Внутренний мир спасателя

Автор статьи: Ольга Князева

Я уже писала про жизнь из роли жертвы и агрессора, осталось описать третью роль из треугольника Карпмана – роль спасателя.

Эти роли естественные и нормальные. Психическая зрелость или по-другому, устойчивость, основывается во многом на том, что у нас есть большое разнообразие ролей. Это дает возможность не фиксироваться на какой-то одной, на каком-то стереотипном поведении, а использовать разные модели поведения, учитывая контекст ситуации. Сложность возникает, если в нашем репертуаре очень мало ролей, или если есть очень любимые роли, которые мы играем где угодно и когда угодно, не учитывая ситуацию.

Этот текст я пишу прежде всего для того, чтобы описать роль. Когда роль названа и описана, появляется возможность ее распознать, заметить, что я ее исполняю. Соответственно появляется выбор – продолжать так себя вести, или попробовать какое-то другое поведение, более полно отражающее меня в данной ситуации.

Роль спасателя – самая сложная в анализе. Теневые аспекты этой роли труднодоступны для осознавания. Эта часть самости – как сверкающий щит, как красивые доспехи, которые так качественно защищают и так красиво блестят, что трудно от них отказаться и «переодеться». Даже когда уже устал от их груза. Это как отказаться от любви, потому что доспехи – это способ удовлетворения потребности в принятии.

Страдания спасателя наименее очевидны, его проигрыш ускользает ото всех, даже от самого спасателя. Спасатель ощущает дискомфорт, что он сам себе как бы и не принадлежит, но эти мысли так быстро улетучиваются, стоит только снова испытать кайф от своей нужности.

В ситуации спасателя, истинная идентичность заменяется идентификацией с конкретной ролью. Его ощущение себя живым неразрывно связано с помощью страдающим. "Я есть, пока во мне нуждаются". В тени остается не сказанное «пока я соответствую ожиданиям».

Нет никакой автономной устойчивости и самоопределения. Несоответствие ожиданиям других людей оказывается таким серьезным вызовом для их личности, что переживается как вариант брошенности.

Т.е. спасатель это тот, кто вывернул все наизнанку. Он взял контроль над брошенностью, став гипер-функциональным. Таким, от которого невозможно отказаться. И в то же время, спасатель не бросил и свою уязвимую часть. Просто поместил ее целиком в другого, которого нужно спасти. Это и станет главной ловушкой. Спасая другого, он метафорически спасает себя, но реальное спасение спасенный уносит с собой. Метафорическое действие по самоспасению через другого теряет силу, как карета Золушки, которая обратно превращается в тыкву. Страдания снова начинают возникать, нарастает дискомфорт и другого способа обращения с ним у спасателя нет, кроме как снова поместить в другого.

И так по кругу.

Так формируется «успешное я», лишенное связи со своими страданиями и неприятными переживаниями. Получающее мощное позитивное подкрепление из вне.

Спасатель – это тот, кто все контролирует. Иногда ценой такого напряжения, что начинает казаться, что нечем дышать.

Спасатель плохо осознает себя и очень фрагментарно видит других. Он как Бэтмен, слышит крики о помощи, но не слышит призывы разделить моменты удовольствия. Это за гранью вообразимого – просто быть рядом с другим, сопричастным, разделяющим атмосферу происходящего. Быть с другим, а не делать что-то для другого.

Отказ использовать спасателя при сохранении внимательного присутствия рядом с ним, действуют на спасателя как ожог. Они не могут допустить, чтобы кто-то был с ними ради них.

В терапии, если они в ней случайно оказываются, они занимаются спасанием терапевта.

Закончить этот текст я хочу цитатой из книги Верены Каст "отцы-дочери, матери-сыновья", которая, на мой взгляд, очень хорошо описывают эту роль:

«Есть большая потребность в принятии и любви. Если они труднодоступные или их не хватает, по сравнению с ожиданиями человека, то он пытается существовать на уровне функциональной успешности. Человек пытается соответствовать требованиям мира, хотя и так уже испытывает ярость из-за того, что мир не удовлетворяет его вполне закономерные потребности. При этом запрещено проявлять гнев, ведь гнев разделяет. И вот человек обращает его на себя. В результате возникает латентное чувство вины. […] Затем вытесненное чувство вины возникает ещё из-за того, что человек является «вечным обещанием». Большие ожидания от него - со стороны других людей и скрытые от самого себя - всё ещё не нашли своего соответствия в нем, но каким-то образом они должны быть реализованы. […] У чувства вины есть глубинный смысл: человек виноват перед собой в том, что пренебрегает собственным развитием, что не смеет даже начать жить действительно своей жизнью. Нам не стоит обманывать себя. Нередко мы думаем, что живем собственной жизнью, но часто оказывается, что проживаем то, что нам предписано доминирующим коллективным отцовским или материнским комплексом. Тогда у нас имеется «какая-то» идентичность, а не собственная идентичность.»

Внутренний мир спасателя



Просмотров: 347
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Все, что нужно для изменений в психотерапии, это принять факт того, что они уже произошли
  • 5 признаков того, что вы разбогатеете (даже если это пока не так)
  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • В других мы видим -себя, но это с ними, что то не так
  • Иногда оказывается, что тот, кого мы так долго искали уже давно был рядом с нами...
  • Что делать, если «всё не так» и чтоб «приняли таким, какой есть».
  • Границы и место. Или как я ощущаю себя, когда другие не признают, что для меня это важно
  • Можно ли договориться с мужчиной, если он ведет себя «не так», и что делать, чтобы вел «так»?
  • Что делать, если ни на что нет сил, кроме как лежать и корить себя за непродуктивность.
  • Когда вам надоест думать, что вы сделали не так и вести себя, как хотят другие, тогда вы и начнете жить
  • Когда кажется, что любовь нужно заслужить? А когда тебя любят, то это так хорошо, "аж плохо"
  • Зачем понимать другого, вместо того, чтобы говорить ему как должно быть и что хочу Я?
  • К иллюзии о том, что сознание принадлежит нам. Так ли это?
  • Ребенок с отцом – это хорошо! А что делать, когда его нет рядом?
  • Мы можем потерять что угодно. Единственное важное что у нас остается - это Я сам.
  • "Со мной что-то не так", или что делать с чувствами, которых быть не должно?
  • Что со мной не так? Или как я себя оцениваю
  • Если сил ни на что нет, что делать, как быть? Или, здравствуй, депрессия...
  • Комплекс "Спасателя ", или кто людям помогает, тот тратит время зря
  • Треугольник Карпмана: как выйти из роли Спасателя мамы
  • Я почему-то не чувствую, что меня любят. Кто мне скажет – как это полюбить себя?
  • Я могу любить себя, но не знаю, как это сделать, потому что боюсь…боюсь, что не получиться!
  • Мама, которая ещё есть! Что делать после того, как ты начал прощать …
  • Как так получается, что ожидание результата важнее его самого? (техника включения ожидания)
  • Как это любить себя и что это дает?
  • Постоянная драма как способ почувствовать себя живым: а что если научиться просто жить?
  • Любить другого, как самого себя. Правильно ли это?
  • «ЛУЧШЕЕ, что мы можем сделать ДЛЯ СЕБЯ — это ПОЗНАКОМИТЬСЯ с собой! Какой Я?»
  • Что делать, если муж пьет. 3 шага, как изменить для себя ситуацию
  • Кто такой маменькин сынок и что делать, если Вы осознали, что Вы – это он?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь