Хвалить нельзя наказывать. Часть вторая. Похвала.

Когда я спросила участников семинара: какие типы похвалы вы знаете, почти все ответили – вербальная и невербальная. И это в то самое время,  когда на перечисления типов наказания ушло несколько минут.  А ведь если вы хотите чего-то добиться от ребенка (или взрослого), то лучше использовать похвалу. Это куда более значимое действие, чем наказание. Похвалой вы и свою энергию сбережете, и ваш ребенок, будет чувствовать себя любимым и уверенным в себе.

Итак, что в первую очередь нужно знать о похвале.

Похвала бывает простая и сложная. Улыбнулись, сказали «спасибо» - и ребенок знает, что вам приятны его старания, что вы оценили их.  Говоря ребенку «Я так рада, что ты сам нашел выход из сложной ситуации. Я очень ценю твою самостоятельность», - мы и его самооценку повышаем и объясняем, что именно было сделано хорошо. Это простая похвала. Она наиболее частая. Ниже мы разберем варианты так называемых сложных похвал.

Еще очень важно знать, что похвалу не надо откладывать в долгий ящик. Произошло что-то хорошее - и сразу похвалите! Хвалить нужно искренне – дети часто чувствуют сухую лесть и фальшь и учатся у вас манипулировать похвалой. Также нужно не забывать, что каждому возрасту – своя похвала. Поэтому за один и тот же «подвиг» хвалить можно по-разному.

Хвалить нельзя наказывать Часть вторая Похвала

Так какие же типы похвалы существуют?

  1. Похвала - компенсация. Используется, когда вам кажется, что хвалить ребенка совсем не за что. Например, ребенок рисует плохо. Ну не художник он. Но приходит к Вам, показывает рисунок и просит оценить. И вы не смотрите, что на рисунке ничего не понятно, все криво и съехало на бок. Вы хвалите за: яркие краски, заполненность пространства на листе, одну, но очень прямую и красивую линию и т.д.
  2. Похвала – аванс.  Используется для внушения ребенку веры в себя. «Ты много занимался и я верю – ты справишься». «Ты сильный, у тебя все получится». Если похвала качественная и точная – ребенок  будет стараться горы свернуть.
  3. Подъемная похвала похожа на похвалу - аванс. Используется, когда вы планируете повысить требования к ребенку. Можно вспомнить, что он очень старательный и самостоятельный. И что, если сейчас что-то не получится, то вы все равно его поддержите. Можно немного рассказать о себе, как что-то тоже не получалось. В этом и предыдущем типе похвалы есть вероятность скатиться в манипуляции. Ребенок почувствует это, когда ваши похвалы будут слишком расходиться с реальным образом ребенка.
  4. Косвенное одобрение – такой тип похвалы, когда вы не хвалите ребенка напрямую, а советуетесь с ним на какую-то важную тему, просите у него посильной помощи. Иногда это может быть добрые слова, которые вы говорите о ребенке кому-то из знакомых в его присутствии.
  5. И еще одна безграничная похвала – «море любви» или «взрыв любви». Ее еще называют скорой психологической помощью. Нужно использовать, когда вы видите, что у ребенка стресс, депрессия, какой-то кризис в отношениях, учебе и т.д. В такой ситуации не бойтесь перехвалить. Тут в ход может пойти все: признание в любви, предложение вместе куда-то сходить, просмотр фильма, предложение своей помощи. Не надо  бояться организовать праздник на пустом месте - ребенок будет вам благодарен за поддержку и понимание.

Знать типы похвалы не всегда достаточно, для того, чтобы суметь грамотно и качественно похвалить. Существуют также правила, которым надо следовать, когда хвалите ребенка:

  1. Необходимо помнить, что частые похвалы не могут избаловать ребенка.
  2. Ребенка нужно хвалить как можно чаще. Гораздо больше, чем наказывать. Если представить это в виде схемы, то соотношение похвалы к наказанию будет «5:1». Обратите внимание, сколько раз в день мы ругаем ребенка, а сколько хвалим. Соберите свою статистику. Замечали, наверное, что если ребенок затих у себя в комнате, что-то рисует, читает, никого не трогает, вам не всегда придет в голову отметить это, похвалить. Но как только он понесся по коридору, начал стучать, кричать, как тут же идет незамедлительная реакция: «Прекрати шуметь, не топай, не ори…» и т.д.
  3. Если хотите похвалить ребенка за красоту, ум – это очень хорошо. Ребенок должен ощущать себя красивым и любимым. Но не надо хвалить его в сравнительной степени: «самый умный», «самый красивый». Этим вы сравниваете его с другими и ребенок начинает думать, что в его окружении нет достойных его ребят. Лучше похвалить «мой красавец», «ты такой у меня умный» и др.
  4. Не надо хвалить кого –то одного в присутствие других детей. Не надо сравнивать их между собой.
  5. Чем чаще хвалишь, тем реже приходится наказывать. Во-первых, ребенок  усваивает позитивные модели поведения. А во-вторых, если много хвалить (тут надо приглядываться, искать, за что похвалить), то за целый день можно и не успеть наказать.
  6. Нельзя манипулировать похвалой: «Ты такой молодец, что убрал в своей комнате, если бы ты еще ведро вынес помойное – цены бы тебе не было». Ребенок начинает думать, что вы любите его только за то, что он делает для вас. И что он всегда чуть-чуть не дотягивает до вашей любви, никак не может заслужить ее.
  7. Хвалить лучше по схеме, которая была приведена выше. Но если пяти раз не получается поначалу, то находите не менее 3 поводов похвалить ребенка.
  8. Все то, что вы хотите от ребенка, необходимо сначала начать делать самим.

В заключение хочется добавить еще несколько советов, которые помогут вам жить в мире и гармонии со своими детьми. Попробуйте придумать несколько занятий с ребенком. Это могут быть какие-то семейные дела, ритуалы, традиции, которые будут доставлять вам радость от совместного времяпровождения. Например, совместное чтение книг на ночь, походы в кино по субботам, катание на велосипеде и т.д. Ребенок будет ценить и ждать эти моменты. Но состояться они могут, только если ребенок не совершит чего-то плохого (только ощутимо плохого). И ребенок должен быть предупрежден об этом.  Лучше  на время лишить ребенка хорошего, а не сделать ему плохое.

А еще не забывайте о телесном контакте. Словесная похвала – это хорошо. Но объятия – просто необходимы! Обнимайте ребенка несколько раз в день. Как говорят, 4 объятия совершенно необходимы каждому просто для выживания, а для хорошего самочувствия нужно не менее 8 объятий в день! И не только ребенку, но и взрослому.







Просмотров: 451
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Ребенок с отцом – это хорошо! А что делать, когда его нет рядом?
  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • Что делать, когда хочется наорать на ребенка, но понимаешь, что это плохо?
  • Ребенок просит, чтобы ему говорили при все, что его больше всех любят. Как реагировать?
  • Если ребенок стал объектом травли в школе: что нужно и чего нельзя делать взрослым
  • Все, что нужно для изменений в психотерапии, это принять факт того, что они уже произошли
  • Как понять, что ваш ребенок будет счастлив в жизни, если ему, всего, 5 лет
  • Как и за что хвалить ребенка
  • Как быть, если ребенок не ценит то, что Вы для него делаете
  • Иногда то, чего вы так сильно хотите - может быть совсем не тем, что вам действительно нужно
  • Не нужно притворяться, что у вас в порядке и вас все устраивает, если это далеко не так
  • Когда кажется, что любовь нужно заслужить? А когда тебя любят, то это так хорошо, "аж плохо"
  • Ребенок жалуется, что его обижают. Что делать?
  • Ребенок говорит, что его не любят. Что делать
  • Что делать, если Вы думаете, что не любите своего ребенка?
  • Плохое поведение ребенка. Что это такое и что делать?
  • Что делать, если узнали, что ребенок курит?
  • Что делать если Вы узнали, что ребенок врет.
  • Почему мужчины мечтают о сексе втроем. Что это значит и чем его заменить, если это твой мужчина!?
  • Что такое конфликт? Как его избежать и всегда ли это нужно делать?
  • Кто такой маменькин сынок и что делать, если Вы осознали, что Вы – это он?
  • Если вам кажется, что в жизни нужно что-то менять, то вам не кажется.
  • 11 признаков компьютерной зависимости у ребенка или как узнать, что ваш ребенок зависим от компьютера?
  • Что делать, если вам кажется, что у вас кризис: 3 простых шага и 1 тест
  • Как ваш ребенок понимает, что вы его любите?
  • Если Ваш близкий человек употребляет химические вещества, что Вам надо знать?
  • “Ну и что, что мой ребенок тревожный? Он будет полицейским/врачом/пожарным и точка!”
  • как быть, если ребенок что-то украл?
  • Все, что тебе нужно - это только любовь
  • Что будет если называть ребенка зайчиком, блинчиком, комариком и недотепой



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь