|
"Хочу" и "Должна": Крайности или Баланс?Автор статьи: Соколова Екатерина Владимировна
Если ты живешь с ощущением, что вечно кому-то чего-то должна или обязана по всем фронтам, значит, скорее всего, твое хочу/могу/умею мало кого интересовало когда-то в далеком прошлом. Оно игнорировалось или обесценивалось. Считалось, что «должна» (другим) гораздо важнее «хочу» (для себя). И вот забыла, с тех времен, как это "хочу и себе позволю". «Мне нужно, чтобы ты хорошо училось, остальное меня не волнует», нередко я слышала подобные материнские слова из уст своих клиенток. Должна хорошо учиться, должна быть вежливой, сговорчивой, умницей, хозяйственной, послушной, должна убирать в своей комнате или во всех квартире, должна готовить ужин, забирать брата из сада и т.д. Ну, а что останется (если останется) – на личные «хотелки». Погулять? Только после исполнения всех обязанностей. Почитать книжку? «Что разлеглась, лучше иди картошку почисть». «Хочу вон ту игрушку» - «Но у нас на нее денег нет» (как всегда). Как удобно иметь такого ребенка, который такой обязательный, ответственный, послушный. Можно им гордится, особенно, если еще и отличница. Что ждет такого «вечного должника» во взрослой жизни – никто не думает. Ну, а дальше – добро пожаловать во взрослую жизнь со всеми долгами и обязанностями, без права на «хочу и могу себе позволить». Как оно, с правом на «хочу» или без – легко проверить: когда ты в последний раз покупала себе новое платье? ходила на массаж? позволила себе сходить на недешевый спектакль? Или все на детей и мужа, а на себя – что останется (обычно – почти ничего).
Должна – значит есть долг, перед кем-то. Обязанности – есть некие обязательства, которые нередко впариваются, как долги. Когда в родительской семье слишком много долгов и обязанностей для других, и ничтожное – я хочу, могу, имею право (и то, часто – пока родители не видят), то это хреновая история. Равно, как и обратная крайность, где имеют значение одни «хочухи». Почему? 1) Сложно понять самого себя, свои способности и возможности, свои потребности и желания, свои права и истинные обязанности. Если мне позволяется ничтожно из того, что не входит в «должна/обязана», то не формируется веры, ощущения, что я имею право на то или это, на что имеет право каждый уважающий себя человек. Но главное: Чего я стою? Насколько ценен для себя? Насколько значим для другого? «Каждый раз, когда ложусь с книгой на диван, не могу расслабиться. Откуда-то вылезает стыд и кричит мамиными словами «У нас лежебокам не место!». Иногда встаю и обхожу всю квартиру, все ли в порядке? Не надо ли где прибрать?». Я сама в детстве, например, читала книги, делая вид, что делаю уроки или пока мать не видела. Это значило, что я бездельничаю. Но проще было сбегать на улицу, там свобода от невыносимого выноса мозга. Если ребенку все позволяется, дом завален игрушками, исполняется любой каприз и «не хочешь, не делай» , то в итоге вырастает ощущение, что «мне все должны», сам делать не привык и ждешь от других. Вспоминается гротескный персонаж из сказки. :)
2) Не формируется здоровой самооценки, способности преодолевать ради желанной цели и многих важных жизненных навыков. Взять, хотя бы, эмоциональную сферу. Если я должна проявлять только «хорошие» эмоции (должна быть всегда доброжелательной), то я не учусь иметь дело с негативными эмоциями: проявлять свои и защищаться от чужих. Если никто не ограничивает в капризах и претензиях, то невыносимый характер обеспечен – развивается эмоциональная распущенность. Хорошо, когда обязанности находятся в области «нравится»: Мне нравится ходить в школу, потому что люблю учиться», «Я убираюсь, потому что мне нравится, когда в моей комнате порядок». Тогда это уже про «Я»: Редко, кому нравится ходить в школу. Но туда ходить нужно (либо домашнее обучение). У ребенка нет выбора. А вот как это сделать, чтобы не привить отторжение, раздражение - это вопрос! И деньги зарабатывать нужно, если не удалось позволить себе работать с удовольствием и деньги получать. У взрослых, все таки, больше шансов на выбор. :) Но если все через насилие надо собой, через чувство вины и стыда за невыполненные обязательства и не отданные долги – то это прямая дорожка в невроз. И вот встречаются таких два невротика «я всем должна» и «мне все должны» и создают свой идеальный невротический союз, балансируя друг друга со своими внутренними дисбалансами. В идеале, хорошо бы перевести «обязанности» в другую категорию, чтобы это стало не «долгом», не «обязаловкой», а «необходимостью/потребностью». Не все придают весомую значимость хорошей учебе или порядку в комнате, для них важно что-то другое. Прокачивать себя по определенным предметам, например. «Мне необходимо подтянуть химию и биологию, чтобы поступить в мед., хорошо бы победить в олимпиадах.» (потому что я хочу и собираюсь стать врачом, сам для себя, а не для своих предков – медиков в 4-м поколении). Крайности - всегда нездоровая история. Но психика изобретательна в способах сбалансирования. Например, хроническая усталость, лень или какая-то бесполезная суета. А вот баланс... "Хочу" и "Надо": Мороженка ...продолжение следует... Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|