Хвалить нельзя наказывать. Часть вторая. Похвала.

Когда я спросила участников семинара: какие типы похвалы вы знаете, почти все ответили – вербальная и невербальная. И это в то самое время,  когда на перечисления типов наказания ушло несколько минут.  А ведь если вы хотите чего-то добиться от ребенка (или взрослого), то лучше использовать похвалу. Это куда более значимое действие, чем наказание. Похвалой вы и свою энергию сбережете, и ваш ребенок, будет чувствовать себя любимым и уверенным в себе.

Итак, что в первую очередь нужно знать о похвале.

Похвала бывает простая и сложная. Улыбнулись, сказали «спасибо» - и ребенок знает, что вам приятны его старания, что вы оценили их.  Говоря ребенку «Я так рада, что ты сам нашел выход из сложной ситуации. Я очень ценю твою самостоятельность», - мы и его самооценку повышаем и объясняем, что именно было сделано хорошо. Это простая похвала. Она наиболее частая. Ниже мы разберем варианты так называемых сложных похвал.

Еще очень важно знать, что похвалу не надо откладывать в долгий ящик. Произошло что-то хорошее - и сразу похвалите! Хвалить нужно искренне – дети часто чувствуют сухую лесть и фальшь и учатся у вас манипулировать похвалой. Также нужно не забывать, что каждому возрасту – своя похвала. Поэтому за один и тот же «подвиг» хвалить можно по-разному.

Хвалить нельзя наказывать Часть вторая Похвала

Так какие же типы похвалы существуют?

  1. Похвала - компенсация. Используется, когда вам кажется, что хвалить ребенка совсем не за что. Например, ребенок рисует плохо. Ну не художник он. Но приходит к Вам, показывает рисунок и просит оценить. И вы не смотрите, что на рисунке ничего не понятно, все криво и съехало на бок. Вы хвалите за: яркие краски, заполненность пространства на листе, одну, но очень прямую и красивую линию и т.д.
  2. Похвала – аванс.  Используется для внушения ребенку веры в себя. «Ты много занимался и я верю – ты справишься». «Ты сильный, у тебя все получится». Если похвала качественная и точная – ребенок  будет стараться горы свернуть.
  3. Подъемная похвала похожа на похвалу - аванс. Используется, когда вы планируете повысить требования к ребенку. Можно вспомнить, что он очень старательный и самостоятельный. И что, если сейчас что-то не получится, то вы все равно его поддержите. Можно немного рассказать о себе, как что-то тоже не получалось. В этом и предыдущем типе похвалы есть вероятность скатиться в манипуляции. Ребенок почувствует это, когда ваши похвалы будут слишком расходиться с реальным образом ребенка.
  4. Косвенное одобрение – такой тип похвалы, когда вы не хвалите ребенка напрямую, а советуетесь с ним на какую-то важную тему, просите у него посильной помощи. Иногда это может быть добрые слова, которые вы говорите о ребенке кому-то из знакомых в его присутствии.
  5. И еще одна безграничная похвала – «море любви» или «взрыв любви». Ее еще называют скорой психологической помощью. Нужно использовать, когда вы видите, что у ребенка стресс, депрессия, какой-то кризис в отношениях, учебе и т.д. В такой ситуации не бойтесь перехвалить. Тут в ход может пойти все: признание в любви, предложение вместе куда-то сходить, просмотр фильма, предложение своей помощи. Не надо  бояться организовать праздник на пустом месте - ребенок будет вам благодарен за поддержку и понимание.

Знать типы похвалы не всегда достаточно, для того, чтобы суметь грамотно и качественно похвалить. Существуют также правила, которым надо следовать, когда хвалите ребенка:

  1. Необходимо помнить, что частые похвалы не могут избаловать ребенка.
  2. Ребенка нужно хвалить как можно чаще. Гораздо больше, чем наказывать. Если представить это в виде схемы, то соотношение похвалы к наказанию будет «5:1». Обратите внимание, сколько раз в день мы ругаем ребенка, а сколько хвалим. Соберите свою статистику. Замечали, наверное, что если ребенок затих у себя в комнате, что-то рисует, читает, никого не трогает, вам не всегда придет в голову отметить это, похвалить. Но как только он понесся по коридору, начал стучать, кричать, как тут же идет незамедлительная реакция: «Прекрати шуметь, не топай, не ори…» и т.д.
  3. Если хотите похвалить ребенка за красоту, ум – это очень хорошо. Ребенок должен ощущать себя красивым и любимым. Но не надо хвалить его в сравнительной степени: «самый умный», «самый красивый». Этим вы сравниваете его с другими и ребенок начинает думать, что в его окружении нет достойных его ребят. Лучше похвалить «мой красавец», «ты такой у меня умный» и др.
  4. Не надо хвалить кого –то одного в присутствие других детей. Не надо сравнивать их между собой.
  5. Чем чаще хвалишь, тем реже приходится наказывать. Во-первых, ребенок  усваивает позитивные модели поведения. А во-вторых, если много хвалить (тут надо приглядываться, искать, за что похвалить), то за целый день можно и не успеть наказать.
  6. Нельзя манипулировать похвалой: «Ты такой молодец, что убрал в своей комнате, если бы ты еще ведро вынес помойное – цены бы тебе не было». Ребенок начинает думать, что вы любите его только за то, что он делает для вас. И что он всегда чуть-чуть не дотягивает до вашей любви, никак не может заслужить ее.
  7. Хвалить лучше по схеме, которая была приведена выше. Но если пяти раз не получается поначалу, то находите не менее 3 поводов похвалить ребенка.
  8. Все то, что вы хотите от ребенка, необходимо сначала начать делать самим.

В заключение хочется добавить еще несколько советов, которые помогут вам жить в мире и гармонии со своими детьми. Попробуйте придумать несколько занятий с ребенком. Это могут быть какие-то семейные дела, ритуалы, традиции, которые будут доставлять вам радость от совместного времяпровождения. Например, совместное чтение книг на ночь, походы в кино по субботам, катание на велосипеде и т.д. Ребенок будет ценить и ждать эти моменты. Но состояться они могут, только если ребенок не совершит чего-то плохого (только ощутимо плохого). И ребенок должен быть предупрежден об этом.  Лучше  на время лишить ребенка хорошего, а не сделать ему плохое.

А еще не забывайте о телесном контакте. Словесная похвала – это хорошо. Но объятия – просто необходимы! Обнимайте ребенка несколько раз в день. Как говорят, 4 объятия совершенно необходимы каждому просто для выживания, а для хорошего самочувствия нужно не менее 8 объятий в день! И не только ребенку, но и взрослому.







Просмотров: 478
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Лучшая похвала: зачем хвалить самого себя
  • Нужно ли хвалить ребенка?
  • Похвала. Как хвалить мальчика и как девочку?
  • Как вырастить ребенка удачником, когда ты сам ребенок СССР?
  • Как решить водить ребенка в кружок или нет, когда ребенок не хочет?
  • Если ребенок стал объектом травли в школе: что нужно и чего нельзя делать взрослым
  • Развитие и становление ребенка как личности. Часть 2 - Кто такой ребенок?
  • Похвала и порицание ребенка.
  • Похвала – лучшая награда для ребенка
  • Ребенок ворует. Всегда ли за это надо наказывать?
  • Чего не надо делать, когда Вы злитесь на ребенка?
  • Почему ребенок ругается с учителями? Причины плохого поведения ребенка в школе
  • Почему важно хвалить ребенка?
  • НЕмолодец! Как хвалить повышая самооценку ребенка!
  • Топ 5 фраз полезной похвалы ребенка
  • Если ребенок не может постоять за себя.
  • Если ребенок не может себя заставить
  • Как и за что хвалить ребенка
  • Как хвалить ребенка?
  • Как хвалить ребенка
  • Надо ли заставлять ребенка ходить на занятия (кружки), если он не хочет?
  • Как понять, что ваш ребенок будет счастлив в жизни, если ему, всего, 5 лет
  • Как правильно хвалить ребенка
  • Как правильно хвалить ребенка
  • Как правильно хвалить ребенка
  • Когда у меня будет ребенок...
  • И в кого ты такой? Если ребенок не оправдывает родительских ожиданий
  • Как быть счастливой в отношениях, если все мужчины - мерзавцы и нужно всегда искать кого-то лучше
  • Кнут и пряник. Как хвалить и ругать ребенка?
  • Если хотите, чтобы ваш ребенок читал.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь