Проблема суицида является актуальной для современного российского общества, поскольку волна самоубийств охватывает слои населения трудоспособного возраста.
Проблема суицида и парасуицидального поведения становится одной из наиболее острых медико-социальных и клинико-психологических проблем современности в связи с неуклонным ростом уровня самоубийств в России, занимающей, по данным ВОЗ за 2000 год, одно из лидирующих мест (Вассерман, Ройне, 2005) [5].По данным российской статистики покушения на свою жизнь чаще всего совершаются молодыми женщинами и подростками, значительную часть из них составляют молодые люди в возрасте от 10 до 29 лет (59%) [5].
В связи с эти важно говорить о проблемах суицида, делать первые шаги для предотвращения поведения самоповреждения и стигматизации суцидентов.
В последние годы число самоубийств неуклонно растет, по данным центров по борьбе с заболеваниями и их профилактикой. Стигматизации и отсутствие доступа к услугам в области психического здоровья препятствуют тому, чтобы многие люди получали помощь, которая им необходима [6], что безусловно является релевантной проблемой для суицидентов и их семей.
С точки зрения современной психоаналитически ориентированной психиатрии, суицидальное и парасуицидальное поведение является своего рода «визитной карточкой» пограничного личностного расстройства на том основании, что по разным данным 75% - 89% пограничных пациентов имеют в анамнезе неоднократные суицидальные попытки
(Каплан, Сэдок, 1998; Gunderson, 2001; Hull,Yeomans ,Clarkin, 1996; Kernberg, 2001; Kjellander, Bonar , King, 1998; Stonе, 1993). Показатель смертности от суицида в группе пограничных пациентов составляет 10 %, что в 50 раз больше, чем в общей популяции (Paris , 2002) [5]. Указанные факты свидетельствуют о серьёзности и одновременной сложности проблем, связанных с суицидальным поведением.
Стоит отметить, что суицид — это предмет табу, которым отмечена не только жертва, но и оставшиеся в живых [1].
Смертность от суицида является фактором, который нередко приводит к осуждению и стигматизации. Суицид часто ассоциируется с грехом, стыдом, чем то, о чем следует молчать в приличном обществе. Многие скрывают свои суицидальные попытки или суицидальное поведение в страхе осуждения и непонимания со стороны общества. Суицид накладывает табу даже на разговор о нём. Не принято говорить о боли, страданиях, слабостях. Это страшно, неприятно, ужасно и порой людям хочется закрыть на это глаза.
Даже отношение к суицидентам специалистов, оказывающих психиатрическую помощь, является неоднозначным и противоречивым [3], что указывает на актуальность темы толерантного отношения к суицидентам среди специалистов в области психического здоровья.
Говоря о современных тенденциях развития психиатрической службы в различных странах отмечается (Sartorius , 1998), что «стигматизация и дискриминация психически больных будет продолжаться, что отразится на качестве их жизни» [3].
Стоит отметить, что стигматизация суицидентов населением преобладает в общественно-политической, административно-правовой и профессиональной сферах [3]. Нередко суицидентов воспринимают как опасных для общества. Такое восприятие является достаточно травматичным для самих суицидентов. В связи с этим, очень важно менять отношение общества к суициду. Пытаться формировать толерантное отношение, выражать понимание и относиться к людям, совершающим аутоагрессивные деструктивные попытки как к людям с заболеванием, которое необходимо своевременно лечить. Суицид является не только медицинской проблемой, но и психологической. Это своего рода «индикатор» трудностей в межличностных отношениях, кризисных состояний, это крик о помощи.
Специалистам в области психического здоровья необходимо говорить о проблемах суицида открыто, не стигматизируя тех, кто совершал суицидальные попытки.
К сожалению, отечественных исследований, касающихся дестигматизации суицида, представлено крайне мало. Например, был разработан алгоритм дестигматизации суицидентов с психическими расстройствами [3].
Дестигматизация суицидентов включает оценку (тестирование в период становления терапевтической ремиссии) восприятия стигматизации и интернализации стигмы (самостигматизации). Далее проводится процесс индивидуальной психотерапии: 1. Информационно-образовательная работа; 2. Установление терапевтического контакта; 3. Выбор симптома-мишени; 4. Собственно психотерапия (психокоррекция); 5. Получение обратной связи; 6. Закрепление результата[3].
Отдельным блоком представлен психообразовательный процесс работы с родственниками и друзьями как часть дестигматизации, который включает следующие уровни:
1. Информационно-образовательная работа; 2. Установление терапевтического контакта; 3. Выявление негативных установок; 4. Психологическая коррекция негативных установок (тройная спираль М. Эриксона, встроенные команды, аналоговое маркирование, использование пресуппозиций); 5. Получение обратной связи; 6. Закрепление результата [3].
Таким образом, дестигматизация представлена как комплекс мер по профилактике изоляции суицидента и повторных попыток самоповреждения.
В целях дестигматизации важно говорить о суициде в обществе, на ТВ, радио, писать статьи информационного характера о суициде как о расстройстве психики, без осуждения и отстранённости.
Важно пытаться постепенно внедрять в общественное сознание принципиально новое понимание суицида, используя системный подход, который включает осознание суицида не только как медицинской проблемы, но и как социально-психологической.
Дестигматизация лиц с психическими расстройствами, совершивших суицидальные по- пытки, должна проводиться с учетом уровня нарушений психики и включать в себя психофармакотерапию основного заболевания и психотерапевтический комплекс, направленный на устранение непсихотической симптоматики (тревога, депрессия, чувство вины и стыда), коррекцию вызванных стигматизацией деструктивных социальных установок (агрессивность, враждебность, социальная фрустрированность); формирование толерантности пациента к восприятию социальной стигматизации и повышение его самооценки для снижения уровня самостигматизации, гармонизацию семейных отношений, мотивирование родственников на принятие и социальную поддержку пациента [3].Самостигматизация во многом может служить препятствием для установления ремиссии, повышения качества жизни, улучшения общего самочувствия. В связи с этим, суициденты должны включаться в индивидуальный психотерапевтический процесс, где бы проводилась работа по формированию принятия себя, своих особенностей, некритичное безоценочное отношение к самоповреждению. Но в то же время, важно говорить суицидентам об опасности такого поведения, о том, что это пугает окружающих и серьёзно травмирует суицидента, а значит, должны быть приняты все необходимые меры для предотвращения такого поведения. Обучение заботливому отношению к себе будет способствовать профилактике суицидов.
Таким образом, дестигматизация должна проводиться комплексно на различных уровнях жизнедеятельности (рис.1.).
Рис.1. Дестигматизация суицидентов
Процесс дестигматизации суицидентов является многогранным, где необходима поддержка со стороны общества и государства, специалистов по психическому здоровью (врачи-психиатры, психотерапевты, психологи), а так же семьи. Для реализации дестигматизации в различных сферах жизни суицидента были разработаны алгоритмы.
Алгоритм дестигматизации со стороны общества и государства:
1. Информирование в СМИ о суициде как о психическом расстройстве без катастрофизации и запугивания, без мифов о суициде. Необходима комплексная работа СМИ с врачами-психотерапевтами для получения достоверной информации о психических расстройствах и их проявлениях. Публикация буклетов, статей дестигматизационного характера.
2. Разговор о суициде в культуре без табу.
3. Разработка законопроектов о предупреждении и профилактике суицидов (Закон о психиатрической помощи, порядок действий служб экстренного реагирования при суициде).
Алгоритм дестигматизации со стороны специалистов по охране психического здоровья:
1. Разработка мультидисциплинарного подхода для оказания помощи суицидентам. Работа мультидисциплинарной бригады (врач-психиатр, психотерапевт, психолог) с суицидентом для оказания комплексного лечения и профилактики.
2. Формирование толерантного отношения к суцидентам у медицинского персонала (просветительские лекции, организация тренинговой работы).
3. Обучение родственников и близких грамотному взаимодействию с суицидентами (работа психотерапевтов с родственниками). Изменение восприятия у родственников и близких суицидентов как опасных для общества. Формирование восприятия суицидентов как людей с временными трудностями.
4. Создание кризисных центров для суцидентов.
5. Обучение диалектической поведенческой психотерапии, овладение навыками грамотной работой с суицидентами.
Алгоритм дестигматизации со стороны семьи, родственников и знакомых суицидента:
1. Изучение суицидального поведения. Психообразование (просвещение в области суицидального поведения).
2. Формирование доброжелательного отношения в семье к суициденту, атмосфера принятия.
3. Регулярное взаимодействие с врачом-психотерапевтом и психиатром.
Алгоритм дестигматизации со стороны суицидента:
1. Регулярная индивидуальная психотерапия (КБТ, ДБТ).
2. Формирование в процессе психотерапии самопринятия, доброжелательного, заботливого отношения к себе.
3. Психообразование.
4. Регулярное наблюдение у врача-психиатра. Выполнение рекомендаций врача.
Таким образом, дестигматизация суицидента это многоуровневый процесс. Суицид это проблема, охватывающая различные структуры, с которыми приходится взаимодействовать суициденту. Важно, чтобы суицидент и семья не оставались один на один с бедой, а старались обращаться к специалистам в сфере здравоохранения за получением помощи и поддержки. Одним из важных компонентов в процессе эффективного лечения суицидента является фактор доверия. Специалистам необходимо формировать доверительные отношения как с родственниками, так и с самим суицидентом для дальнейшего позитивного сотрудничества.
Стоит отметить, что для преодоления стигмы психической болезни разрабатываются проекты, направленные на выработку социальной толерантности и благосклонности в отношении психически больных (Sayce, 1999) [4], что так же подчёркивает важность и перспективность дестигматизации в проблемах суцидального поведения.
Литература
1. Гроллман Э. Суицид: превения, интервенция, поственция [Электронный ресурс]:
http://krotov.info/library/04_g/ro/lman_01.html
2. Положий Б.С, Руженков В.А., Руженкова В.В. Социальный прессинг стигматизации самоубийцы (медико-социологическое исследование) // Журнал неврологии и психиатрии им. С.С.Корсакова . 2017. Т.117.№3. С. 85-88.
3. Положий Б.С., Руженкова В.В. Стигматизация и самостигматизация суицидентов с психическими расстройствами [Электронный ресурс]: https://cyberleninka.ru/article/n/stigmatizatsiya-i-samostigmatizatsiya-suitsidentov-s-psihicheskimi-rasstroystvami
4. Руженков В.А., Руженкова В.В. Проблема стигмы в суицидологии [Электронный ресурс]:
https://cyberleninka.ru/article/n/problema-stigmy-v-psihiatrii-i-suitsidologii
5. Соколова Е.Т., Сотникова Ю.А. Проблема суицида: клинико-психологический ракурс // Вопросы психологии : издается с января 1955 года / Ред. Е.В. Щедрина. – 2006. – №2 март-апрель 2006. – С. 103-116.
6. Speaking of Psychology: Preventing suicide [Электронный ресурс]: http://www.apa.org/research/action/speaking-of-psychology/preventing-suicide.aspx