Такой человек превращается в ходячее руководство из серии "помоги себе сам", а различные психологические приемы так и бьют из него фонтаном. Возможно, он начинает скрупулезно анализировать каждое сказанное вами слово, и/или стремится обсудить каждую деталь предстоящей терапии, поэтому вам приходится сначала долго и упорно завоевывать его симпатию, что лишает терапию спонтанности.
Или, может быть, он "прекрасно знает, что Вы собираетесь делать дальше, либо постоянно ссылается на слова или действия других терапевтов.
В идеале терапия должна оказывать свое воздействие "за кулисами" сознания клиента. Она не должна превращаться в навязчивый "ориентир", которому человек должен постоянно следовать и который проникает во все сферы его жизни. Терапия должна способствовать спонтанной жизни в естественном ритме, мы не должны постоянно останавливаться для того, чтобы проанализировать каждую мысль и каждое чувство, - в итоге из-за подобного отношения мы рискуем потерять ощущение перспективы.
Некоторые клиенты действительно нуждаются в помощи для избавления от серьезных психологических проблем, и в прошлом они уже успели посетить многих терапевтов и прослушали сотни терапевтических сеансов. Однако "больше" не всегда значит "лучше", и "перелечившегося" клиента часто вводит в заблуждение та обширная теоретическая информация, которую он успел получить.
Когда мы подозреваем, что психотерапия уже успела превратиться в неотъемлемую часть жизни нашего клиента, возможно, для начала нам нужно разобраться с этой частью его представлений о самом себе. Только так мы можем повысить шансы клиента на успех в процессе решения той проблемы, которая изначально – возможно, это было много лет назад, - заставила его обратиться к терапевту.
В некоторых случаях изначальная жалоба оказывается довольно простой, однако представление о том, что у каждой проблемы существуют "глубинные корни", может показаться человеку весьма убедительным. Также многие люди искренне верят в то, что лечение обязано быть сложным и длительным. Я уже не говорю о его стоимости.
И вот как мы можем помочь тому клиенту, который, как нам кажется, успел "пресытиться" психотерапией:
1. Проведите границу между прошлым опытом клиента и настоящим моментом
Убедите клиента в том, что Вы не похожи на других терапевтов. Расскажите клиенту о том, что Вы (так же, как и они) не видите необходимости в использовании сложных психологических трюков или обучении клиента терапевтической теории.
2. Сформулируйте цели терапии – сделайте это предельно ясно и конкретно
Для достижения успеха вам необходимо сформулировать четкие, достижимые цели и задачи курса, а также установить определенное время для их достижения. Что удивительно, многие "профессиональные" клиенты как будто бы забывают о том, чего именно они ждут от терапии.
3. Позаботьтесь об удовлетворении потребностей клиента вне кабинета терапевта
Те индивидуумы, которые проходят курсы терапии на протяжении длительного времени, находятся в зоне особого риска: они подсознательно начинают воспринимать сеансы как средство удовлетворения собственных эмоциональных потребностей – в частности, потребности во внимании, общении, а также в наличии смысла и целей в жизни.
В некоторых случаях Вы должны помочь клиенту найти способы удовлетворения этих потребностей вне кабинета терапевта для того, чтобы терапия не превратилась в (весьма дорогостоящую) зависимость. Ведь мы не хотим, чтобы терапия стала частью проблемы, существующей в жизни клиента!
Я не хочу сказать, что каждый человек, ранее подвергавшийся психотерапии, начинает вести себя именно так, как описано выше, однако любой терапевт способен очень быстро распознать так называемого "профессионального клиента". И этот клиент, возможно, даже не знает о том, что на самом деле он попал в ловушку.
Поставьте лайк, если вам понравилась моя статья. Провожу обучение и супервизии, обращайтесь.