Искусство и творчество. А что не так?

Несколько лет назад одна моя знакомая в процессе поиска работы (бухгалтером) столкнулась со странной для нее ситуацией. На нескольких собеседованиях ее попросили ответить на вопрос о том, как она воспринимает рутину и монотонность в работе бухгалтера, отсутствие в ней возможности для творчества. На это моя знакомая, желая показать, что она разносторонне развитая личность, неизменно отвечала, что этот аспект работы ничуть ее не смущает, так как в свободное время она занимается творческим видом деятельности – скрапбукингом. Все подобные собеседования заканчивались также, как и все остальные, что в случае положительного ответа с ней свяжутся. Но, уходя с них, она уже понимала, что не смогла произвести нужное впечатление на своих потенциальных работодателей. Это ее огорчало вдвойне, потому что зачастую подобные собеседования проводились в фирмах, где ей очень хотелось работать.

Внимательно выслушав ее, я задала столь очевидный для меня, но сильно озадачивший ее, вопрос: почему она решила, что творчеством можно назвать только занятие определенным видом искусства. Оказалось, что для нее это были тождественные понятия. "А что не так?" – спросила она. Занимаясь довольно долгое время различными видами рукодельного искусства она слепо верила, что проявить творческий потенциал в сферах, не связанных с искусством, нет ни малейшей возможности. После долгой дискуссии о том, что творчество может проявляться не только в искусстве, а искусство может не быть результатом творческого процесса, я посоветовала ей к следующему подобному собеседованию подготовить ответ на вопрос о рутине и творчестве в работе бухгалтера, который будет включать следующие тезисы:

  • творчество это вид мышления, позволяющий по новому осмыслить существующую реальность;
  • творчество это подход к любому виду деятельности, позволяющий создавать качественно новый продукт даже в тех сферах, где все, казалось бы, уже было создано;
  • любое творчество требует не только стремления к созиданию нового, уникального, но и глубоких познаний в той области, где человек реализует свои профессиональные амбиции;
  • занимаясь в свободное время различными видами искусства, любой человек получает возможность не только удовлетворить свое эстетическое чувство, но и получить бесценный опыт по трансформации известной ему реальности.

Словесная оболочка и приемы передачи этих тезисов должны были быть созданы ею, так как заученные фразы на собеседованиях в ответах на вопросы в любом случае звучат нелепо, особенно при ответе на вопрос о творчестве в профессиональной деятельности. Спустя неделю она нашла работу в одной престижной фирме, и, по ее словам, работодателям во время собеседования очень понравилась ее точка зрению по вопросу о творчестве и рутине в работе бухгалтера, основанная на нескольких из предложенных тезисах.

Спустя пару лет после этого случая, проводя исследования для дипломной работы в сфере профориентации, я вновь столкнулась с подобной ситуацией, так как около 80% респондентов, также как и моя знакомая в свое время, были уверены, что искусство и творчество это одно и тоже и, не имея определенных задатков и способностей, заниматься творчеством просто невозможно. При этом всем, кто занимался различными видами искусства (читай, творчества), автоматически присваивался статус элиты.

Все бы ничего, да только столь распространенное заблуждение сильно влияло на все сферы их жизнедеятельности: учебу, общение, спорт. Познание мира сводилось к достижению заданных результатов или решению задач с заранее известным ответом, к которым необходимо было прийти при совершении обозначенного алгоритма действий. Однако врожденная и, по моему убеждению, присущая каждому потребность к творчеству, как кожный зуд, на который стараешься не обращать внимание (может сам пройдет, раз способностей нет), но все равно жить спокойно не дает, различными способами находит лазейки, чтобы быть удовлетворенной.

Опрошенные при исследовании респонденты, полагавшие, что искусство и творчество это одно и то же, условно поделились на три группы:

  • первая группа – это те, кто не обладают способностями реализоваться в сфере искусства и не верят в то, что они могут, так сказать, заниматься творчеством, а потому ищут твердую почву на уже освоенной ниве, чтобы просто наслаждаться жизнью. При этом время от времени они проявляют свой творческий потенциал самым неожиданным для себя способом в, учебе, работе и в повседневной жизни;
  • вторая группа – это те, кто также не верят, что могут творчески проявить себя, не имея способностей создавать произведения искусства, но при этом страстно желая принадлежать к элите. Дальнейшее развитие людей, принадлежащих к этой группе, может происходить по нескольким направлениям, два из которых являются основными. Первый – это выход за пределы негативной установки, когда приходит понимание, что творчество не ограничивается сферой искусства. Второй – развитие деструктивной модели поведения, основанной на сильных негативных эмоциях по отношению к тем, кого природа одарила в большей степени или тем, что они хотели бы для себя. Это может привести к развитию большого числа межличностных конфликтов на разных уровнях взаимодействия: в семье, на работе, с друзьями, соседями, и даже незнакомцами на улице;
  • третья группа – это те, кто верят, что могут и, скорее всего, должны творчески проявить себя в сфере искусства, даже если у них нет выдающихся способностей к данному виду деятельности, а только страстное желание реализовать себя именно в искусстве. Это может стать причиной развития глубокого внутриличностного конфликта между "хочу" и "могу", что нарушит все сферы жизнедеятельности человека.

 

Второй вариант развития человека из второй группе и вся третья группа представляют собой случай необходимости психологической помощи, направленной на работу с установками, мотивами, самооценкой.

 

 

P.S. Деление на данные группы является условным, так как основано на информации, которая была получена при проведении исследования, направленного на выявление иных взаимосвязей. Помимо этого, разделение было проведено по наиболее общим особенностям, и не учитывает многие факторы, которые могут иметь огромное значение в отдельных случаях. Например, невозможность заниматься тем или иным видом искусства или провал, который сопутствовал первой попытке проявить себя как творческую личность.

 

 



Просмотров: 266
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Все, что нужно для изменений в психотерапии, это принять факт того, что они уже произошли
  • Проработка проблемы, что это такое и как сразу понять, что это не она?
  • Где все, что было, где радость секса… и как все это пережить!?
  • Почему женщины могут притворяться, что им было хорошо, а мужчины притворяться, что верят в это
  • "С мамой все в порядке. Это со мной что-то не так"
  • Почему все так? За что мне это?
  • Мысли материальны! Я всегда знала, что именно так все и будет. Мне это снилось!
  • Психотерапевтическая группа. Что это, и как в ней быть?
  • Целостность. Что это и для чего она нужна?
  • Границы и место. Или как я ощущаю себя, когда другие не признают, что для меня это важно
  • Я могу любить себя, но не знаю, как это сделать, потому что боюсь…боюсь, что не получиться!
  • Все, что тебе нужно - это только любовь
  • Как это любить себя и что это дает?
  • "Анализ сновидений" в группе - что это и как это работает?
  • Психологическая группа: что это такое и как это работает?
  • Как сделать так чтобы у нас все было и нам ничего за это не было.
  • Про цели, или Визуализируй - и забудь о том, что это может быть в твоей жизни.
  • Самооценка… Что это такое и как она формируется?
  • "Что значит проживать эмоции,и как это влияет на пресловутое качество жизни?" -ответ на вопрос
  • Какую девушку выбрать? Как понять, что это ОНА!
  • Давай останемся друзьями. Часть 1. Что это может означать для ваших отношений.
  • "Я для себя" - что это?
  • В других мы видим -себя, но это с ними, что то не так
  • Я почему-то не чувствую, что меня любят. Кто мне скажет – как это полюбить себя?
  • 5 признаков того, что вы разбогатеете (даже если это пока не так)
  • Я не могу быть собой, потому что не понимаю кто это - я.
  • Что я особенно люблю в своей работе.Почему экзистенциальные вопросы, и что я имею в виду говоря об этом?
  • Почему меня все время бросают? Что со мной не так?
  • - После смерти хорошие люди попадут в рай. - Почему это так? - Потому что я хороший и хочу туда попасть.
  • Пассивная агрессия, часть 1. Что это такое и как она портит нам жизнь



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь