Частенько вы наверно слышали подобные слова от своих родителей, бабушек или дедушек, или каких-нибудь дядь и теть? Вот про это мы сегодня и поговорим.В своей вчерашней статье я обещал рассказать, откуда же берется наша "неадекватность" в оценивании себя, окружающих и сослался на детство. Оказывается секрет здесь очень простой. Во множестве современных книг и статей по детской психологии неоднократно говорится о том, что мол, детей нужно обязательно хвалить, тогда вы вырастите их уверенными в себе и целеустремленными личностями. Хвалить то надо, вот только часто не поясняют КАК хвалить. Захваленных детей я видел не мало. Как правило они с возрастом превращаются в эгоистов, часто вовсе садятся родителям на шею. Дело в том, что похвала и критика бывает как конструктивной, так и деструктивной, а для психологии ребенка эти различия принципиальны.
Приведу пример. А точнее, попробуем с вами вспомнить наше детство. Наверняка был момент, когда вы сделав что-то "выдающиеся", по мнению родителей, получали заслуженную похвалу и вам говорили нечто "Вот умница!" или "Какой Петя у нас молодец, выучил такой большой стих!". Петя сияя лаврами успеха в полной уверенности что он исключительный ребенок очень гордится своими заслугами. А когда мы совершали какую-то провинность? Например, что-то ломали или вели себя плохо? Тут Пете могли сказать что-то вроде "какой ты неаккуратный/непослушный". Проходит время, Петя вырастает, получает образование, устраивается на работу. На работе наступает время оценки сданных проектов и тут вдруг начальник начинает высказывать Пете "какой он плохой сотрудник", что вот "тут и тут ошибки" и т. д. Петя смотрит на Васю, проект которого уже давно утвержден и понимая что сам, видимо, лишится премии, начинает думать что "Вася явно лучше меня, потому и заработает больше". Неудовлетворенность, депрессия, проблемы в семье. А теперь как в школе - найдите ошибку, в данном случае в поведении родителей.
Суть тут проста. С самого детства, когда мы только начинаем учиться пользоваться самым бесценным даром данным нам свыше - умением творить, продукты нашего творчества соотносят непосредственно с нами, с нашей личностью. Выучил стих - молодец. Убрал в комнате - молодец. Сломал машинку, разбил вазу - плохой. С этого момента человек все что касается его деятельности сопоставляет с тем насколько хорош он сам как человек, что является самой коварной ловушкой для самооценки и адекватного восприятия всего что говорят в его адрес окружающие. Когда ребенку говорят что он "молодец", он утверждается абсолюте своей исключительности. Все, он достиг предела и далее нет смысла совершенствоваться. Вероятно что следующий свой стих и уборку комнаты он уже выучит/сделает спустя рукава, ведь он молодец и так! Зачем стараться? То же самое происходит и с критикой. Особенно ярко видно детей с неадекватным отношением к критике в детском возрасте в школе, когда преподаватели оценивают их работы. Написав плохую работу и получив "пару", ребенок принимает эту пару как личное оскорбление, не меньше. Ведь теперь ОН плохой, раз написал плохо контрольную. Истерики. Комплекс отличника. С возрастом этот поведенческий паттерн переходит в сферу трудовой активности, проецируется на качество работы и зарплату. Человек начинает неизбежно СЕБЯ сравнивать с другими, а глядя на тех кто зарабатывает миллионы, он планомерно утверждается в своем ничтожестве. Это порождает один из самых разрушительных грехов - зависть.
А все так хорошо начиналось, с выученного Петей стишка.
Так вот, чтобы не корежить психологию подрастающего поколения, привыкайте нахваливать не их самих, а то, что они делают, продукты их творчества. Это не Полина умница потому что написала такое хорошее эссе. Но то, что Полина написала именно такое эссе, говорит о качественно проделанной работе и ее должном отношении. Чтобы перестать себя сравнивать с другими и завидовать, перестаньте мусолить информацию о том у кого сколько денег. Это не важно. Это не говорит о том, что данный конкретный человек чем-то лучше вас, умнее или даже компетентнее, а мир несправедлив, и где же те "родители", которые оценят именно вас по достоинству. Это лишь говорит о том, что то что производит другой, по некой причине оценивается выше чем-то что производите вы. Хотите больше - делайте еще лучше или иначе или в другом месте, для других, но не пытайтесь уничижать себя. Борьба с собой - это бессмысленное насилие своей души.
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.