Монада и диада мать-дитя. (статья с описанием экспериментов)

   Современные психоаналитические исследования в новом направлении, сочетающим нейропсихологию и психоанализ – нейропсихоанализе, касаются как генетической передачи, так и межпоколенческой передачи -через репрезентации, через представление родителей о своем ребенке.

   Это внутриутробные переживания плода, составляющего с матерью единое целое в течении девяти месяцев. Есть такая книга итальянского психоаналитика Алессандра Пионтелли «Назад во времени: опыт применения психоаналитического наблюдения за младенцами по Методу Эстер Бик». (Метод наблюдения за внутриутробным развитием плода ввела Эстер Бик, по УЗИ она наблюдала и прослеживала реакции плода, зависящие от реакций матери на ситуацию обследования, наблюдала развитие плода из недели в неделю).

   В книге Алессандра Пионтелли описывается опыт наблюдения за детьми с аутизмом из разных семей с разным социальным статусом. Делаются некоторые выводы по поводу влияния изначальной недоступности матери для формирования невербальных коммуникация и связей.

Монада и диада мать дитя  статья с описанием экспериментов

   Сейчас доказано, что аффективное-чувственное ядро уже развито к 5 месяцу развития плода. Ребенок уже чувствует все состояние матери, реагирует на нее. Так как ребенок и мать – это монада, то любые ее эмоции очень влияют на него. Пренатальный симбиоз. Сейчас уделяется большое внимание пренатальной привязанности. Ведь потом, после рождения ребенка это переходит в постнатальную привязанность – постнатальный симбиоз. И каким он будет, зависит от предыдущей привязанности, которая влияет на все стороны развития. И многие факторы, от которых зависит: был ли токсикоз, что мать чувствовала, насколько принимала ребенка, были ли лекарства, какие были переживания, были ли потери, была ли депрессия. Обращается также внимание на аборты, на прерывание, как на непеработанные потери, несущие страхи.

   В 5-6 месяцев пренатальных у ребенка идет формирование аффективного бессознательного ядра с матерью. И если на мать извне направлена агрессия (проблемы в паре), то плод чувствует ее как агрессию, направленную на себя.

   А после рождения ребенка образуется диада. Или хорошая связь, диада, где мать понимает потребности ребенка. Или дисфункциональная, когда мать сама наполнена конфликтами, когда она неосознанно может помещать ребенка в те страдания, которые пережила сама.

   И это не вина матери, что сложились именно дисфункциональные отношения, она просто по-другому не может. Эти модели сформированы в ее жизненном опыте и других она не знает. Эти модели и установки, этот ее опыт находиться в телесной памяти и предментальной (в домыслительной).И это она транслирует своему ребенку. И он воспринимает как телесный опыт всеми своими органами.

   Самый главный орган – кожа. Телесное психосоматическое взаимодействие возникает очень рано. Ребенок все чувствует. Иногда мама говорит, что не знает, почему он плачет, просто ей самой плохо (проблемы с мужем или другие проблемы), а он вроде и поел и поспал. Но ведь он считывает эмоции матери. И тогда возникает потребность проработать в безопасном терапевтическом пространстве ее защитные механизмы, ее установки, ее ожидания от материнства.

   В достаточно хороших отношениях с ребенком общаются. Поют колыбельную, где есть свой ритм, тон голоса, отношение к ребенку, он все чувствует. Он слышит тело матери: ее кишечник, вибрацию голоса. Ведь коммуникация необходима младенцу. Невербальная, телесная, вербальная. Она создает безопасный контейнер для его роста. И это важнейшая потребность – коммуницировать с близким.

   А знаем мы эту потребность из жутчайшего эксперимента, проделанного в VIII веке Фридрихом II, Королем Германии и Императором Священной Римской Империи. Он, как человек благочестивый, захотел узнать первый язык Адама и Евы. Его интересовал вопрос: «На каком языке будут разговаривать дети, если с ними никто не будет разговаривать». Для этого император приказал забрать нескольких новорожденных детей себе во дворец, кормить, поить, но не в коем случае не брать на руки и не разговаривать.



   Эксперимент закончился крахом: все дети умерли в возрасте от 2 месяцев до 2 лет. Без коммуникации ребенок погибает.

   Первый психоаналитический эксперимент, направленный на исследования влияния недостатка любви и внимания матери на развитие ребенка,  сделал Рене Шпиц в 40-х годах.

   Он наблюдал младенцев в госпиталях и младенцев, оставшихся без матерей. В те времена в приютах няни лишь брали ребенка для кормления, заботились о детях формально. Это считалось нормальным в то время: воспитание по жесткой системе. В исследовании участвовал 91 ребенок. Дети были отлучены от матерей в возрасте от 6 месяцев до года. Матери этих детей преступили закон, поэтому дети и были отлучены.

   Шпиц назвал состояние детей, которое у них появилось синдромом госпитализма, который был тяжелее, чем анаклитическая депрессия (депрессия с отсутствием объекта) . Шпиц писал: «На более поздних стадиях эти дети обычно впадали в летаргию, лежали без движения и звука, словно в оцепенении, смотря в пустое пространство. Приближение любого человека, за исключением нянь во время кормления, вызывало у них явное неудовольствие. … Точно также было очевидно, что такое приближение, попытка вступить с ними в контакт, требовало от них отказаться от своей летаргии и воспользоваться энергией, которой им недоставало, чтобы отреагировать на восприятие и приближение любого человека»

   Позже появился немой фильм Рене Шпица «Психогенное расстройство у детей». Фильм достаточно сложный для просмотра именно с эмоционально точки зрения.

   Наблюдаемые Шпицем дети постепенно впадают в состояние маразма. Они перестают развиваться, у них возникают тяжелые психопатологические расстройства. И здесь либо смерть, либо аутизация (цепляются за предмет – своя кроватка и другие предметы). Так было раньше.

   В современном мире мамам не надо говорить о важности общения с младенцем. Мамы прекрасно знают это и стараются изо всех сил. Но иногда фантазия об идеальных отношениях с ребенком разбивается о реальность. Ведь усталость только накапливается. А если у мамы не решены внутренние конфликты, конфликты в паре, это лишает ее энергии и возможности получать удовольствие от материнства.

   И всегда очень важно прислушаться к себе и постараться понять, что именно беспокоит, почему нет возможности понять потребность ребенка. Какая защита закрывает эту потребность. И это можно выяснить на консультациях. Ведь вся семья счастлива, когда счастлива мама!



 

 



Просмотров: 493
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Ребенок для матери или мать для ребенка?
  • Недоношенные дети – психологические потребности ребенка и матери
  • Мать психотика: варианты поведения матери, ведущие к тяжелой патологии ребенка
  • Семья одинокой матери. Проблемы матерей и детей из таких семей.
  • Дочки-матери: как мама влияет на ребенка
  • Синдром мамонтёнка. Ведь так не бывает на свете, чтоб были нелюблены дети.
  • Переживания матери взрослеющего ребенка
  • Абортированные дети моей матери. А кто я, и почему у меня непонятные мысли? Замещающий ребенок
  • Сладкое и дети или как перевести в одной лодке ребенка, Новый Год и хорошую мать.
  • Покинутость в отношениях матери и ребенка
  • Привязанность в жизни матери и ребенка
  • Взаимодействие матери и ребенка в период беременности.
  • Есть ли корреляция поведения матери с характером взрослого ребенка?
  • Агрессия матери на своего ребенка
  • Внутренняя позиция матери ребенка раннего возраста с синдромом Дауна.
  • Связь эмоционального состояния матери и здоровья ребенка
  • Влияние матери на формирование идентичности ребенка в русле психодинамического подхода
  • Отношения матери и ребенка. «Правильная» родительская любовь.
  • Пониженное либидо у "ребенка" ставшего психологическим мужем своей матери.
  • Проблемы молодой семьи после рождения ребенка или "Он+Она=Ребенок"
  • Качества молодой матери, которые необходимы для воспитания здорового и счастливого ребенка
  • Этапы развития ребенка. №3 - Стадия мышления, 18 месяцев - 3 года.
  • Архетипы отца и матери: что вы для ребенка?
  • Глаза матери - зеркало ребенка.
  • Как матери принять особенного ребенка?
  • Плач ребенка и реакция матери
  • 9 месяцев до рождения второго ребенка
  • Где и как найти радость матери ребенка-инвалида?
  • Проблема сохранения здоровья матери и ребенка
  • Потребность в привязанности ребенка к маме рождается вместе с ним.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь