Пассивно-зависимый тип отношений

Автор статьи: Алевтина Томчук

Пассивно-зависимый тип отношений.

Родители, чей стиль воспитания носил авторитарный и деспотичный характер, которые не обладали достаточным ресурсом для того,  чтобы осуществлять свои воспитательные функции, ориентируясь на интересы и инициативу ребенка, шли по пути наименьшего сопротивления –  путем подавления воли ребенка и всех его самостоятельных проявлений. В результате такого воспитательного воздействия у ребенка формируется модель пассивно-зависимых взаимоотношений: с окружающим миром и самим собой.

Парализованные в детстве инициатива, самостоятельность, способность выбирать приносят свои плоды во взрослую жизнь человека. Сформированный в ходе вторгающегося и подавляющего стиля воспитания в семье, пассивно-зависимый тип отношений предполагает безынициативную, ожидающую позицию, а подавленная в детстве активность блокирует способность менять условия и обстоятельства жизни.

Склонные к пассивности и зависимости люди ограничены интроецированными, вплетенными в структуру их личности  родительскими запретами в отношении принятия любых решений, а также совершения практических действий для преодоления трудностей. Они обладают внешним локусом контроля и ориентированы на то, что происходит во внешнем мире, считывая сигналы и регулируя свое поведение в отношении внешних обстоятельств, а не исходя из своих собственных желаний и намерений. Источником их активности является внешняя среда, поведение человека становится реактивным ответом на предъявляемые извне стимулы. Энергия самого человека при этом тратится на внутреннюю борьбу между подавленной способностью быть активным и деятельным и интроецированными родительскими запретами каким-либо образом проявлять себя.

Такой человек на бессознательном уровне ощущает себя не способным или недостойным выбирать, принимать решения, отказываясь от неудовлетворительных условий и отношений. Он воспринимает все подношения жизни как должное и покорно и смиренно переносит все тяготы и невзгоды. Потому как весь его предыдущий детский опыт транслирует главный посыл: у тебя нет права выбирать и действовать. На бессознательном уровне проявление инициативы и активности воспринимается человеком как вызов более могущественной силе, как страх наказания за неповиновение.

Человек с установками на пассивно-зависимую позицию полностью игнорирует свою ответственность в отношении собственной жизни и делегирует ее во вне, пускаясь в поиски более сильного, уверенного и могущественного человека, желая обрести его покровительство и заботу и слиться с ним, с его более сильным и независимым Эго.

Собрав всю волю в кулак человек может решиться на какой-то шаг, но любые трудности и сопротивления обстоятельств он воспринимает как сигнал к капитуляции и возвращению в ожидающую и пассивную позицию. Потому что инициатива в детстве была наказуема, воля ребенка подавлена. Человеком владеет страх взглянуть внутрь своих желаний и намерений, потому как хотеть и желать бессмысленно, потому что воплотить свои желания все равно невозможно, несмотря на то, что источник всех этих ограничений и запретов находится внутри самого человека. Такие люди привыкают плыть по течению, отдаваясь обстоятельствам и ожидая наиболее благоприятных, идеальных условий, чтобы что-то изменить в своей жизни, так порой и не дождавшись их.

Работа с клиентом  в данном случае строится на том, чтобы, помочь ему найти внутри себя источник всех этих запрещений и ограничений, дифференцировать его в структуре своей личности, услышать и идентифицировать его голос. Определиться с тем чего хочется, вернуть себе ответственность, право выбирать и менять свою жизнь по своему собственному усмотрению. Откопать, погребенный под горой запретов, источник своей собственной подавленной активности и инициативы. Осознать, что уже никто не накажет, не ударит по рукам, и ты свободен в той мере, в которой можешь им быть.

 

 



Просмотров: 441
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Ребенок просит, чтобы ему говорили при все, что его больше всех любят. Как реагировать?
  • Зависимый... Никогда его не брошу, потому что он хороший?
  • Все равно его не брошу, потому что...
  • Лишний вес: все равно его не сброшу, потому что он....хороший!!!
  • Что происходит внутри человека, когда его отвергают?
  • Телесность человека как язык его взаимоотношений с Небом и Землей, миром и самим собой.
  • "Все равно его не брошу, потому что он хороший!"
  • Какой должна быть жена? Муж требует, чтобы все было по его, моего мнения он не воспринимает
  • Самоотчужденность человека как источник его психологических и соматических проблем
  • Как понять себя. Часть 2. Нужно что-то менять в своей жизни!
  • Как меньше контролировать ребенка и сделать его более самостоятельным?
  • «Я такой, потому что ты есть». Вклады в контакт его участников принципиально неразделимы
  • Ешь, что дают! Или как удовлетворение потребностей в детстве влияет на характер и судьбу человека
  • Чтобы удержать или вернуть человека, нужно его отпустить
  • Бедность, отсутствие заботы или стиль воспитания - что есть насилие в отношении ребенка?
  • Мастерство психотерапевта или немного о том, как его выбирать.
  • Как встретить Его, того самого и на всю жизнь?
  • 6 последствий родительских манипуляций для человека и его жизни
  • Я верю в то, что любой человек достоин, чтобы его хвалили!
  • Люди хотят, чтобы было по-ихнему. Но по-ихнему не будет, потому что нет такого слова!
  • Сложная система под названием Я, или как изменить свою позицию в жизни.
  • О том, как правильно выбирать мужчину. Про его качества
  • Как понять, что я пассивно-агрессивный?
  • «Психолог сопровождает человека на пути познания его собственной мудрости»
  • Как начать действовать, реализовать себя и достичь самого важного в своей жизни.
  • «Мужчина мечты!!!» – почему он так и остаётся в мечтах и что сделать, чтобы его воплотить?
  • Как так получается, что ожидание результата важнее его самого? (техника включения ожидания)
  • Загадки отношений человека и его жилища. Системный аспект анализа
  • Что говорит одежда человека о его характере?
  • Как человек сам увеличивает количество неприятностей в своей жизни и ЧТО ДЕЛАТЬ?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь