|
А если я не молодец! или как хвалить детейАвтор статьи: Аппаратова Марина Александровна
А если я не молодец!… или как хвалить детей.
«Молодец!» - слышу я, как хвалит мамочка свою крошку, за то, что она сходила на горшок. «Молодец!» - говорят малышу, когда он надел колечко на стержень пирамидки. «Молодец! Молодец!» - хвалят ребенка за то, что убрал игрушки, нарисовал солнышко, сложил сам портфель, съел кашу, принес маме тапочки, оделся самостоятельно, убрал за собой со стола, самостоятельно разделся, скатился с горки, раскрасил картинку…..
«Молодец!» - слово-заклинание у многих родителей. Прочитав книги по воспитанию и позитивной педагогике, они искренне верят, что похвала поможет их малышу вырасти сильным и уверенным человеком.
И совершенно забывают, что и похвала и критика – это все оценка. Дети, которых часто и много хвалят, так же как и дети, которых много и часто критикуют, становятся зависимыми от внешней оценки.
Рассмотрим похвалу «Молодец!» как оценочный конструкт. И как всякая оценка он имеет два полюса – положительный «Молодец!» и отрицательный …. Продолжите дальше сами. Мне, кроме слов «Плохой!», «Неудачник!», «Лузер!», ничего в голову не приходит. И если ребенок не слышит привычного слова «Молодец!», то он сам бессознательно оценивает себя как плохого.
Регулярная похвала становиться «ловушкой» для ребенка.
«Захваленный ребенок», попавший в зависимость от положительной оценки часто:
Обычно такие дети уже в школьном возрасте плачут на контрольных и олимпиадах, трясутся перед экзаменами. Неуспех, поражение, проигрыш, критика могут их надолго «выбить из колеи», потому что страх потерять любовь и расположение близких лишает опоры.
Мне очень близко определение похвалы, известного психолога, кандидата психологических наук, автора множества книг о детях и родителях Ирины Млодик. В своей книге «Метаморфозы родительской любви» она пишет о похвале: «Похвала требовательна, провокативна, коварна и пронизана ожиданиями. Тактически, сиюминутно она делает наших детей сильнее, но стратегически, в перспективе – лишает их сил. Заставляя львиную долю усилий тратить на старание, на «делание вида», а не на дело, и на мучительный страх разочаровать тех, кто уже один раз их похвалил».
Родитель хвалит ребенка и дает ему следующий посыл: «Я замечаю, когда ты что-то делаешь хорошо. Я рад этому. И мне важно, что бы ты понял, что радовать меня и угождать мне гораздо эффективнее. Когда ты что-то делаешь хорошо – я радуюсь. Надеюсь, что радовать меня тебе будет гораздо приятнее, чем огорчать». И тогда мотивация действий ребенка «Я буду делать все, что бы радовать родителей!» и «Я не буду делать то, что огорчает родителей!» Ребенок вырастает эмоционально зависимым от оценки окружающих, тревожным, осторожным, неуверенным.
Регулярная похвала отнимает у детей свободу быть собой, способность активно познавать мир и совершать ошибки, возможность усваивать полученные уроки постепенно, в соответствие со своими способностями, потребностями.
Так надо ли хвалить ребенка? И если хвалить, то, каким образом?
Воспользуюсь уже готовыми правилами похвалы, сформулированные Хаимом Гиноттом, известным психологом, автором бестселлеров о воспитании:
Такую похвалу называют безоценочной.
Конструкт безоценочной похвалы состоит из следующих частей:
Например:
А если говорить о малышах от 0 до 3 лет, то для них похвала должна содержать в первую очередь чувства, эмоции, отражающие отношение к их действиям. Так же похвала служит для малышей источником позитивного отношения к своей деятельности.
Можно использовать слова:
* У тебя получилось! Я очень рада, а ты? * Ты в этом разобрался. * Ты ловко это делаешь. * Это трогает меня до глубины души. * Ярко, образно. * Великолепно! * Здорово! * Прекрасно! * Грандиозно! * Незабываемо! * Поздравляю. * Я тобой горжусь. * Остроумно. * Я просто счастлив. * Экстра-класс. * Мне очень важна твоя помощь. * Талантливо. * Работать с тобой - просто радость. * Я очень рада твоим успехам! * Ты сегодня много сделал. * Получилось! * Потрясающе. * Замечательно. * Поразительно * Я знал, что тебе это по силам. * Неподражаемо! * Мне очень нравиться, как ты это сделал! * Красота! * Я горжусь тем, что тебе это удалось. * Очень интересно! * Удивительно!
Хвалите детей безоценочно! Искренне выражайте им свои чувства!
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|