Процессуальный подход к разрешению внутриличностных и межличностных конфликтов

"Как только мы вводим важное разграничение между человеком и ролью, конфликт становится менее личным, и может рассматриваться как выражение поля" (д-р Р. Хаузер /Reini Hauser).
Избегание конфликта является основной процедурой, связанной с конфликтами в мире. Многие из нас, так или иначе, находятся "в конфликте с конфликтом". Маргинализированный конфликт уходит вглубь, аккумулируется и оказывает влияние на все сферы нашей жизни, подрывая отношения с окружающими. Если нашим настоящим чувствам, сопровождающим конфликтное взаимодействие, не оказывать должного внимания, не проживать их, а вытеснять или подавлять, они уходят в бессознательное, способствуя созданию "псевдо-отношений" и препятствуя нашему сотрудничеству, влияют на отношения в семье и снижают эффективность работы в команде. Важно научиться понимать, ценить конфликт и рассматривать его как потенциал для саморазвития, а также развития команд и общества в целом.
В начале скажу пару слов о процессуальном подходе. Основатель процессуального подхода А. Минделл, продолжатель идей К.Г. Юнга. В частности, идеи о строении личности, состоящей из самости, маски (персоны) и теневой стороны. В процессуальной работе постулируется о разнообразии,  мудрости бессознательного, о том, чтобы получить доступ ко всем нашим частям, особенно к тем, которые находятся вне поле нашего сознания, «маргинализируются» (что по Юнгу, и есть «Тень»). Обычно это не одобряемые обществом черты и свойства личности, которые в ходе воспитания ребенка в семье либо запрещаются к проявлению, либо считаются постыдными.
А.Миндел разделяет идеи К.Г. Юнга о целесообразности происходящих процессов, а также о том, что в будущем есть некая целостность, которая притягивает и зовет нас..А. Минделл, основываясь на подходе К.Г. Юнга об индивидуальном и коллективном бессознательном, вводит важный для процессуальной работы подход современной физики – концепцию нелокальности событий, при котором наблюдатель и наблюдаемое событие связаны друг с другом, неотделимы.
Теперь немного остановлюсь на основных понятиях процессуального подхода, которые пригодятся для выполнения предлагаемых упражнений:
1) процесс – поток сигналов, река информации по каналам. В теории коммуникации мы общаемся через сигналы. То, что мы говорим, наши слова – это сигналы, имеющие свое значение. Мы постоянно коммуницируем, это происходит через сигналы. У сигналов выделяется 2 аспекта – по содержанию (информация) и невербальные сигналы (отношение к этой информации);
2) каналы – это пути, по которым происходит восприятие. Выделяют аудиальный канал, проприоцептивный канал (телесные ощущения), визуальный канал, канал движения, канал отношения и канал мира. Каждый из них имеет более тонкую структуру. В каждом канале имеется внутреннее восприятие и внешнее. Восприятие постоянно переходит из внешнего к внутреннему и обратно. Это постоянный поток. Умение последовать этому потоку – одно из важнейших умений в процессуальной работе;
3) первичный процесс – близко к нашему восприятию, то, с чем мы себя идентифицируем, про что можем сказать «да, это Я»;
4) вторичный процесс – дальше от восприятия и приходит к нам в виде проблем и нарушений. Это то, что мы отрицаем, с чем себя не идентифицируем («это точно не я»), то, что в нас есть, но не может себя выразить. Между первичным и вторичным процессом есть граница – край;
5) край отделяет Я от не-Я. Здесь присутствует система убеждений (культурная, предрассудки и т.д.). Барьер помогает установить идентичность личности и не дает включать в себя то, что ею не является. Эта модель применима к парной работе, внутренней работе, индивидуальной работе и групповой.
В процессуальной работе внутренняя работа с самим собой понимается как работа с социальными изменениями (канал отношений), т.е. работая с собой, со своими границами и внутренними убеждениями, мы влияем на самоотношение, отношения с собой и окружающими. Это две стороны одной медали. Когда мы осознаем и изменяем свои убеждения, у нас появляется возможность во внешнем мире вести себя по-другому, проявлять себя по-другому в отношениях, в частности в супружеских отношениях или при воспитании своих детей передать им другие ценности, системы убеждений и паттерны воспитания.
С точки зрения процессуальной работы, конфликты не хороши и не плохи. Это свершено естественный процесс.  Это то, что нас обогащают. Естественная реакция – это ура! Это интересно!!!! Это вызов тому, чтобы расширить свой мир, вырваться из своих ставших тесными границ. Конфликт сам по себе рассматривается как достаточно дружественное событие, но мы переживаем чувство страха, когда конфликтующий с нами оппонент имеет более высокий ранг, чем наш, и в основном действует с позиции силы. Когда есть разные точки зрения, появляется напряжение. Происходит вытеснение на край каких-то своих частей (маргинализация): «Такие люди, как ты, делают такие вещи. А я не делаю так!» Это механизм возникновения конфликтов. Мы эмоционально вовлекаемся в них. Поэтому считается важным проработать, разобраться с эмоциями, которые всплывают в ходе конфликта. С самим этим напряжением ничего нельзя сделать. Даже при компромиссе, отказываясь от каких-то своих целей, невозможно отказаться от чувств.
Таким образом, в процессуальной работе конфликт рассматривается как  способ мира познать себя. Суть разрешения конфликта состоит в том, чтобы принять обе конфликтующие роли (или позиции) на  все 100%. Это основа мировой работы с конфликтами. Когда мы находимся только в одной роли, мы принимаем только одну сторону конфликта. Мы пытаемся наполнить одну сторону тем, что есть здесь и сейчас. Механизм разрешения конфликта состоит в том, чтобы исследовать ранее незнакомую нам роль, пытаться войти в различные роли, и, когда это удается, мы замечаем, что мы – это что-то большее, чем себя представляли. Чаще всего в реальной жизни вместо исследования несвойственной нам роли мы сразу реагируем: коммуникация еще в процессе, не завершена, а мы вместо того, чтобы исследовать другую  сторону и другое мнение, уже думаем, что ответить.
Полярности рождаются из единства. Все, что есть в мире, происходит и внутри нас самих. Проблема заключается в том, чтобы осознавать свою идентичность, уметь ответить на вопрос о том, кто я есть здесь и сейчас. С точки зрения процессуальной работы в самом конфликте уже есть некое решение, способное объединить всех. Оно заключается в том, чтобы погрузиться в расслабленность, которая больше, чем подход каждого в отдельности, и найти сиюминутное решение для себя и для мира, которое изменяет атмосферу здесь и сейчас.
Ниже предлагаю некоторые упражнения как вариант работы с конфликтами.
1. Упражнение на осознание своей идентичности, внутренних границ (краев) и определение направления развития Я.
Разделите лист бумаги на 3 колонки, как показано ниже.
«Я» «НЕ-Я» «НЕ-Я  → Я»
В первой колонке «Я» напишите, как можно больше, тех качеств, которые вы в себе осознаете. Например, добрый, отзывчивый, дружелюбный и т.д.
Во второй колонке «НЕ-Я» напишите те качества, которые точно к вам не относятся «я точно не такой!». В третьей колонке к каждому качеству из колонки «НЕ-Я» подберите ту энергию, которая стоит за ним. Например, «злой» (2 колонка) – значит, у него много энергии, «энергичный» (3 колонка); «в каждой бочке затычка» (2 колонка)  – не боится заявлять о себе  (3 колонка) и т.д.
Если упражнение проводится в группе, то первые две колонки участники заполняют самостоятельно, а для заполнения третьей колонки они могут объединиться в микрогруппы.
Таким образом, во второй колонке оказываются качества, которые вас раздражают в окружающих. Эти качества и составляют теневую сторону вашей личности, они маргинализированы, вытеснены на край. А качества третьей колонки указывают, над чем нужно работать, в каком направлении личностного развития двигаться для расширения собственных границ и построения более гармоничных отношений с собой и окружающими.
2. Внутренняя работа с окружностями.
Нарисуйте на бумаге 2 окружности одна в другой, чтобы они не пересекались.
Во внешней окружности напишите, кто вы  в социальном плане – ваше социальное Я. Учитывайте ваше образование, цвет кожи, физическую форму, здоровье, финансовое положение, сексуальную ориентацию, семейное наследие и т.д. – все, что вас позиционирует в обществе. Во внешней окружности напишите также те качества, которые вы в себе не осознаете – то, что говорят о вас другие или те, которые вам в себе не нравятся.
Во внутренней окружности напишите ваши самые основные эпитеты, касающиеся вашей личности – ваш стиль коммуникации, лень, громкий или тихий, темперамент, экстраверсию, эмоциональная теплота/холодность и т.д.
Нашли ли вы в себе то, что вас удивило? Над чем вы еще не размышляли?
 Вот вопросы, на которые можно поискать ответы:
1) посмотрите качества во внешней окружности и спросите себя, есть ли в вас такие способы взаимодействия в группе людей, которые отражают вытесненные качества?
2) есть ли у вас какие-то убеждения или предрассудки, которые сформировались благодаря качествам, отмеченным во внешнем круге?
Есть другой способ поработать с отвергаемыми качествами. Нужно вспомнить людей или группу, которые вызывают неприязнь. Какие их качества возмущают? Эти самые качества являются отвергаемыми в вас самих.
3. Внутренняя работа с полярностями.
Представьте себе конфликт, в котором вы находитесь или недавно находились, или он длится давно и занимает ваше сознание.
Шаг 1: Подумайте, что/кто, человек/точка зрения/отношение/национальность, раздражает вас больше всего в данный момент в конфликте и запишите точную причину раздражения.
Шаг 2: Задумайтесь и поиграйте на мгновение с мыслью, что у вас, возможно, есть та же характеристика или поведение, что и у вашего оппонента, просто в гораздо меньшей степени. (Попробуйте найти врага в себе).
Шаг 3: Поэкспериментируйте, сделайте движение рукой, которое выражает это качество, характеристику. Сделайте это движение несколько раз, пока вы не поймете его суть, именно жизнеутверждающий аспект этой энергии. Как вы можете дать больше места для него в своей повседневной жизни? Найдите реальную практическую область, где его можно использовать сегодня и на этой неделе.
Шаг 4: Задумайтесь, как вы можете заменить ту часть, которая раздражает вас в себе, на ее суть. Суть, которую вы только что нашли выше. Если вам трудно это изменить, просто попытайтесь использовать понимание этой сути для большего принятия той личности или группы, которые раздражают вас в вашей повседневной жизни.
Итак, ключ к разрешению конфликтов заключается в том, чтобы увидеть проявление внутреннего конфликта во внешних отношениях. Если вы не осознаете существование внутреннего конфликта, то помните: что происходит вовне, происходит внутри тоже. Важно осознавать, как эти конфликтующие части присутствуют внутри вас. Поэтому нужно работать над этими частями внутри себя. Просветление – это когда все внешние конфликты обнаруживаются внутри себя. Прорабатывая все стороны внутри себя, мы «сжигаем дрова», перестаем быть односторонними. Так же и в личных отношениях: то, что происходит в другом, происходит и внутри нас. Любая история, сплетня про кого-то – это все про нас тоже. Все это тоже мы. Для обнаружения и работы с внутренними конфликтами можно, нечаянно подслушивая других и отмечая, что в их разговоре или поведении флиртует с нашим вниманием. На основании этого можно проводить работу с первичным и вторичным процессом.



Просмотров: 345
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Что с нами происходит когда мы пытаемся показать себя лучше, чем мы есть?
  • Культивируй в себе черты, за которые тебя упрекают, — это и есть ты!
  • Взрослые, которые разыгрывают сами себя. Выросли из детей, которые научились занимать себя сами.
  • Свобода как она есть (для совсем взрослых, которые знают сколько им надо и когда достаточно).
  • Про отношения (которые можно изменить, чтобы началась другая жизнь).
  • Роли, которые мы проживаем, и как найти себя настоящего.
  • Какие еще есть женские ошибки, которые ведут к изменам или разрыву отношений? Часть 7.
  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • 5 пунктов, которые укажут, что в отношениях есть проблемы
  • Успех мужчины: 2 главных качества, которые нужно развивать
  • 4 вопроса, которые задают себе богатые люди (и которые делают их богаче)
  • Роли, которые мы для себя выбираем
  • Качества молодой матери, которые необходимы для воспитания здорового и счастливого ребенка
  • 3 привычки, которые вы должны развить в себе, чтобы всегда быть «при деньгах»
  • 9 несуществующих причин, которые вы себе придумали, чтобы не худеть
  • Мы притягиваем к себе то, что есть внутри нас..
  • Токсичные убеждения про тревогу, которые у вас есть.
  • Зачем мне психотерапия, если есть тренинги, которые обещают результат за 1-3 дня?
  • Тело оно не только чтобы в него есть
  • Чтобы заботиться о себе, нужно хорошо знать себя
  • Найти конфликт, чтобы выйти из конфликта
  • Есть ли у меня нужные качества? (упражнение)
  • Любовь нельзя заесть "Я ем, чтобы жить или живу, чтобы есть"
  • Убегая от себя, есть способ защиты себя. Это эллюзия.
  • 5 вопросов, которые полезно задавать себе перед сном, чтобы справиться с тревогой.
  • Есть ли жизнь после развода? (Заметки той, которая точно знает, что есть).
  • Психотерапевтическая сказка для детей, которые не верят в себя и не пытаются чему либо научиться.
  • Не смотрите на себя через призму мужчин. Десять ошибок женщин - для того, чтобы испортить себе жизнь
  • Себя нельзя найти, собой можно только Быть!
  • Как уйти от самых не осознаваемых привычек, которые есть у каждого из нас



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь