Когда и как помогать ребенку.

Однажды ко мне за консультацией обратилась мама Вани (2,5 г.) с жалобами на истерики, вызванные желанием ребенка все делать самостоятельно.
Все время кричит: "Я САМ!", а когда берется, то у него не получается, он расстраивается и еще пуще истерит.

На консультации мама рассказывает, а Ваня рисует. Ваня тянется за синим карандашом - мама машинально берет карандаш и подает Ване. Потом Ваня роняет карандаш. Карандаш катится под стол. Ваня слезает с кресла, чтобы достать карандаш - но мама опять опережает. Не прерывая разговора, сама поднимает карандаш и подает Ване.

Спрашиваю маму:
- Ваня мог сам дотянуться до карандаша?
- Мог.
- Мог сам поднять карандаш с пола?
- Мог.
- Почему Вы не дали сделать это самому?
- Я же хотела помочь.
- Зачем? Он же мог сам.

Вот так мама, стараясь помочь ребенку, ограничивала его активность и самостоятельность. Ваня, отстаивал свое право на самостоятельные действия истериками. Мама (неосознанно) уступала, позволяла проявить самостоятельность только тогда, когда задача была Ване еще не под силу: например, завязать шнурки. Тут ребенок расстраивался, что ему наконец-то разрешили что-то сделать самому, а у него не получилось...

Помогайте ребенку тогда, когда он не сможет сам. Дайте ему возможность пробовать свои силы, оценивать свои возможности - именно это ключевой фактор развития ребенка, а не "развивающие пособия".

Если вы видите, что у ребенка не получается, не отбирайте у него деятельность, не говорите "Давай я сделаю" - это удар по детскому самолюбию, прямое послание "У тебя не получилось". Ребенок нуждается в вашей поддержке, в ободрении. Но и просто так хвалить без отсутствия результата тоже не нужно. Ребенок ведь понимает, что желаемый результат отсутствует и его хвалят не по-настоящему. Либо он может сделать вывод, что он просто всегда  молодец и можно больше не стараться. Учите ребенка замечать свои достижения и видеть зону ближайшего развития.  Пусть у него не получилось завязать шнурки, но он попал кончиком шнурка в нужное отверстие - если это проделывается в первый раз, то это успех и он заслужил похвалу: "Молодец, у тебя получилось зашнуровать. Давай я помогу завязать шнурки. Ты скоро сам научишься их завязывать".

Со старшими детьми это правило тоже работает. Если ребенок не просит о помощи - не лезьте. Если попросил - помогите. Только сделайте это вместе с ним, а не вместо него. И не забудьте найти и похвалить то, что у него действительно хорошо получилось. Или объективно не достаточно хорошо, но субъективно лучше, чем получалось вчера - тоже похвалите. Учите замечать динамику изменений - это мотивирует, потому что завтра будет еще лучше.



Просмотров: 381
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Когда кажется, что любовь нужно заслужить? А когда тебя любят, то это так хорошо, "аж плохо"
  • Когда "отпускать" ребенка или как не сделать из него "мамсика".
  • Если у тебя "плохие" мысли - это еще не значит что ты - плохой.
  • "Мама, я тебя не люблю" - говорит вам ваш ребенок. Правда ли это?
  • "Я так хочу это сделать, но..." и как еще мы рационализируем откладывание на потом
  • Ваня+Коля+Петя=Саша. Анализ бывших "любовей" и его итог.
  • "Мама и папа, что же вы делаете" или "Давай построим семью"
  • Хватит говорить "у меня все хорошо", если на самом деле это совсем не так
  • Парадоксальная теория изменений или "Что же еще сделать, чтобы моя жизнь стала лучше?"
  • "Селёдка, мама и вареники с вишней" или "Мама - тоже человек".
  • "Как мой сын мог жениться на "этом"? Она еще и эксплуатирует моего мальчика!"
  • Когда можно крестить ребенка, чтобы это не стало для него стрессом?
  • Ребенок с отцом – это хорошо! А что делать, когда его нет рядом?
  • "Это он ухаживает и я ему нравлюсь или это просто вежливость?"
  • "Где в теле Вы чувствуете это?" Что делать, если ощущений нет?
  • "Анализ сновидений" в группе - что это и как это работает?
  • "С мамой все в порядке. Это со мной что-то не так"
  • Что делать, когда на работе возникают мысли: "Не хочу/не буду/неинтересно/мое ли это?"
  • "Ты видишь только то, что хочешь видеть" (в общем, это ты проблемный)
  • Еще не встретился "твой" человек. Как понять что это любовь
  • "Мама, скажи, что я у тебя красавица" (нелюбовь к телу как результат нарушения идентификации)
  • "Мама, папа, я -счастливая семья!.." - а если все не так?
  • Мама, я делаю это для тебя, не смотря на то, что это разрушает мою жизнь.
  • Семья - это когда мы "вместе" или "в месте"?
  • РПТ (терапия отправных точек): что это такое и "с чем его едят"?
  • Что делать, если поведение ребенка "ни в какие рамки", а наказание не работает?
  • "Ну за что мне все это?!!"
  • "Ты просто ещё Его не встретила. Подожди" - так ли это?
  • Как я поняла, что я "достаточно хорошая мама", или трудности новой идентификации.
  • "Лучше бы ты умерла" или "мама, мне больно, страшно..."



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь