Когда я спросила участников семинара: какие типы похвалы вы знаете, почти все ответили – вербальная и невербальная. И это в то самое время, когда на перечисления типов наказания ушло несколько минут. А ведь если вы хотите чего-то добиться от ребенка (или взрослого), то лучше использовать похвалу. Это куда более значимое действие, чем наказание. Похвалой вы и свою энергию сбережете, и ваш ребенок, будет чувствовать себя любимым и уверенным в себе.
Итак, что в первую очередь нужно знать о похвале.
Похвала бывает простая и сложная. Улыбнулись, сказали «спасибо» - и ребенок знает, что вам приятны его старания, что вы оценили их. Говоря ребенку «Я так рада, что ты сам нашел выход из сложной ситуации. Я очень ценю твою самостоятельность», - мы и его самооценку повышаем и объясняем, что именно было сделано хорошо. Это простая похвала. Она наиболее частая. Ниже мы разберем варианты так называемых сложных похвал.
Еще очень важно знать, что похвалу не надо откладывать в долгий ящик. Произошло что-то хорошее - и сразу похвалите! Хвалить нужно искренне – дети часто чувствуют сухую лесть и фальшь и учатся у вас манипулировать похвалой. Также нужно не забывать, что каждому возрасту – своя похвала. Поэтому за один и тот же «подвиг» хвалить можно по-разному.
Так какие же типы похвалы существуют?
Похвала - компенсация. Используется, когда вам кажется, что хвалить ребенка совсем не за что. Например, ребенок рисует плохо. Ну не художник он. Но приходит к Вам, показывает рисунок и просит оценить. И вы не смотрите, что на рисунке ничего не понятно, все криво и съехало на бок. Вы хвалите за: яркие краски, заполненность пространства на листе, одну, но очень прямую и красивую линию и т.д.
Похвала – аванс. Используется для внушения ребенку веры в себя. «Ты много занимался и я верю – ты справишься». «Ты сильный, у тебя все получится». Если похвала качественная и точная – ребенок будет стараться горы свернуть.
Подъемная похвала похожа на похвалу - аванс. Используется, когда вы планируете повысить требования к ребенку. Можно вспомнить, что он очень старательный и самостоятельный. И что, если сейчас что-то не получится, то вы все равно его поддержите. Можно немного рассказать о себе, как что-то тоже не получалось. В этом и предыдущем типе похвалы есть вероятность скатиться в манипуляции. Ребенок почувствует это, когда ваши похвалы будут слишком расходиться с реальным образом ребенка.
Косвенное одобрение – такой тип похвалы, когда вы не хвалите ребенка напрямую, а советуетесь с ним на какую-то важную тему, просите у него посильной помощи. Иногда это может быть добрые слова, которые вы говорите о ребенке кому-то из знакомых в его присутствии.
И еще одна безграничная похвала – «море любви» или «взрыв любви». Ее еще называют скорой психологической помощью. Нужно использовать, когда вы видите, что у ребенка стресс, депрессия, какой-то кризис в отношениях, учебе и т.д. В такой ситуации не бойтесь перехвалить. Тут в ход может пойти все: признание в любви, предложение вместе куда-то сходить, просмотр фильма, предложение своей помощи. Не надо бояться организовать праздник на пустом месте - ребенок будет вам благодарен за поддержку и понимание.
Знать типы похвалы не всегда достаточно, для того, чтобы суметь грамотно и качественно похвалить. Существуют также правила, которым надо следовать, когда хвалите ребенка:
Необходимо помнить, что частые похвалы не могут избаловать ребенка.
Ребенка нужно хвалить как можно чаще. Гораздо больше, чем наказывать. Если представить это в виде схемы, то соотношение похвалы к наказанию будет «5:1». Обратите внимание, сколько раз в день мы ругаем ребенка, а сколько хвалим. Соберите свою статистику. Замечали, наверное, что если ребенок затих у себя в комнате, что-то рисует, читает, никого не трогает, вам не всегда придет в голову отметить это, похвалить. Но как только он понесся по коридору, начал стучать, кричать, как тут же идет незамедлительная реакция: «Прекрати шуметь, не топай, не ори…» и т.д.
Если хотите похвалить ребенка за красоту, ум – это очень хорошо. Ребенок должен ощущать себя красивым и любимым. Но не надо хвалить его в сравнительной степени: «самый умный», «самый красивый». Этим вы сравниваете его с другими и ребенок начинает думать, что в его окружении нет достойных его ребят. Лучше похвалить «мой красавец», «ты такой у меня умный» и др.
Не надо хвалить кого –то одного в присутствие других детей. Не надо сравнивать их между собой.
Чем чаще хвалишь, тем реже приходится наказывать. Во-первых, ребенок усваивает позитивные модели поведения. А во-вторых, если много хвалить (тут надо приглядываться, искать, за что похвалить), то за целый день можно и не успеть наказать.
Нельзя манипулировать похвалой: «Ты такой молодец, что убрал в своей комнате, если бы ты еще ведро вынес помойное – цены бы тебе не было». Ребенок начинает думать, что вы любите его только за то, что он делает для вас. И что он всегда чуть-чуть не дотягивает до вашей любви, никак не может заслужить ее.
Хвалить лучше по схеме, которая была приведена выше. Но если пяти раз не получается поначалу, то находите не менее 3 поводов похвалить ребенка.
Все то, что вы хотите от ребенка, необходимо сначала начать делать самим.
В заключение хочется добавить еще несколько советов, которые помогут вам жить в мире и гармонии со своими детьми. Попробуйте придумать несколько занятий с ребенком. Это могут быть какие-то семейные дела, ритуалы, традиции, которые будут доставлять вам радость от совместного времяпровождения. Например, совместное чтение книг на ночь, походы в кино по субботам, катание на велосипеде и т.д. Ребенок будет ценить и ждать эти моменты. Но состояться они могут, только если ребенок не совершит чего-то плохого (только ощутимо плохого). И ребенок должен быть предупрежден об этом. Лучше на время лишить ребенка хорошего, а не сделать ему плохое.
А еще не забывайте о телесном контакте. Словесная похвала – это хорошо. Но объятия – просто необходимы! Обнимайте ребенка несколько раз в день. Как говорят, 4 объятия совершенно необходимы каждому просто для выживания, а для хорошего самочувствия нужно не менее 8 объятий в день! И не только ребенку, но и взрослому.
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.