|
Пассивно-зависимый тип отношенийАвтор статьи: Алевтина Томчук
Пассивно-зависимый тип отношений. Родители, чей стиль воспитания носил авторитарный и деспотичный характер, которые не обладали достаточным ресурсом для того, чтобы осуществлять свои воспитательные функции, ориентируясь на интересы и инициативу ребенка, шли по пути наименьшего сопротивления – путем подавления воли ребенка и всех его самостоятельных проявлений. В результате такого воспитательного воздействия у ребенка формируется модель пассивно-зависимых взаимоотношений: с окружающим миром и самим собой. Парализованные в детстве инициатива, самостоятельность, способность выбирать приносят свои плоды во взрослую жизнь человека. Сформированный в ходе вторгающегося и подавляющего стиля воспитания в семье, пассивно-зависимый тип отношений предполагает безынициативную, ожидающую позицию, а подавленная в детстве активность блокирует способность менять условия и обстоятельства жизни. Склонные к пассивности и зависимости люди ограничены интроецированными, вплетенными в структуру их личности родительскими запретами в отношении принятия любых решений, а также совершения практических действий для преодоления трудностей. Они обладают внешним локусом контроля и ориентированы на то, что происходит во внешнем мире, считывая сигналы и регулируя свое поведение в отношении внешних обстоятельств, а не исходя из своих собственных желаний и намерений. Источником их активности является внешняя среда, поведение человека становится реактивным ответом на предъявляемые извне стимулы. Энергия самого человека при этом тратится на внутреннюю борьбу между подавленной способностью быть активным и деятельным и интроецированными родительскими запретами каким-либо образом проявлять себя. Такой человек на бессознательном уровне ощущает себя не способным или недостойным выбирать, принимать решения, отказываясь от неудовлетворительных условий и отношений. Он воспринимает все подношения жизни как должное и покорно и смиренно переносит все тяготы и невзгоды. Потому как весь его предыдущий детский опыт транслирует главный посыл: у тебя нет права выбирать и действовать. На бессознательном уровне проявление инициативы и активности воспринимается человеком как вызов более могущественной силе, как страх наказания за неповиновение. Человек с установками на пассивно-зависимую позицию полностью игнорирует свою ответственность в отношении собственной жизни и делегирует ее во вне, пускаясь в поиски более сильного, уверенного и могущественного человека, желая обрести его покровительство и заботу и слиться с ним, с его более сильным и независимым Эго. Собрав всю волю в кулак человек может решиться на какой-то шаг, но любые трудности и сопротивления обстоятельств он воспринимает как сигнал к капитуляции и возвращению в ожидающую и пассивную позицию. Потому что инициатива в детстве была наказуема, воля ребенка подавлена. Человеком владеет страх взглянуть внутрь своих желаний и намерений, потому как хотеть и желать бессмысленно, потому что воплотить свои желания все равно невозможно, несмотря на то, что источник всех этих ограничений и запретов находится внутри самого человека. Такие люди привыкают плыть по течению, отдаваясь обстоятельствам и ожидая наиболее благоприятных, идеальных условий, чтобы что-то изменить в своей жизни, так порой и не дождавшись их. Работа с клиентом в данном случае строится на том, чтобы, помочь ему найти внутри себя источник всех этих запрещений и ограничений, дифференцировать его в структуре своей личности, услышать и идентифицировать его голос. Определиться с тем чего хочется, вернуть себе ответственность, право выбирать и менять свою жизнь по своему собственному усмотрению. Откопать, погребенный под горой запретов, источник своей собственной подавленной активности и инициативы. Осознать, что уже никто не накажет, не ударит по рукам, и ты свободен в той мере, в которой можешь им быть.
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|