|
Детская (и взрослая) агрессия. Ее истинная причина и решения.Автор статьи: Наталья Шошева
Агрессия – одна из самых распространенных проблем, с которой обращаются родители к психологу. Но, к сожалению, совершенно неверно понимаемая. Проявления агрессии не ограничиваются только драками, бросанием вещей, вербальными нападками. У маленьких детей она может также проявляться в истериках, кусаниях, у детей школьного возраста и взрослых – также в объявлении бойкота, игнорировании, раздражительности, ворчании, сарказме, злорадстве и т.д. К агрессивным проявлениям также относятся самоагрессия и мысли о самоубийстве. Что же такое агрессия? Почему, сколько мы с ней не боремся, она не пропадает?Давайте посмотрим вглубь проблемы. Агрессия – это выброс атакующей энергии, она сродни вулкану. Например, у вас было хорошее настроение и вы думали о том, как вскоре вернетесь с работы, обнимите детей, мужа, поужинаете с ними и приятно проведете вечер. Но тут начальник незаслуженно сорвался на вас, в маршрутке все толкались, в магазине был грубый продавец и еще кто-то наступил вам на ногу… Вы вроде бы все еще с теплотой думаете о том, как вскоре обнимите своих любимых… И тут вы заходите домой, в коридоре валяются вещи и вы, вместо того, чтобы обнять и поцеловать всех, как и предвкушали, срываетесь и кричите так, что потом сами не понимаете, а что это было? А это была фрустрация. Важно понимать, что агрессия – это уже последствие. В основе нее лежит базовая, часто не осознаваемая эмоция – фрустрация. Мы испытываем ее, когда что-то идет не так, как мы хотим, действительность не соответствует нашим ожиданиям. И, на самом деле, жизнь – это сплошная фрустрация. И до тех пор, пока мы не начнем осознавать и отслеживать свои первоначальные эмоции, мы так и будем извергаться агрессией. Зачастую, когда мы, взрослые, проявляем агрессию в каком-либо виде, мы говорим, будто сорвались. Но когда агрессию проявляет ребенок, мы почему-то ассоциируем его с его агрессивными реакциями, ругаем и наказываем. На самом деле, дошкольный возраст самый агрессивный, и это нормально! Почему? Сейчас будем разбираться. Когда мы испытываем фрустрацию, это не обязательно перейдет в агрессию. Например, ребенок очень-очень хочет еще один кусочек торта. Но мама не разрешает. Ребенок фрустрируется, все идет не так, как он хочет. 1-я реакция при фрустрации – изменить то, что идет не так, как ожидается. Ребенок начинает просить и просить еще один кусочек. И это не избалованность. Это естественная реакция на фрустрацию – изменить то, что не так. Если мама все-таки даст еще торта, фрустрация спокойно «растворится» и не перейдет в агрессию. Но, предположим, мама мягко и уверенно говорит, что больше торта не будет. И тут уже есть 2 сценария. Если у ребенка все хорошо с адаптацией, скорее всего он заплачет и поначалу может еще просить торта. Но, если мама будет его утешать (!!) и помогать справиться с эмоциями, то ребенок адаптируется к тому, что торта больше не будет, он смирится, почувствует тщетность своих усилий, печаль, выплачет свое разочарование и откажется от дальнейших попыток просить еще кусочек. Это крайне важный процесс, о нем я подробнее писала в этой статьей - СЛЕЗЫ РЕБЕНКА. КАК ПРАВИЛЬНО РЕАГИРОВАТЬ, ЧТОБЫ ПОМОЧЬ ЕМУ ВЫРАСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКИ УСТОЙЧИВОЙ ЛИЧНОСТЬЮ? . И это один из базовых процессов, которые должны знать и понимать родители. Но если у ребенка процесс адаптации недостаточно налажен, то его фрустрация прямиком перейдет в агрессию. Да, ребенок может тоже начать плакать, но это будут не спокойные слезы смирения и принятия, как в первом случае, а агрессивные истерики, вопли, ребенок может начать драться, кусаться, что-то швырять и т.д. И тут мы должны понять главное. Агрессия – зачастую неосознанный и нецеленаправленный процесс. Причина была в сильной фрустрации ребенка. А после, во-первых, он не смог изменить ситуацию и, во-вторых, не смог принять ее, адаптироваться к ней, поэтому и взорвался агрессией. И в данный момент – ребенок, словно щепка в потоке своих эмоций. Он не осознает причину своего взрыва и совершенно никак не может совладать с собой в моменте. А как зачастую мы начинаем реагировать на агрессию ребенка? Кричать, чтобы он успокоился, наказывать, тем самым, сами проявляем агрессию и не справляемся со своими эмоциями. Разве это честно? Нет, тем более, что у нас, взрослых, есть еще 1 способ выхода агрессивных импульсов, которыми не обладают дети до 5-7 дет (или 8-9 лет – более чувствительные) из-за незрелости их головного мозга, а именно - префронтальный коры. Т.е. дети объективно просто не могут совладать со своими эмоциями. А мы взрослые, можем, но не всегда этим пользуемся, увы. Итак, пути выхода фрустрации, которая лежит в основе агрессии:
У ребенка такой возможности нет, и в этом он не виноват. Нельзя заставить мозг созреть быстрее, чем это заложено природой. В этом и ответ, почему дошкольный период является самым агрессивным – из-за отсутствия смешанных чувств. Ребенок еще не способен подумать в моменте: «я так злюсь на сестру, НО я люблю ее, поэтому не ударю» или «я так зла, но кидать камнями в других нельзя», «я так хочу толкнуть этого мальчика, но мама будет ругаться». Ребенок еще не способен к таким мыслительным процессам. Эта способность у ребенка появится только тогда, когда «активируется» работа префронтальной коры головного мозга, а это не будет ранее 5-7 лет (или 8-9 лет) при благоприятных условиях! Если у ребенка нет безопасных, надежных отношений (привязанности) хоть с одним значимым взрослым, который любит его безусловно, принимает все его чувства и эмоции, помогает ему с ними справляться, отношения с которым полны заботы, а также если среда, в которой растет ребенок очень ранит его (например, много наказаний, тайм-аутов и других негативных дисциплинарных мер), то префронтальная кора может начать работать позже. Таким образом, мы сами можем привести ребенка к тому, что по возрасту он уже мог бы начать контролировать свои эмоции и импульсы, но не может, потому что работа префронтальный коры так и не «активировалась». Итак, что же делать с фрустрацией, которая является причиной агрессии?
Также стоит понимать, что это не значит, что в 5-7 (8-9) лет ребенок резко всегда сможет контролировать свои эмоции. Префронтальная кора только начнет тренироваться в этом направлении и хорошо бы, чтобы у нее для этого также была база. Важно, чтобы к этому возрасту ребенок был уже знаком со всеми своими чувствами, понимал и осознавал, что он испытывает. Для этого полезно называть чувства, которые испытывает ребенок, как положительные, так и отрицательные. Только в этом случае они будут отображаться в высших отделах головного мозга, ребенок сможет их осознавать, а, следовательно, потом и контролировать их. Иначе злость, гнев, раздражение, ярость, радость и т.д. так и останутся у ребенка приятными или нет чувствами, неосознаваемыми. А чувства, которые мы не осознаем, мы не можем контролировать.
Представьте, например, вы ссоритесь с мужем. Ваш разговор перешел в крик. И тут муж повышает голос: «Да как ты смеешь так разговаривать! Прекрати сейчас же! Иди быстро в другую комнату. Не хочу тебя видеть, пока ты не успокоишься!» Что станет с вашими эмоциями? Станет ли меньше желание накричать в ответ? Захочется ли вести себя лучше, более спокойно? Или ваши эмоции станут еще более накаленными?
Во время агрессии самое важное – сделать так, чтобы никто не пострадал, «эвакуировать» ребенка, помочь ему справиться с эмоциями и донести до него, что вы все еще его мама, вы его любите и поможете ему справиться с его эмоциями. Да, порой нужно обозначить нарушение ситуации. Но в инциденте это нужно делать крайне кратко, например: «Да, ты злишься. Да, тебе нужно выпустить эмоции. Но нет, я не разрешаю бить маму. Мы поговорим об этом позже». Далее помочь ребенку справиться с его эмоциями и спокойно, мирно заняться другой деятельностью, особенно полезно совместной. Когда эмоции ребенка и ваши улягутся, и вы будете чувствовать, что ребенок сейчас настроен на вас, ваши отношения нормализовались, он готов слушать и прислушиваться к вам, поговорите о проблеме. С некоторыми детьми можно это делать через несколько часов, более чувствительным детям может потребоваться и несколько дней. Не бойтесь, ребенок не забудет о ситуации. А то, что вам удастся сохранить ваши теплые отношения, несмотря на ситуацию, только усилит вашу связь с ребенком и его желание прислушиваться к вам, быть хорошим для вас. Разговор с ребенком лучше начать с хорошего. Например, «Как чудесно вы обычно играете с сестрой, у вас такие интересные игры выходят». После перейти к проблеме, без обвинений и упреков. «А помнишь, вчера, ты разозлился, когда сестра не давала тебе ту игрушку, не сдержался и ударил ее». Постарайтесь в беседе очень мягко привести ребенка к его смешенным чувствам (если он уже способен к ним), о том, что он так любит свою сестричку, но порой она бывает совершенно невыносимой для него. Префронтальная кора, как мышца, чем чаще мы осознаем свои эмоции, уравновешиваем их другими, например, злость – заботой и любовью, тем с каждым разом нам становится все легче и легче справляться со своими негативными эмоциями, не игнорируя и блокируя их, а именно уравновешивая другими. Также важно понимать, что чем сильнее и интенсивнее эмоции, тем сложнее с ними совладать, уравновесить их, даже нам взрослым.
Ну вот и все. Тема агрессии очень глубокая, и о ней можно написать еще десятки страниц, а то и книгу. Статья, к сожалению, этого не позволяет. Но я очень надеюсь, что у меня получилось открыть вам глаза на проблему агрессии, взглянуть на нее совершенно под другим углом и понять, почему же общепринятые дисциплинарные методы только усугубляют проблему агрессии. Слушайте свое сердце! Не слушайте советы вокруг о том, что ребенка нужно еще больше приструнить, он совсем отбился от рук. Агрессия порождает агрессию! А принятие и любовь – готовы растопить сердца даже самых озлобленных и агрессивных детей. Для этого нужно много, порой очень много выдержки и терпения, зато результат будет гарантирован! Удачи вам! Если самостоятельный путь преодоления агрессивного поведения ребенка окажется для вас сложным, лучше обратитесь к специалисту. Ведь проблема, которая тянется месяцами или годами не может решиться сразу, как по щелчку.
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|