|
Почините мне ребенка… Или иногда они возвращаютсяАвтор статьи: Меркун Максим Григорьевич
В самом деле, когда Вы вкладываете свои силы, чтобы обеспечить и реализовать то, о чем мечтали, бывает очень не кстати, когда Ваш ребенок вдруг "ломается"… Т.е. вот он - был правильный и такой, как Вы и представляли, и вдруг делает что-то, от чего Вам стыдно… или другие могут подумать о Вас плохо, мол вот ну как же так можно воспитывать? Неужели простых вещей нельзя донести до ребенка? И Вы доносите… прям вот в виде конкретных распоряжений, ну делай вот так, а так НЕ делай… А ребенок почему-то делает по-своему… не так как надо Вам… Неудобный ребенок, который почему-то не может жить так, как Вам бы хотелось… Наверное есть какие-то секретные мантры и способы донести до него эту необходимость? Здравствуйте, психолог! Очень часто, а возможно и близко к определению всегда, протестное поведение ребенка, противодействие родительским воспитательным нотациям и прочему давлению – чуть ли не единственный способ заявить о своем личностном пространстве, о своих желаниях, и даже просто о своем существовании! Да, скажете парадокс? Ну а если Вы знаете все лучше и делаете все сами – ребенок вообще сам по себе или Ваше продолжение? С Вашей стороны? А со стороны ребенка? К чему я это все? Распространенная ситуация, что приходя на консультацию с проблемами поведения детей или изменениями взаимоотношений с ними, родитель (как правило мама) просто уверена, что нужно что-то сделать, «вылечить» ребенка и продолжить жить так же как и до этого. Даже часто убегает по своим делам, возвращаясь с немым вопросом: «Ну как, доктор, все нормально? Вам удалось? Тогда плачу. Но я непременно проверю. Главное чтоб эффективно!» То что изменение поведения и противодействие в первую очередь является индикатором системных изменений или ответом на действия самих родителей удается донести не всегда…
И вот правда первая – дети наши лучшие психотерапевты… Они часто обращают наше внимание на важные и по настоящему ценные вещи, такие как отношения и эмоции, жизнь здесь и сейчас, осмысление истин и определений, которым мы следуем. Ведь чтобы объяснить ребенку, зачастую требуется разобраться и понять самому, почему стоит поступать тем или иным образом. Объяснить просто и на доступном детскому пониманию и мироощущению языке. Это непривычно и не так легко бывает сделать. Каждый раз кажется куда проще прибегнуть к авторитарному нажиму: «Потому что я так сказал» или, свысока: «Потом поймешь, а сейчас делай, что велено». Самое интересное, что
И вот правда вторая – все мы хотим быть понятыми (принятыми, услышанными). Наши переживания отнюдь не ерунда. Наши чувства влияют на наше поведение и действия, так почему так часто мы игнорируем эти же проявления у детей? И почему, в угоду своим тревогам, мы часто прикрываемся благом для собственных деток, отнимая у них в результате уверенность, активность и интерес? Вспомните, как часто мы делаем что-то за них, несмотря на их явное стремление «Я сам!» (обоснование – он будет долго копаться или не сделает «как следует»), запрещаем проявить себя и совершить открытия собственных сил (из-за страха, «защищая» и давая прямые указания «Упадешь», «Разобьешься», «Не лезь», «У тебя не получится» и т.п.) А как часто мы подбадриваем что у них все получится? Как часто доверяем им сделать уроки самим? Это только самые простые примеры… А что насчет быть услышанным? «Не ной, это ерунда, посмотри как другие…» Вашему ребенку важно, чтобы ВЫ ПОНЯЛИ ЧТО он чувствует, это для него не менее важно, чем Ваши встречи и брифинги!
Поверьте, до подросткового возраста он будет с благодарностью отзываться и соблюдать правила и договоренности, если у вас настроится этот контакт! Я всегда радуюсь, когда приходят родители с вопросами что можно сделать для своих детей, видя проблемы и ища подходы… Это показатель мотивированности и реального стремления к изменениям. Но, не смотря на это, универсальных схем и рекомендаций просто не существует. Каждый случай – уникален.
Это не значит – потакать всем желаниям и капризам. Это значит – показывать пример, учитывать свои собственные интересы, не принижая собственной значимости, но непременно договариваться.
Мы почему то уверены, что будущее наших детей зависит от того, что мы им скажем, забывая, что они в первую очередь считывают наши переживания и поступки в каждой конкретной ситуации. Напутствие вместо заключения Ну а теперь и об оборотной стороне – ведь и клиенты могут не отвечать нашим «ожиданиям». Быть неудобными, скептически настроенными или не возвращаться. Задача всегда – сделать то, что возможно и в наших силах… Выбор остается за клиентом. И даже нескольких встреч не всегда бывает достаточно, что уж говорить об одной. Тут как если нагревать лед – долго казалось бы ничего не происходит, однако наступает момент, когда лед становиться водой и меняется его состояние. Но что будет, если ожидать изменений сразу и не вкладываясь самому? Как часто мы ищем «волшебной таблетки», убирающей симптомы, не меняя ничего в своей жизни? Возможно, наш потенциальный клиент так и останется с убеждением, что «льду не дано стать водой», а может - продолжит искать «мгновенную» чудо-«грелку»… Я же пожелаю ему не сворачивать с выбранного пути к собственным прозрениям и решениям, а всем нам - продолжать «нагревать лед», ведь при должном старании и терпении, его состояние непременно изменится! Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|