Использование танцевальной терапии при работе с любовными парными отношениями

В последние годы в России, как и во всем мире, растет популярность занятий социальными парными танцами, такими как: исторические танцы, свинг, сальса, бачата, кизомба и т.д. Появилось много школ и преподавателей, в одном только Санкт-Петербурге счет танцевальных школ, где учат танцевать социальные парные танцы идет уже не на десятки, а на сотни.

Интерес населения к социальным парным танцам растет с середины 1990-х годов, а в 2000-х происходит взрывной рост этой формы досуговой активности. И хотя основная волна интереса в настоящее время схлынула, интерес к этим танцам по-прежнему очень высок. Если в начале 2000-х люди, танцующие какой-то или какие-то из социальных танцев составляли, скорее, исключение, то в настоящее время исключение составляют люди, не танцующие или не побывавшие хотя бы на одном открытом уроке по этим танцам в одной из танцевальных школ.

На наш взгляд, особое место среди этих танцев занимает аргентинское танго. Танго предоставляет прекрасную возможность для огромного числа людей приобщиться к солнечной аргентинской культуре, музыке и танцу; пережить ощущения телесной и эмоциональной близости, компенсировать чувство одиночества, повысить самооценку. Часто — найти друзей и любимого человека.

В последний десяток лет в мире развивается такой метод психотерапии как танго-терапия. В 2006 году была издана первая крупная работа, посвященная этому методу — книга «Танго-терапия. Возможность встречи с самим собой и другими» аргентинского психоаналитика и танцора танго Федерико Троссеро. Танго-терапия осмысляется как одно из новейших направлений танцевально-двигательной терапии. Этот метод позволяет достичь устойчивого эффекта при работе с парами — повысить у партнеров удовольствие от жизни, удовольствие от взаимодействия друг с другом, развить способности проживать эмоции, стать более открытым и адекватным в отношениях.

Использование танцевальной терапии при работе с любовными парными отношениями

В 2017 году нами было проведено исследование, в котором сравнивался профиль чувств у пар, танцующих танго с профилем чувств людей, пришедших на любовное свидание. Для исследования использовался опросник «Профиль чувств в отношениях» доктора психологических наук, профессора кафедры социальной психологии Санкт-Петербургского государственного университета Л.В. Куликова. Группе опрашиваемых со стажем танго не менее 3 лет предлагалось ретроспективно оценить интенсивность своих эмоций в двух ситуациях - при танцевании танго на милонге (вечеринке, на которой танцуют танго).

По мнению автора методики чувственный тон в отношениях описывается пятью группами чувств:
1. Гедонические чувства (от греч. hedone — «удовольствие», «наслаждение») - приятные чувства или чувства удовольствия, удовлетворения.
2. Астенические чувства (от греч. astheneia — бессилие, слабость) – чувства смятения и немощи. Состояние, характеризующееся слабостью, повышенной утомляемостью, эмоциональной неустойчивостью, повышенной чувствительностью.
3. Меланхолические чувства («меланхолия»/депрессия) – гнетущие и дистимические чувства.
4. Интеракционные сближающие чувства — регулирующие межличностное взаимодействие.
5. Интеракционные удаляющие чувства.

Испытуемому предлагалось заполнить опросник дважды, применяя разные инструкциями.

Инструкция 1: Пожалуйста, вспомните о своих чувствах и переживаниях в ситуации исполнения танго на милонге. Читая приведенный ниже перечень из 44 чувств, оцените, насколько они были сильны.

Инструкция 2: Пожалуйста, вспомните о своих чувствах и переживаниях в ситуации любовного свидания. Читая приведенный ниже перечень из 44 чувств, оцените, насколько они были сильны.

Сила возникавших чувств оценивалась по семибалльной шкале:
1 — очень слабое чувство; 2 — слабое чувство; 3 — несколько ниже средней степени силы; 4 — чувство средней степени силы; 5 — несколько выше средней степени силы; 6 — сильное чувство; 7 — очень сильное чувство. Если какое-либо чувство совсем не возникало, то предлагалось поставить - 0.
Результаты обрабатывались в соответствии с ключом по 5 шкалам.
1. Шкала выраженности гедонистических чувств (G).
2. Шкала выраженности астенических чувств (В).
3. Шкала выраженности меланхолических чувств (М).
4. Шкала выраженности сближающих чувств (S).
5. Шкала выраженности удаляющих чувств (U).
Оценки были получены в баллах.

В результате опроса и проведенного сравнительного анализа было установлено, что обе ситуации очень похожи друг на друга по профилю проживаемых участниками чувств.

Сближающие чувства — такие как уважение, признательность, дружелюбие по показателям их интенсивности были очень близки. При этом в танго было сильнее проявлено чувство общности, в ситуации любовной встречи, ожидаемо - любовь.

Сюрприз ждал при сравнительном анализе гедонистических чувств: радости, удовольствия и т.д. Предполагалось, что гедонистические чувства в состоянии любовной встречи будут более выраженными, чем в состоянии танца. Однако картина оказалась противоположной: средние значения выраженности гедонистических чувств в состоянии испытуемых при исполнении танго оказались достоверно выше, чем в состоянии любовного свидания.



Объяснений здесь несколько, и главное из них - меньший уровень тревоги при танце на милонге, чем при встрече с любимым человеком. Свидание, любовная встреча имеет более высокое социальное значение, чем ни к чему не обязывающий танец. Отсюда — высокий уровень напряжения, мешающий переживать гедонистические чувства и получать удовольствие от состояния влюбленности. И, напротив, в танце такого напряжения значительно меньше, так как заранее известны реакции партнера, что позволяет переживать от танца удовольствие, испытывать радость, восторг, счастье, другие гедонистические чувства более интенсивно.

В то же самое время астенические чувства, такие как тревога, страх, растерянность и т. д. в ситуации танго оказались гораздо менее проявлены, чем в ситуации любовной встречи. Причем, если в танго они стремятся к нулю, и только для одного чувства — напряжения, среднее значение составляет выше одного балла (1,5 балла), а все остальные — ниже единицы, то при влюбленности эта цифра для астенических чувств — выше.

Самые высокие показатели для астенических чувств при влюбленности — для параметров тревоги и напряжения. Это подтверждает наши предыдущие выводы о том, что при влюбленности участники событий испытывают определенный уровень тревоги даже несмотря на общий позитивный фон.
Тревога возникает из-за опасений сделать что-то такое, что может оттолкнуть партнера (партнершу), из-за сомнений в правильности своего выбора, в целом из-за представлений (интроектов) о том, что все хорошее когда-то заканчивается и т. д.

В танго параметр уровня тревоги гораздо ниже. Все-таки танец даже с очень хорошим и желанным партнером (партнершей) не столь значим, как ситуация любовного общения, поэтому и уровень тревожности гораздо ниже.



По итогам исследования мы пришли к следующим выводам:
1. В ситуации на милонге (танцевании танго), партнеры, в целом, получают больше удовольствия, интенсивнее переживают другие гедонистические чувства, чем при любовном свидании.
2. Уровень напряжения, тревоги, других астенических чувств при любовной встрече выше, чем в танго.
3. Сближающие чувства примерно одинаково выражены в обеих ситуациях: любовной встрече и в танго. И в той и в другой ситуации, участники этих ситуаций (партнеры) с высокой интенсивностью переживают чувства дружелюбия, гордости, уважения и т. д. При этом чувство общности, единства несколько интенсивнее в танго, а любви - при любовной встрече.


Танцевальная терапия и, в частности, танго-терапия, может служить очень эффективным методом психологической проработки партнерских отношений, разрешения проблем в парных отношениях. Специфичность танго как танца изначально эротизированного, подразумевающего близкий физический контакт, позволяет обращаться к проблемам в этой области непосредственно и сразу в ходе терапевтического воздействия.

Ситуация танго служит метафорой парных отношений, в танце проявляются все те же сложности в отношениях, что и в жизни, однако они носят, с одной стороны, наглядный, легко считываемый и диагносцируемый характер, с другой — все-таки являются некоторой условностью, «игрой в отношения», что облегчает начало работы с отношениями в паре.



Просмотров: 399
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Магия аргентинского танго. Танец красивых партнерских отношений
  • Про чувства. Часть I. Без чувств.....
  • Умеете ли вы выражать свои эмоции? Чувства без чувств
  • «Придите в чувства» - о том, как работает канал чувств
  • Танго танцуют двое
  • Танго не танцуют в одиночку...
  • Разум без чувств - Чувства без разума. Новый Бич современности
  • «Мне плевать на твои чувства! И я жила много лет без всяких чувств!» Случай из практики
  • Магия аргентинского танго. О своем балансе
  • Ощущения. Эмоции. Чувства. Часть №5 "Трансформация эмоций и подмена чувств"
  • Танго втроём я больше не танцую
  • Танго не танцуют в одиночку: зачем созависимому зависимый
  • Женщина в середине жизни. Италия и Танго.
  • Танго втроем. Треугольники любви ...
  • Танго вдвоем
  • Инициация* зрелых отношений мужчины и женщины через танго.
  • ТАНГО. (О красоте и старости)
  • Непоследнее Последнее танго
  • Потанцуем? танго вдвоем ...
  • Страстные отношения как танго – 3 главные составляющие
  • Жизнь с абьюзером: ловушка или танго, которое можно прекратить танцевать
  • Танго втроем. Психотерапевтический роман
  • С юмором о главном: Битва полов или танго?
  • «Танго втроем» - загадочный треугольник бесплодия
  • Танго вдвоем или на пути к оргазму Часть 4
  • Танго в Киеве или Любовные приключения на школьной сцене
  • Магия аргентинского танго. Про "Здесь и Сейчас"
  • Перенос чувств из одной ситуации на другую.
  • Размышления после просмотра фильма  режиссера Бернардо Бертолуччи "Последнее танго в Париже".
  • Чувство вины - одно из самых разрушаюших чувств для женщины.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь