, на которой танцуют танго). По мнению автора методики чувственный тон в отношениях описывается пятью группами чувств: Испытуемому предлагалось заполнить опросник дважды, применяя разные инструкциями. Инструкция 1: Пожалуйста, вспомните о своих чувствах и переживаниях в ситуации исполнения танго на милонге. Читая приведенный ниже перечень из 44 чувств, оцените, насколько они были сильны. Инструкция 2: Пожалуйста, вспомните о своих чувствах и переживаниях в ситуации любовного свидания. Читая приведенный ниже перечень из 44 чувств, оцените, насколько они были сильны. Сила возникавших чувств оценивалась по семибалльной шкале: В результате опроса и проведенного сравнительного анализа было установлено, что обе ситуации очень похожи друг на друга по профилю проживаемых участниками чувств. Сближающие чувства — такие как уважение, признательность, дружелюбие по показателям их интенсивности были очень близки. При этом в танго было сильнее проявлено чувство общности, в ситуации любовной встречи, ожидаемо - любовь. Сюрприз ждал при сравнительном анализе гедонистических чувств: радости, удовольствия и т.д. Предполагалось, что гедонистические чувства в состоянии любовной встречи будут более выраженными, чем в состоянии танца. Однако картина оказалась противоположной: средние значения выраженности гедонистических чувств в состоянии испытуемых при исполнении танго оказались достоверно выше, чем в состоянии любовного свидания. В то же самое время астенические чувства, такие как тревога, страх, растерянность и т. д. в ситуации танго оказались гораздо менее проявлены, чем в ситуации любовной встречи. Причем, если в танго они стремятся к нулю, и только для одного чувства — напряжения, среднее значение составляет выше одного балла (1,5 балла), а все остальные — ниже единицы, то при влюбленности эта цифра для астенических чувств — выше. Самые высокие показатели для астенических чувств при влюбленности — для параметров тревоги и напряжения. Это подтверждает наши предыдущие выводы о том, что при влюбленности участники событий испытывают определенный уровень тревоги даже несмотря на общий позитивный фон. В танго параметр уровня тревоги гораздо ниже. Все-таки танец даже с очень хорошим и желанным партнером (партнершей) не столь значим, как ситуация любовного общения, поэтому и уровень тревожности гораздо ниже. По итогам исследования мы пришли к следующим выводам:
Ситуация танго служит метафорой парных отношений, в танце проявляются все те же сложности в отношениях, что и в жизни, однако они носят, с одной стороны, наглядный, легко считываемый и диагносцируемый характер, с другой — все-таки являются некоторой условностью, «игрой в отношения», что облегчает начало работы с отношениями в паре. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|