А как вы хвалите своих детей? И что для вас вообще значит похвалить? Часто, хваля ребенка, взрослые словно боятся, что он зазнается или разленится, поэтому хвалят мало, только в особых случаях. Но если в жизни ребёнка эти случаи Оочень редкие (из-за жёстких требований родителей, например), то ребёнок сомневается в себе чаще и основательнее. Ему точно не хватает вашей поддержки. А ещё у вас бывает так, что в процессе проговаривания похвалы в адрес ребёнка вы добавляете: «Хорошо, ты порадовал меня! Если бы еще так же радовал меня по математике ». Вроде похвалили, а осадок остался. Можно и НУЖНО иначе! Похвала должна быть искренней.
Похвала отражает то удовольствие и радость, которые вы испытываете от действий ребёнка. Если вдруг ребёнок выполнил аппликацию, но она неровная, неаккуратная и её точно нужно дорабатывать, не стоит расхваливать эту работу, лишь потому что НАДО и так вы поддерживаете в ребёнке энтузиазм к творчеству. Ребёнок сам видит, что его работа требует совершенства, укажите ему на это. Естественно аккуратно, по-доброму, не убивая в нём уверенность в себе.
Похвала должна соответствовать достижениям ребёнка.
Не стоит включать фейерверки родительской радости из-за любой достигнутой ребёнком цели. Такие проявления не мотивируют детей, а просто обесценивают похвалу родителей. Ведь вы по-разному чувствуете в себе гордость за вашего ребёнка, за его достижения, значит, проявления так же пусть будут разными.
Похвала должна быть конкретной.
Ребёнку важно понимать, за что вы его похвалили, тогда ему будет яснее, какие его достижения более ценные. Это относится и к золотой похвале «молодец». Просто молодец, про что это? А если звучит: «Здорово, что ты написал эти буквы так ровно, ты постарался, твои усилия помогли выполнить упражнение правильно».
Похвала ребёнка должна быть как можно ближе к поступку ребёнка по времени.
Когда желательное действие свершилось - вы это замечаете своей похвалой. Но если спустя две недели, или ещё больше вы вдруг вспомнили, что ребёнок сам сходил в магазин за хлебом, то это похвала становится менее результативна.
Похвале недолжна быть в сравнении с другими детьми.
Если вам хочется, чтобы ребёнок был похож на кого-то из детей, вы решаете ему привести пример, но ваше сравнение даёт обратный эффект. Например: «Здорово ты прыгаешь на скакалки, прям как Катя, скоро будешь супер-прыгуньей». Даже если вы сравниваете с родными братом или сестрёнкой, это всё равно другой ребёнок, ваше послание про «будь похож на другого» убивает индивидуальность.
Для ребёнка похвала – это источник сил и вдохновения, вашей веры в него. Как только вы будете учитывать особенности похвалы, она станет попадать «в цель», действовать эффективно для развития в ребёнке здоровой самооценки!
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.