|
Монада и диада мать-дитя. (статья с описанием экспериментов)Автор статьи: Евгения Саенко (Малышева)
Современные психоаналитические исследования в новом направлении, сочетающим нейропсихологию и психоанализ – нейропсихоанализе, касаются как генетической передачи, так и межпоколенческой передачи -через репрезентации, через представление родителей о своем ребенке. Это внутриутробные переживания плода, составляющего с матерью единое целое в течении девяти месяцев. Есть такая книга итальянского психоаналитика Алессандра Пионтелли «Назад во времени: опыт применения психоаналитического наблюдения за младенцами по Методу Эстер Бик». (Метод наблюдения за внутриутробным развитием плода ввела Эстер Бик, по УЗИ она наблюдала и прослеживала реакции плода, зависящие от реакций матери на ситуацию обследования, наблюдала развитие плода из недели в неделю). В книге Алессандра Пионтелли описывается опыт наблюдения за детьми с аутизмом из разных семей с разным социальным статусом. Делаются некоторые выводы по поводу влияния изначальной недоступности матери для формирования невербальных коммуникация и связей. Сейчас доказано, что аффективное-чувственное ядро уже развито к 5 месяцу развития плода. Ребенок уже чувствует все состояние матери, реагирует на нее. Так как ребенок и мать – это монада, то любые ее эмоции очень влияют на него. Пренатальный симбиоз. Сейчас уделяется большое внимание пренатальной привязанности. Ведь потом, после рождения ребенка это переходит в постнатальную привязанность – постнатальный симбиоз. И каким он будет, зависит от предыдущей привязанности, которая влияет на все стороны развития. И многие факторы, от которых зависит: был ли токсикоз, что мать чувствовала, насколько принимала ребенка, были ли лекарства, какие были переживания, были ли потери, была ли депрессия. Обращается также внимание на аборты, на прерывание, как на непеработанные потери, несущие страхи. В 5-6 месяцев пренатальных у ребенка идет формирование аффективного бессознательного ядра с матерью. И если на мать извне направлена агрессия (проблемы в паре), то плод чувствует ее как агрессию, направленную на себя. А после рождения ребенка образуется диада. Или хорошая связь, диада, где мать понимает потребности ребенка. Или дисфункциональная, когда мать сама наполнена конфликтами, когда она неосознанно может помещать ребенка в те страдания, которые пережила сама. И это не вина матери, что сложились именно дисфункциональные отношения, она просто по-другому не может. Эти модели сформированы в ее жизненном опыте и других она не знает. Эти модели и установки, этот ее опыт находиться в телесной памяти и предментальной (в домыслительной).И это она транслирует своему ребенку. И он воспринимает как телесный опыт всеми своими органами. Самый главный орган – кожа. Телесное психосоматическое взаимодействие возникает очень рано. Ребенок все чувствует. Иногда мама говорит, что не знает, почему он плачет, просто ей самой плохо (проблемы с мужем или другие проблемы), а он вроде и поел и поспал. Но ведь он считывает эмоции матери. И тогда возникает потребность проработать в безопасном терапевтическом пространстве ее защитные механизмы, ее установки, ее ожидания от материнства. В достаточно хороших отношениях с ребенком общаются. Поют колыбельную, где есть свой ритм, тон голоса, отношение к ребенку, он все чувствует. Он слышит тело матери: ее кишечник, вибрацию голоса. Ведь коммуникация необходима младенцу. Невербальная, телесная, вербальная. Она создает безопасный контейнер для его роста. И это важнейшая потребность – коммуницировать с близким. А знаем мы эту потребность из жутчайшего эксперимента, проделанного в VIII веке Фридрихом II, Королем Германии и Императором Священной Римской Империи. Он, как человек благочестивый, захотел узнать первый язык Адама и Евы. Его интересовал вопрос: «На каком языке будут разговаривать дети, если с ними никто не будет разговаривать». Для этого император приказал забрать нескольких новорожденных детей себе во дворец, кормить, поить, но не в коем случае не брать на руки и не разговаривать. Эксперимент закончился крахом: все дети умерли в возрасте от 2 месяцев до 2 лет. Без коммуникации ребенок погибает. Первый психоаналитический эксперимент, направленный на исследования влияния недостатка любви и внимания матери на развитие ребенка, сделал Рене Шпиц в 40-х годах. Он наблюдал младенцев в госпиталях и младенцев, оставшихся без матерей. В те времена в приютах няни лишь брали ребенка для кормления, заботились о детях формально. Это считалось нормальным в то время: воспитание по жесткой системе. В исследовании участвовал 91 ребенок. Дети были отлучены от матерей в возрасте от 6 месяцев до года. Матери этих детей преступили закон, поэтому дети и были отлучены. Шпиц назвал состояние детей, которое у них появилось синдромом госпитализма, который был тяжелее, чем анаклитическая депрессия (депрессия с отсутствием объекта) . Шпиц писал: «На более поздних стадиях эти дети обычно впадали в летаргию, лежали без движения и звука, словно в оцепенении, смотря в пустое пространство. Приближение любого человека, за исключением нянь во время кормления, вызывало у них явное неудовольствие. … Точно также было очевидно, что такое приближение, попытка вступить с ними в контакт, требовало от них отказаться от своей летаргии и воспользоваться энергией, которой им недоставало, чтобы отреагировать на восприятие и приближение любого человека» Позже появился немой фильм Рене Шпица «Психогенное расстройство у детей». Фильм достаточно сложный для просмотра именно с эмоционально точки зрения. Наблюдаемые Шпицем дети постепенно впадают в состояние маразма. Они перестают развиваться, у них возникают тяжелые психопатологические расстройства. И здесь либо смерть, либо аутизация (цепляются за предмет – своя кроватка и другие предметы). Так было раньше. В современном мире мамам не надо говорить о важности общения с младенцем. Мамы прекрасно знают это и стараются изо всех сил. Но иногда фантазия об идеальных отношениях с ребенком разбивается о реальность. Ведь усталость только накапливается. А если у мамы не решены внутренние конфликты, конфликты в паре, это лишает ее энергии и возможности получать удовольствие от материнства. И всегда очень важно прислушаться к себе и постараться понять, что именно беспокоит, почему нет возможности понять потребность ребенка. Какая защита закрывает эту потребность. И это можно выяснить на консультациях. Ведь вся семья счастлива, когда счастлива мама!
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|