Ты молодец! Такая умница! Ты настоящий шедевр нарисовал! И повисли ярлыки на ушах неокрепших детских душ!
Исследования показывают, что 80% родителей убеждены, что нужно ребенка хвалить за его способности, потому что это укрепляет его уверенность в себе и поощряет стремление к достижениям.
Вообще, звучит Логично! Логика в том, что так все делали, а верно или нет, поживем увидим.
И я сама так думала, пока не увидела, как мой "гениальный" ребенок стал легко сдаваться и отказываться от выполнения не совсем трудных задач!
Профессор психологии в стэнфордском университете Кэрол Дуэк более чем 20 лет занимается изучением учеников пытаясь понять почему одни добиваются успеха в жизни, а другие нет?
В чём разница первых и вторых при одинаковых интеллектуальных способностях?
И она сделала это! Провела огромное количество исследований, которые научно доказали существование двух установок:
1.Установка на данность
2. Установка на рост
Мы есть то, что Мы мыслим!
Как говорил Генри Форд "Если ты считаешь что можешь- ты прав! Если ты считаешь, что не можешь - ты тоже прав!"
1. Установка на данность -установка которая формируется у ребенка с рождения и означает, что он обладает какими-то определенными качествами, а именно:
Умом, талантом и всё, что ему остаётся делать - это доказывать всем снова и снова, что количество - этого ума довольно велико и ни в коем случае нельзя демонстрировать нехватку или даже чувствовать, что ты можешь ошибиться.
Когда вы называете ребенка умным красивым - Вы вешаете на него ярлык, колокольчик со свинцовым языком, который будет тянуть его всю жизнь к земле! Всю жизнь ему придётся доказывать всем, что ему при рождении раздали карты "флеш рояль", а в тайне и глубине души он будет страдать от того, что у него всего пара десяток на руках!
Кстати слово "Молодец" из той же серии! Знали бы Вы сколько детей в 40-50 лет доказывают всем, что они "Молодцы"!
Тогда у вас возникает очевидный вопрос- А как хвалить?
Хвалите так, чтобы у ребёнка сформировалась
2. Установка на рост!
Люди с этой установкой не считают себя умными и одаренными, внутри них существует твердое убеждение, что любые качества вполне поддаются культивированию, если только приложить к этому усилия.
Благодаря стараниям и приобретаемым знаниям каждый способен меняться и развиваться!
Эти люди не скрывают от всех свои недостатки - они их преодолевают и это самое Большая разница между двумя установками!
В первую очередь детей хвалят за старание за усилия которые приложил ребёнок! Хвалят за то, что не сдался!
Если ребенок принес показать рисунок, мы не называем рисунок красивым! Не оцениваем его! А просто замечаем, как нарисован рисунок! Например: какие ровный лучики у солнца! Какие яркие цвета! Ты наверное очень старалась?
Поверьте, ребенок сам способен сделать правильные выводы-значит я рисую красиво! Этот внутренний диалог гораздо важнее и останется с ним на всю жизнь! Если конечно не хотите, что бы он звонил вам в 30 лет и спрашивал: "Мам, а я молодец"?
Этого достаточно чтобы вырастить уверенного в себе человека!
Эксперимент:
Собрали 2 группы школьников. Одну группу хвалили за проявленные способности: Надо же, ты получил 80 баллов! Это очень хороший показатель! Должно быть ты в этом деле действительно разбираешься
"Я такой талантливый,думал про себя ребёнок."
Вторую группу школьников хвалили за предпринятые усилия!
Надо же ты получил 80 баллов! Это очень хороший показатель, должно быть ты изрядно потрудился! Не сдался, когда было трудно!
В чём отличия?
Ребятам не говорили, что они обладают какими-то особыми талантами, их хвалили за то, что они сделали Всё необходимое для успеха!
Итог эксперимента:
1. Те кого хвалили за талант (установка на данность) стали отказываться от решения более сложных задач, в конце эксперимента, они стали хуже справляться с лёгкими задачами. То есть их уровень интеллекта искусственно снизился.
2. Те, кого хвалили за усилия и упорство (установка на рост) с интересом и вызовом брались за решение более сложных задач. Легче справлялись с неудачами, если не могли решить. В конце эксперимента эти дети показали более высокий уровень интеллекта.
3. Обе группы изначально были одинакового уровня интеллекта.
Вывод:
Мы своими фразами понижаем интеллектуальное развитие детей! Вот такая игра слов, ценою успешности собственного ребенка.
Представьте, что ребёнок стоит перед высокой горой вы подходите к нему, Говорите ему что-то, отчего у него вырастают крылья, и он преодолевая страхи и сомнения взлетает!
Представьте теперь другую ситуацию. Все тот же ребенок, только с установкой на данность.
(У него крылья с рождения)
Вы подходите к ребёнку с установкой на данность. Он стоит перед горой и и вы уже смотрите на него как на Орла с крыльями и вас удивляет, почему он еще не на горе-Ведь у него есть крылья. А он думает про себя, я неудачник есть крылья, а я стою. Сейчас это все поймут. И самооценка полетела камнем вниз.