"Хочу" и "Должна": Крайности или Баланс?

Если ты живешь с ощущением, что вечно кому-то чего-то должна или обязана по всем фронтам, значит, скорее всего, твое хочу/могу/умею мало кого интересовало когда-то в далеком прошлом. Оно игнорировалось или обесценивалось. Считалось, что «должна» (другим) гораздо важнее «хочу» (для себя). И вот забыла, с тех времен, как это "хочу и себе позволю".

«Мне нужно, чтобы ты хорошо училось, остальное меня не волнует», нередко я слышала подобные материнские слова из уст своих клиенток.

Должна хорошо учиться, должна быть вежливой, сговорчивой, умницей, хозяйственной, послушной, должна убирать в своей комнате или во всех квартире, должна готовить ужин, забирать брата из сада и т.д.

Ну, а что останется (если останется) – на личные «хотелки». Погулять? Только после исполнения всех обязанностей. Почитать книжку? «Что разлеглась, лучше иди картошку почисть». «Хочу вон ту игрушку» - «Но у нас на нее денег нет» (как всегда).

Как удобно иметь такого ребенка, который такой обязательный, ответственный, послушный. Можно им гордится, особенно, если еще и отличница. Что ждет такого «вечного должника» во взрослой жизни – никто не думает.

Хочу и Должна Крайности или Баланс

Ну, а дальше – добро пожаловать во взрослую жизнь со всеми долгами и обязанностями, без права на «хочу и могу себе позволить». Как оно, с правом на «хочу» или без – легко проверить: когда ты в последний раз покупала себе новое платье? ходила на массаж? позволила себе сходить на недешевый спектакль? Или все на детей и мужа, а на себя – что останется (обычно – почти ничего).



Кому должна? Зачем? И почему?

Должна – значит есть долг, перед кем-то.

Обязанности – есть некие обязательства, которые нередко впариваются, как долги.

Когда в родительской семье слишком много долгов и обязанностей для других, и ничтожное – я хочу, могу, имею право (и то, часто – пока родители не видят), то это хреновая история.

Равно, как и обратная крайность, где имеют значение одни «хочухи».

Почему?

1)  Сложно понять самого себя, свои способности и возможности, свои потребности и желания, свои права и истинные обязанности. Если мне позволяется ничтожно из того, что не входит в «должна/обязана», то не формируется веры, ощущения, что я имею право на то или это, на что имеет право каждый уважающий себя человек.

Но главное: Чего я стою? Насколько ценен для себя? Насколько значим для другого? 

«Каждый раз, когда ложусь с книгой на диван, не могу расслабиться. Откуда-то вылезает стыд и кричит мамиными словами «У нас лежебокам не место!». Иногда встаю и обхожу всю квартиру, все ли в порядке? Не надо ли где прибрать?».

Я сама в детстве, например, читала книги, делая вид, что делаю уроки или пока мать не видела. Это значило, что я бездельничаю. Но проще было сбегать на улицу, там свобода от невыносимого выноса мозга. 

Если ребенку все позволяется, дом завален игрушками, исполняется любой каприз и «не хочешь, не делай» , то в итоге вырастает ощущение, что «мне все должны», сам делать не привык и ждешь от других.

Вспоминается гротескный персонаж из сказки. :)


Также можно вывалиться в бездействие, как в протест против задолбавшего "должна/обязана". И размахивать этим протестным флагом, пока не прижмет, не надоест или не сопьется.

2) Не формируется здоровой самооценки, способности преодолевать ради желанной цели и многих важных жизненных навыков.

Взять, хотя бы, эмоциональную сферу.

Если я должна проявлять только «хорошие» эмоции (должна быть всегда доброжелательной), то я не учусь иметь дело с негативными эмоциями: проявлять свои и защищаться от чужих.

Если никто не ограничивает в капризах и претензиях, то невыносимый характер обеспечен – развивается эмоциональная распущенность.

Хорошо, когда обязанности находятся в области «нравится»: Мне нравится ходить в школу, потому что люблю учиться», «Я убираюсь, потому что мне нравится, когда в моей комнате порядок».

Тогда это уже про «Я»: 
«Мне нравится учиться»
«Мне нравится порядок».

Редко, кому нравится ходить в школу. Но туда ходить нужно (либо домашнее обучение). У ребенка нет выбора. А вот как это сделать, чтобы не привить отторжение, раздражение - это вопрос!

И деньги зарабатывать нужно, если не удалось позволить себе работать с удовольствием и деньги получать.  У взрослых, все таки, больше шансов на выбор. :)

Но если все через насилие надо собой, через чувство вины и стыда за невыполненные обязательства и не отданные долги – то это прямая дорожка в невроз.

И вот встречаются таких два невротика «я всем должна» и «мне все должны» и создают свой идеальный невротический союз, балансируя друг друга со своими внутренними дисбалансами.



В идеале, хорошо бы перевести «обязанности» в другую категорию, чтобы это стало не «долгом», не «обязаловкой», а «необходимостью/потребностью».

Не все придают весомую значимость хорошей учебе или порядку в комнате, для них важно что-то другое.

Прокачивать себя по определенным предметам, например. «Мне необходимо подтянуть химию и биологию, чтобы поступить в мед., хорошо бы победить в олимпиадах.» (потому что я хочу и собираюсь стать врачом, сам для себя, а не для своих предков – медиков в 4-м поколении).

Когда ты делаешь нечто, что не очень нравится, но эти действия подпитываются каким-то своим личным смыслом, то это перестает быть насилием надо собой.

Крайности - всегда нездоровая история. Но психика изобретательна в способах сбалансирования. Например, хроническая усталость, лень или какая-то бесполезная суета.  А вот баланс...

"Хочу" и "Надо": Мороженка

...продолжение следует...



Просмотров: 682
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • "Хочу я отношений или все-таки не хочу? И если хочу, то что с этим делать?"
  • Что делать, если все всем должна?
  • "Не хочу учиться, а хочу...." или что делать родителям, если ребёнок не хочет учиться
  • Что должна и не должна делать женщина, чтобы получать подарки?
  • "Я хочу этого или мне это только кажется?" Как услышать голос сердца
  • Я хочу, чтобы мне было плохо, для меня это хорошо.
  • Быть вместе или "Ты мне ничего не должен. Я тебе ничего не должна"
  • Кризис отношений . "Почему я должна что-то менять в себе?"
  • Границы и место. Или как я ощущаю себя, когда другие не признают, что для меня это важно
  • Хочу сказать маме о том, что мне нравится мальчик, но боюсь, что она меня не поймет
  • "Все, что мне необходимо знать, открывается мне. Все, в чем я нуждаюсь, приходит ко мне".
  • «Мне нравится учиться. Я могу. У меня все получается…, или получится…»
  • Что делать, когда на работе возникают мысли: "Не хочу/не буду/неинтересно/мое ли это?"
  • Когда кажется, что любовь нужно заслужить? А когда тебя любят, то это так хорошо, "аж плохо"
  • "Ну за что мне все это?!!"
  • У меня есть проблема, но мне это нравится: что такое вторичная выгода и как её обнаружить
  • "Хочу быть блогером, а не вот это вот все"
  • «Я должна/должен еще лучше, это недостаточно хорошо» или схема жестких стандартов
  • Жизнь женщины: мне не нравится моя жизнь, но я не хочу предпринимать шаги, чтобы что-то изменить
  • Что мне делать, когда я должен, мне надо, я не могу, а порой я боюсь, что...?
  • "Сколько раз тебе повторять" или "как мне повезло, что ты такой сообразительный"
  • Вы все еще верите, что женщина должна быть недоступной, а мужчина ее добиваться?
  • Психологический смысл болезни или "Господи, за что мне это!"
  • Ты должна рядом быть, ты должна все простить
  • Почему мне не нравится идея, что "ты всё можешь, главное захотеть"?
  • "ТЫ должна, ТЫ обязана!" Правда или манипуляция?
  • Я еще и платить за это должна..или история о том, кому не суждено похудеть.
  • Новый год! А что если я не могу, не хочу радоваться? А что если я радуюсь, а кажется, что не должен?
  • "Я должна быть лучшей", или как начать деградировать.
  • "Хочу родить для себя, но боюсь. Что делать?"



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь