"Хочу" и "Должна": Крайности или Баланс?

Если ты живешь с ощущением, что вечно кому-то чего-то должна или обязана по всем фронтам, значит, скорее всего, твое хочу/могу/умею мало кого интересовало когда-то в далеком прошлом. Оно игнорировалось или обесценивалось. Считалось, что «должна» (другим) гораздо важнее «хочу» (для себя). И вот забыла, с тех времен, как это "хочу и себе позволю".

«Мне нужно, чтобы ты хорошо училось, остальное меня не волнует», нередко я слышала подобные материнские слова из уст своих клиенток.

Должна хорошо учиться, должна быть вежливой, сговорчивой, умницей, хозяйственной, послушной, должна убирать в своей комнате или во всех квартире, должна готовить ужин, забирать брата из сада и т.д.

Ну, а что останется (если останется) – на личные «хотелки». Погулять? Только после исполнения всех обязанностей. Почитать книжку? «Что разлеглась, лучше иди картошку почисть». «Хочу вон ту игрушку» - «Но у нас на нее денег нет» (как всегда).

Как удобно иметь такого ребенка, который такой обязательный, ответственный, послушный. Можно им гордится, особенно, если еще и отличница. Что ждет такого «вечного должника» во взрослой жизни – никто не думает.

Хочу и Должна Крайности или Баланс

Ну, а дальше – добро пожаловать во взрослую жизнь со всеми долгами и обязанностями, без права на «хочу и могу себе позволить». Как оно, с правом на «хочу» или без – легко проверить: когда ты в последний раз покупала себе новое платье? ходила на массаж? позволила себе сходить на недешевый спектакль? Или все на детей и мужа, а на себя – что останется (обычно – почти ничего).



Кому должна? Зачем? И почему?

Должна – значит есть долг, перед кем-то.

Обязанности – есть некие обязательства, которые нередко впариваются, как долги.

Когда в родительской семье слишком много долгов и обязанностей для других, и ничтожное – я хочу, могу, имею право (и то, часто – пока родители не видят), то это хреновая история.

Равно, как и обратная крайность, где имеют значение одни «хочухи».

Почему?

1)  Сложно понять самого себя, свои способности и возможности, свои потребности и желания, свои права и истинные обязанности. Если мне позволяется ничтожно из того, что не входит в «должна/обязана», то не формируется веры, ощущения, что я имею право на то или это, на что имеет право каждый уважающий себя человек.

Но главное: Чего я стою? Насколько ценен для себя? Насколько значим для другого? 

«Каждый раз, когда ложусь с книгой на диван, не могу расслабиться. Откуда-то вылезает стыд и кричит мамиными словами «У нас лежебокам не место!». Иногда встаю и обхожу всю квартиру, все ли в порядке? Не надо ли где прибрать?».

Я сама в детстве, например, читала книги, делая вид, что делаю уроки или пока мать не видела. Это значило, что я бездельничаю. Но проще было сбегать на улицу, там свобода от невыносимого выноса мозга. 

Если ребенку все позволяется, дом завален игрушками, исполняется любой каприз и «не хочешь, не делай» , то в итоге вырастает ощущение, что «мне все должны», сам делать не привык и ждешь от других.

Вспоминается гротескный персонаж из сказки. :)


Также можно вывалиться в бездействие, как в протест против задолбавшего "должна/обязана". И размахивать этим протестным флагом, пока не прижмет, не надоест или не сопьется.

2) Не формируется здоровой самооценки, способности преодолевать ради желанной цели и многих важных жизненных навыков.

Взять, хотя бы, эмоциональную сферу.

Если я должна проявлять только «хорошие» эмоции (должна быть всегда доброжелательной), то я не учусь иметь дело с негативными эмоциями: проявлять свои и защищаться от чужих.

Если никто не ограничивает в капризах и претензиях, то невыносимый характер обеспечен – развивается эмоциональная распущенность.

Хорошо, когда обязанности находятся в области «нравится»: Мне нравится ходить в школу, потому что люблю учиться», «Я убираюсь, потому что мне нравится, когда в моей комнате порядок».

Тогда это уже про «Я»: 
«Мне нравится учиться»
«Мне нравится порядок».

Редко, кому нравится ходить в школу. Но туда ходить нужно (либо домашнее обучение). У ребенка нет выбора. А вот как это сделать, чтобы не привить отторжение, раздражение - это вопрос!

И деньги зарабатывать нужно, если не удалось позволить себе работать с удовольствием и деньги получать.  У взрослых, все таки, больше шансов на выбор. :)

Но если все через насилие надо собой, через чувство вины и стыда за невыполненные обязательства и не отданные долги – то это прямая дорожка в невроз.

И вот встречаются таких два невротика «я всем должна» и «мне все должны» и создают свой идеальный невротический союз, балансируя друг друга со своими внутренними дисбалансами.



В идеале, хорошо бы перевести «обязанности» в другую категорию, чтобы это стало не «долгом», не «обязаловкой», а «необходимостью/потребностью».

Не все придают весомую значимость хорошей учебе или порядку в комнате, для них важно что-то другое.

Прокачивать себя по определенным предметам, например. «Мне необходимо подтянуть химию и биологию, чтобы поступить в мед., хорошо бы победить в олимпиадах.» (потому что я хочу и собираюсь стать врачом, сам для себя, а не для своих предков – медиков в 4-м поколении).

Когда ты делаешь нечто, что не очень нравится, но эти действия подпитываются каким-то своим личным смыслом, то это перестает быть насилием надо собой.

Крайности - всегда нездоровая история. Но психика изобретательна в способах сбалансирования. Например, хроническая усталость, лень или какая-то бесполезная суета.  А вот баланс...

"Хочу" и "Надо": Мороженка

...продолжение следует...



Просмотров: 686
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Что должна и не должна делать женщина, чтобы получать подарки?
  • Должна? Хочу? Могу!
  • "Хочу я отношений или все-таки не хочу? И если хочу, то что с этим делать?"
  • Баланс "Хочу", "Могу" и "Надо": с чего начать?
  • Статусному мужчине нужна аналогичная леди. Какой она должна быть? "Руби сук по себе"
  • "Не хочу учиться, а хочу...." или что делать родителям, если ребёнок не хочет учиться
  • "Ловушки" любви: "Ты должен/должна быть хорошим/хорошей"
  • Когда женщина может и должна позволить себе негативные эмоции
  • "ТЫ должна, ТЫ обязана!" Правда или манипуляция?
  • Кризис отношений . "Почему я должна что-то менять в себе?"
  • Что делать, если все всем должна?
  • Ты должна рядом быть, ты должна все простить
  • Должна ли женщина "в отношениях" работать и зарабатывать?
  • "Я хочу чтобы меня любили" или "когда я смотрю на небо"
  • "Я должна быть лучшей", или как начать деградировать.
  • "Маша, ты должна сильно стараться!" Как избавиться от "вредных" установок
  • "Ловушки" любви: «Ты - самый/самая лучший/лучшая, поэтому я должен/должна быть с тобой!»
  • "Маша, ты должна!" или как избавиться от "вредных" родительских установок
  • Быть вместе или "Ты мне ничего не должен. Я тебе ничего не должна"
  • "Сынок, не делай этого" - "Хочу и буду", чтобы ребенок сотрудничал нужно...
  • Отрывок из книги Ольги Кавер "Хочу ребенка: как быть, когда малыш не торопится?"
  • «Мужик не должен делать "бабскую" работу», а женщина должна?
  • "Я должна понравиться родителям мужа!"
  • «Я должна...» «Меня будут любить если...»
  • "Я границы не отстояла, я промолчала, а должна была!!!"
  • Что должна женщина: 3 самых распространенных "повинностей"
  • Женщина должна быть слабой, а мужчина героем? Часть 2. Мифы, которые хорошо продаются
  • Что должна женщина отдавать и делать ради мужчины, чтобы быть любимой, а не использованной
  • Жертва должна научиться отстаивать себя сама.
  • Бабушка должна, но не обязана.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь