Однажды ко мне за консультацией обратилась мама Вани (2,5 г.) с жалобами на истерики, вызванные желанием ребенка все делать самостоятельно. Все время кричит: "Я САМ!", а когда берется, то у него не получается, он расстраивается и еще пуще истерит.
На консультации мама рассказывает, а Ваня рисует. Ваня тянется за синим карандашом - мама машинально берет карандаш и подает Ване. Потом Ваня роняет карандаш. Карандаш катится под стол. Ваня слезает с кресла, чтобы достать карандаш - но мама опять опережает. Не прерывая разговора, сама поднимает карандаш и подает Ване.
Спрашиваю маму: - Ваня мог сам дотянуться до карандаша? - Мог. - Мог сам поднять карандаш с пола? - Мог. - Почему Вы не дали сделать это самому? - Я же хотела помочь. - Зачем? Он же мог сам.
Вот так мама, стараясь помочь ребенку, ограничивала его активность и самостоятельность. Ваня, отстаивал свое право на самостоятельные действия истериками. Мама (неосознанно) уступала, позволяла проявить самостоятельность только тогда, когда задача была Ване еще не под силу: например, завязать шнурки. Тут ребенок расстраивался, что ему наконец-то разрешили что-то сделать самому, а у него не получилось...
Помогайте ребенку тогда, когда он не сможет сам. Дайте ему возможность пробовать свои силы, оценивать свои возможности - именно это ключевой фактор развития ребенка, а не "развивающие пособия".
Если вы видите, что у ребенка не получается, не отбирайте у него деятельность, не говорите "Давай я сделаю" - это удар по детскому самолюбию, прямое послание "У тебя не получилось". Ребенок нуждается в вашей поддержке, в ободрении. Но и просто так хвалить без отсутствия результата тоже не нужно. Ребенок ведь понимает, что желаемый результат отсутствует и его хвалят не по-настоящему. Либо он может сделать вывод, что он просто всегда молодец и можно больше не стараться. Учите ребенка замечать свои достижения и видеть зону ближайшего развития. Пусть у него не получилось завязать шнурки, но он попал кончиком шнурка в нужное отверстие - если это проделывается в первый раз, то это успех и он заслужил похвалу: "Молодец, у тебя получилось зашнуровать. Давай я помогу завязать шнурки. Ты скоро сам научишься их завязывать".
Со старшими детьми это правило тоже работает. Если ребенок не просит о помощи - не лезьте. Если попросил - помогите. Только сделайте это вместе с ним, а не вместо него. И не забудьте найти и похвалить то, что у него действительно хорошо получилось. Или объективно не достаточно хорошо, но субъективно лучше, чем получалось вчера - тоже похвалите. Учите замечать динамику изменений - это мотивирует, потому что завтра будет еще лучше.
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.