|
Как поднять самооценку у ребёнка и сформировать уверенность в себе.Автор статьи: Петрова Мария Павловна
Как поднять самооценку у ребёнка и сформировать уверенность в себе. 1. Больше обращать внимание ребёнка на то, что у него хорошо получается. Мы привыкли говорить: "молодец", "красивый рисунок", "ты самый лучший". Но ребенок живет в мире людей, и не все люди его оценят, а может даже и наоборот раскритикуют. Тогда у ребенка могут появиться сомнения в себе, в своих способностях и талантах. А такой ли я молодец, а почему меня другие не хвалят, и почему Петя сказал, что у меня некрасивый рисунок? И тогда ребёнок просто не может понять, какой он. Да и те привычные фразы повторяемые раз за разом просто перестают со временем восприниматься ребёнком, он их больше не слушает. И вот, чтобы формировать адекватную самооценку и уверенность в себе, мы даем ребенку опору - то, на что он будет опираться, оценивая себя. Для этого нужно увидеть среди всего того, что ребенок делает, то, что у него лучше всего получилось. В его рисунке увидеть среди всех животных очень хорошо нарисованную собачку или ровную крышу у домика. А после просмотра его выступления, заметить именно ту реплику, которая удалась с наибольшим успехом. И так и говорить: "Сынок, у тебя так хорошо получилось эту собачку нарисовать!"; "Доча, твоя эта реплика в спектакле тебе так хорошо удалась, я чуть не расплакалась" Главное, чтобы было искренне! 2. Обращать внимание ребёнка на реальную реакцию окружающих, не давая предположения о их мнении и не обобщая. Обычно мы говорим: "Все зрители были в восторге", "Твои рисунки всем нравятся"... Гораздо лучше обратить внимание ребёнка на то, что он сам может увидеть или услышать, не додумывая за других, не обобщая все мнения в одно: "Солнышко, когда ты выступала, я обратила внимание, что многие очень завороженно на тебя смотрели"; "Ты знаешь, я сегодня показала твой рисунок с медведем, и тетя Аня попросила его себе". Ребёнок сам сделает вывод, этот вывод и будет его самооценкой. 3. Акцентировать внимание ребёнка на самом процессе деятельности, на том, что процесс важнее, чем результат. Учить ребёнка получать удовольствие в процессе своей деятельности. Задавать вопросы: "Тебе нравится рисовать/танцевать/петь? Что ты чувствуешь, когда поёшь/выступаешь?"; "Это же так здорово, что мы сейчас можем просто поиграть в шахматы/выучить вместе стихотворение/посоревноваться в прыжках на скакалке, правда?"; "Что тебе больше всего понравилось на тренировке/занятии/соревновании?" Можно обсудить примеры неудач и ошибок других людей: "Как ты считаешь, те девочки из новостей, которые проиграли соревнование по спортивным танцам, что они чувствуют?/смогут ли победить в другой раз?/стоило ли им приходить на соревнования?/понравилось ли им выступать?.." 4. Помогать ребенку опираться на себя и свои чувства, а не на мнения других людей. 5. Личным примером, и на примере других людей показывать, что важно быть собой и просто радоваться. И не нужно быть во всем идеальным. Можно подурачиться, посмеяться над собой. Например, устроить в семье конкурс, кто хуже всех станцует. Или выйти на улицу всей семьей в дурацких шляпках. Здесь важно ни к чему не принуждать ребенка, он присоединиться сам, когда почувствует себя в безопасности, когда будет готов. Говорить, что для того, чтобы быть хорошим, чтобы тебя любили, чтобы быть счастливым, нужно просто делать то, что нравится, доставляя радость другим: "Я конечно не повар, но люблю для тебя готовить/ я совсем не умею петь, но очень это люблю/ я вовсе не идеальный водитель, но мне достаточно быть ответственной на дороге..." 6. Когда у ребёнка заниженная самооценка, иной раз можно посердиться на судью в каком то конкурсе, или на зрителей, которые не оценили ребёнка по достоинству, других участников. Но при этом не давая оценок судье или зрителям, участникам, чтобы не вызвать негативное отношение к ним. Можно например сказать: "Ох уж этот судья, обращал внимания совсем не на то, на что нужно было"; "Да они же постоянно отвлекались, ну как так можно, самое главное не увидели"; "Эта девочка постоянно тебя загораживала, видимо она совсем забыла, что позади еще кто то танцует". 7. Не вешать ярлыков на ребёнка: "Ты стеснительный/очень тихий/необщительный/тебе трудно найти друзей/ты не уверен в себе..." 8. Часто взрослые, когда видят в ребенке неуверенность и низкую самооценку, то как будто спрашивают, почему ты такой. Вместо вопроса: "Почему ты боишься?", спросить: "Что для тебя страшнее всего, что тебе может помочь?" 9. Учить ребёнка защищать свои личные границы, опираясь прежде всего на свои чувства, а не на принятые обществом моральные принципы. То есть, если ребенку некомфортно, плохо, обидно, он злится, ревнует, то первое, что ребёнок должен сделать, это заявить о своих чувствах. То есть, если он злится, не держать это в себе, чтобы не обидеть друга, но и не проявлять в виде агрессии. Очень важно учиться отделять другого человека от его поступков. Потому что у человека могут быть свои причины так поступать, свои чувства. Но ребенку не обязательно о них знать, главное понимать, что они есть. То есть не человек плохой, а то, что человек сделал или сказал, неприятно самому ребенку. Поэтому ребенок говорит о том, что сам поступок, слова ему не приятны, что ему обидно, он злится, ему не нравится. Не "ты плохой друг" или "ты меня обидел, разозлил", а " мне обидно, когда кто то не принимает меня в игру", "мне очень обидно слышать эти слова", " я злюсь, когда мне ломают построенный мной замок"... Второе действие, защищать свои границы, ребёнок смотрит на реакцию другого ребёнка. А другой может изменить свое поведение, или продолжать делать то же самое. Если другой ребёнок не прислушался к нему, но ваш малыш не хочешь продолжать испытывать подобные чувства, то важно выбрать самого себя. Например, уйти играть с другим ребёнком, или просто пойти порисовать. Сказать: "Я не буду продолжать этот разговор/эту игру"; "Мне не хочется сейчас здесь оставаться"... Если другой ребёнок не позволяет ему дистанцироваться, применяет силу, преследует, продолжает обзывать, то важно сразу подойти к взрослому и рассказать всю ситуацию. Видеть свои и чужие границы, защищать свои и не нарушать чужие - очень трудно этому учиться, но несомненно это очень полезный навык, и учить этому можно начинать уже с раннего детства. 10. Показывать мир не черно белым. Это о том, что плохие люди могут делать хорошее, хорошие люди могут делать плохое. У каждого человека есть свои чувства, мысли, проблемы, поэтому мотивы поступков у всех разные. О том, что все люди ошибаются. И ошибаться это нормально. Ошибаясь, человек учится. Обсуждать с ребёнком фильмы, новости, увиденное, задавать ребёнку вопросы. Например: "Как ты думаешь, почему Нюша обидела Бараша?.. А как ты думаешь, что если бы ты случайно сказала тоже самое кому то, что и кукла Катя из мультика, как бы ты поступила?.. Как тебе кажется, то, что зайчик очень испугался и бросил друзей в трудную минуту, делает его плохим?.." *И помните, все то, чему вы хотите научить своих детей, прежде всего, должны уметь вы сами. А если чего то и не умеете, то учитесь вместе с ребёнком. Успехов вам) Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|