Под маской спасателя. Где искать выход?

Автор статьи: Фёдор Ерохин

Доброго дня!

Пишу обещанное продолжение статьи Почетная миссия спасателя.

Как я писал ранее, роль спасателя - это набор устойчивых моделей поведения человека, сформировавшихся в результате развития в детстве и обеспечивший выживание. 

Давайте рассмотрим как же эта роль в детстве формируется.

Когда маленький ребенок видит плачущую маму, маму не в ресурсе, то у ребенка закономерно возникает чувство тревоги. Ведь мама обеспечивает выживание для ребенка. Родители (или другие взрослые люди, с которыми растет ребенок) - это в сущности единственный источник выживания для него.

Ребенок пока не знает как на это реагировать. Он начинает пробовать различное поведение, и наблюдает за реакцией мамы. В какой-то момент он подходит и обнимает маму, начинает гладить её. Мама начинает успокаиваться и улыбаться, называя ребенка ласковыми словами. Ребенок увидел, что его действия привели к определенному результату. Мама снова стала спокойной, что ребенок воспринимает как повышение уровня безопасности, происходит соответствующий выброс нейромедиаторов, поощряющий поведение, повышающее его выживаемость. Если такой трюк ребенку удается проделать несколько раз, соответствующие нейронные цепочки прочно закрепляются.

Когда ребенок спас маму от слез, то тем самым решил ли он те проблемы, которые привели к тому, что мама начала плакать? Ответ однозначный - нет! Но при этом ребенок внутри себя решил, что он решил мамину проблему своими действиями. Он почувствовал себя выше мамы, мама сама не справилась, а он справился. И это чистейшей воды иллюзия прочно сформировавшаяся и закрепившаяся в детстве потом переносится на весь мир. Потому что для ребенка мама - это весь мир. 

Именно так происходит нарушение закона иерархии. Далее ребенок растет, он становится сильнее и уже больше нагрузки способен нести за родителей, он обслуживает интересы родителей, при этом не живет свою жизнь. Уровень агрессии возрастает. Потому, что мама не дает больше ощущения безопасности. Если в детстве мама его давала, то во взрослом возрасте ребенок должен самостоятельно обеспечивать свою безопасность. Но в голове ребенка прочно стоит установка (динамический стереотип): "Я спасаю маму, а она в ответ дает мне ощущение безопасности". Но этого не происходит. Взрослому человеку мама уже ничего не дает. Она не удовлетворяет его базовые потребности, потому что они уже стали другими. Нарушение динамического стереотипа повышает уровень тревоги и одновременно вызывает агрессию. Ситуацию может усугублять наличие сиблингов, особенно младших братьев и сестер. Тогда агрессия может быть направлена и на них тоже. 

Задача родителей научить своего ребенка выживать, помочь обрести соответсвующие навыки, чтобы ребенок был уверен и мог опираться на себя. Тогда ребенку не нужно будет задавливать чувство тревоги спасательством. Тогда можно просто спокойно и уверенно заниматься своими делами и своей жизнью.

Эта тревога может скрываться под другими чувствами, например, такие как вина или жалость. Взрослый человек должен уметь выдерживать и перешагивать через эти чувства. За жалостью на самом деле стоит страх и гнев, возникает чувство справедливости, за которым стоит все то же стремление спасти маму, а на самом деле выжить самому. 

В конце приведу несколько рецептов самопомощи:

1. Осознать неадекватность своей реакции и своего поведения в определенных ситуациях (когда хочется спасать)

2. Сказать себе: "Сейчас моя реакция - это реакция маленького ребенка, который пытается выжить в этом мире как умеет"

3. Пережить свое бессилие спасти, прожить здесь и сейчас те чувства, которые возникают (для этого нужен определенный навык)

4. Осознать и сказать себе: "Я взрослый, у меня есть другие способы выживания, чтобы выжить, мне не надо спасать других"

5. Осознать, что другой человек такой же взрослый как и я, он тоже может самостоятельно решать задачи выживания.

6. Осознать и сказать себе: "Пока я спасаю других, моя собственная жизнь проходит мимо,мне никто не вернет этого никогда"

7. Заняться интересными и полезными делами: развитием навыков, зарабатыванием денег и т.д. Теми вещами, которые реально повышают шансы на выживание. 

 

Отвечу на любые вопросы.

Мои консультации и расстановки по вашему запросу:
https://www.psyoffice.ru/zayavka.php?mod=psiholog&id=165481 

Мой сайт: онлайнпсихолог.рф 

Под маской спасателя Где искать выход

 



Просмотров: 267
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • "Селёдка, мама и вареники с вишней" или "Мама - тоже человек".
  • Разведенная мама-"ребенок" и ее "взрослая" дочь
  • Коротко и по делу: "Мама, вот тебе ребенок! Отстань!"
  • "Мама, я тебя не люблю" - говорит вам ваш ребенок. Правда ли это?
  • Как "плохая мама" превращается в "достаточно хорошую маму"
  • В каком возрасте ребенок может всегда вести себя в соответствии с "хорошо","плохо" ?
  • "Мой 2-х летний ребенок меня бьет". Из цикла "Агрессия ребенка"
  • "Сынок, не делай этого" - "Хочу и буду", чтобы ребенок сотрудничал нужно...
  • Я съем свою маму или мама съест меня? Психоанализ нарушений пищевого поведения.
  • Пока есть родитель "страх", всегда будет ребенок "ложь"
  • Когда мама как ребенок
  • Проблемы молодой семьи после рождения ребенка или "Он+Она=Ребенок"
  • Как мама может повлиять на будущее счастье своего ребенка?
  • Как мама может избавить своего ребенка от психологической травмы?
  • Роли для выживания. Потерянный ребенок: «Чтобы быть нужным – меня не должно быть в этом мире»
  • Мой любимый ребенок с СДВГ и почему важно вовремя сказать себе "СТОП"
  • Любовный треугольник. Роли "родитель","ребенок", "взрослый".
  • мама+ребенок = тревога?
  • Когда ребенок в раннем детстве теряет одного из родителей
  • Когда хочет убить маму обычный ребенок - что с ним?
  • "Скорая Помощь для Родителей или несколько шагов к близости": НЕДОСТАТОЧНЫЙ РЕБЕНОК
  • Родители и дети. Где "взрослый"? Где "ребенок"?
  • Если ребенок бьет маму.
  • Ребенок говорит: мама я тебя не люблю. Как реагировать,что делать
  • Мама сорвалась или мой ребенок меня раздражает.
  • «Меня раздражает мой ребенок!» Мама, остановись!
  • Привязанность I Мама - значимый для ребенка взрослый.
  • вы уверены, что вы - мама этого ребенка?
  • На самом ли деле ребенок " не хочет в детский сад"?
  • Ребенок бьет маму — что делать и как реагировать?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь