|
Меня не любят в школе...Автор статьи: Петренко Светлана Григорьевна
Меня не любят в школе… Под словом не любят, будем подразумевать различную степень негативного отношения к ребёнку: избегают, плохо относятся, дразнят, травят и т.д. Ребёнок живёт с болью, страхом, злостью, одиночеством. В школе проходит огромная часть жизни человека от 6 – 7 до 15-17 лет. И тот опыт, который мы выносим из школьных стен, способен очень сильно влиять на нашу дальнейшую жизнь.
Чтобы не утонуть в деталях, посмотрим на тему непринятия ребёнка в общем. Ребёнок пришёл в школу. Школа – это система со своими ценностями и правилами. В школе ребёнок встречается с коллективом – классом, который, несмотря на то, что состоит из разных детей, является целостной системой. Ребёнок – тоже представитель системы – семейной. И так, встретились три системы: семейная, школьная и классная. Если ребёнок вписывается в эти системы, то он спокойно, реже – радостно ходит в школу. Если нет, тогда ученик может с болью сказать: «Меня не любят в школе…» Для начала выделим два направления: ребёнка «не любят» сверстники и ребёнка «не любят» учителя. Рассмотрим непринятие детским коллективом. Кто может вызвать неприязнь многих или нескольких человек?
Остановимся более подробно на каждом пункте Ребёнок не умеет общаться со сверстниками. Это может происходить по психологическим причинам, неврологическим, а иногда эти причины объединяются. Так, например, ребёнок конфликтен, агрессивен и не умеет сдерживать себя. Возможно, он одинок в семье, не принимаем родителями и с миром может взаимодействовать только через нападение. У ребёнка могут быть проблемы неврологического порядка. И тогда он не может сдерживаться из-за процессов, происходящих в его нервной системе. В любом случае необходимо родительское участие: изменение стиля воспитания в семье – в первом случае и обращение к специалистам: неврологам, психоневрологам, психологам, остеопатам – во втором. Кого ещё не любят? Детей неуверенных в себе. Почему у одного школьника есть уверенность, а у другого нет? Возможно потому, что одного ребёнка родители принимают, поддерживают и у него есть внутреннее ощущение, что он ОК, другого же, конечно, из лучших побуждений критикуют, постоянно воспитывают и у него складывается чувство, что «со мной не всё в порядке». Какой ребёнок, по вашему мнению будет привлекать насмешки и издевательства? Правильно – второй. Ещё чувство НЕ ОК может передаваться «по наследству». Здесь очень сложная химия, но суть такова, что если родитель считает себя недостаточно хорошим, то и ребёнок с большой вероятностью будет чувствовать себя так же. Здесь поможет работа родителя над собой. И если родитель сможет измениться, изменения ребёнка не заставят себя долго ждать. Дети, отличающиеся по внешнему виду (полные, худые, высокие, низкие, в очках, с косметическими дефектами) Удивительно, но неоценимую помощь такому ребёнку могут оказать опять родители. Если родители отличительную черту ребёнка считают его особенностью, то и ребёнок сможет спокойно с этим жить, а если родители полагают, что у ребёнка недостаток, он примет точку зрения взрослых. Вспоминаю двух полных девочек, первая всю школу промучилась от своей полноты, а вторая на это не обращала внимания. Про неё мама гордо говорила: «Вся в папину породу», а папу они обе любили. Другой способ решения проблемы – найти ребёнку то занятие, тот коллектив, в котором школьник будет чувствовать себя успешным. Это укрепит позитивную самооценку ребёнка, что в свою очередь отразится на взаимоотношениях со сверстниками. Дети, сильно реагирующие на насмешки и поддразнивания, часто вызывают желание сверстников продолжить приставание. Если поддразнивание происходит систематически, получается замкнутый круг: чем больше их дразнят, тем более беспомощными и ущербными чувствуют себя дети. Чтобы разорвать эту последовательность, можно: 1. Изменить отношение к дразнилке. Например, мальчика дразнили «Глеб - хлеб» Это сильно задевало ребёнка, и дразнилки продолжались. В один, прекрасный момент мальчик сказал себе: «Хлеб – всему голова», приставания прекратились. 2. Стать «учёным по поведению» и проводить эксперимент над дразнящим: Находить связь между поведением «учёного» - того, к кому пристают и поведением задиры. В этом случае происходит обмен ролями между «преследователем» и «жертвой». Ребёнок находит такое своё поведение, которое не привлекает обидчика. 3. Полезно просвещать детей в отношении «языка тела». Некоторые дети сразу забиваются в угол или впадают в бессильную ярость, тем самым как бы зазывая подразнить себя. Принимая позу уверенного, спокойного человека можно разорвать порочный круг дразнилок. Дети, чьи ценности и мотивация отличаются от большинства класса. Класс – это система и если ребёнок не находит там принятия, можно эту систему сменить на другую, подходящую. Вспоминается случай, когда в элитной школе жизнь девочки была невыносимой, одноклассники относились к ней с пренебрежением. Она была «не того уровня» (с низким по сравнению с классом достатком). Когда девочка перешла в «обычную» школу, то стала душой класса. Другой пример: у подростка разошлись отношения со сверстниками, т.к. у класса не в почёте стало учиться. В профильной школе мальчик быстро сдружился с ребятами, у них нашлись общие интересы. Ну вот, мы добрались до второй части вопроса. А именно: «Меня не любит учитель» В этой ситуации так же важно разобраться в причинах. Сначала поговорите с ребенком. Не обвиняйте, а скажите, что Вы переживаете за него и Вам нужно понять, что делать. Когда ситуация прояснится, можно поговорить с учителем. Хорошо, если у вас при необходимости возникнет сотрудничество. Например, девочка боится отвечать у доски, и учитель согласится спрашивать её с места. Если причина в ребёнке – постарайтесь вместе с ним её устранить. Очень важно, чтобы ребёнок чувствовал в вас опору. Не старайтесь всё решить за ребёнка. Бесценный опыт преодоления трудностей ему очень пригодится в жизни. Причина может быть и в учителе, ведь учителя тоже люди. Если переговоры не принесли желательного результата, то возможен переход к другому педагогу. Здесь важно не ошибиться, иначе проблема может продолжиться с другим учителем и с другим классом. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|