|
Малыш-ЖадинаАвтор статьи: Строганова Елена Юрьевна
«Ай-яй-яй! Какой жадный мальчик!»; «Девочки не должны жадничать!» Такие или подобные по смыслу высказывания можно услышать «в песочнице» по отношению к ребёнку, не желающему делиться своими игрушками. Знакомая и частая ситуация, не так ли? И в этот момент всё зависит от реакции мамы: присоединится ли она к «хору» обличителей или спокойно скажет: «Можешь не делиться». Одно дело отказать в просьбе чужому незнакомому ребёнку дать поиграть игрушкой, другое - столкнуться с проявлением жадности вашего ребёнка в значимой вам, маме/папе, компании. В первой ситуации отказать легче. Более того, когда пройдёт первый шок у родителей других детей, они примут эту ситуацию и, скорее всего, в следующий раз, не станут ни стыдить, ни упрашивать вашего ребёнка делиться, зная вашу родительскую позицию. В ситуации же, когда в знакомой компании вам стыдно за то, что ваш ребёнок жадничает, то... вопрос не ребёнку, а к вам: образ идеальной матери, что ли, рушится? Или вы боитесь, что вас в будущем перестанут приглашать в эту компанию? Тогда, как говорит один известный московский психолог: «Самооценку надо повышать!» И, надо сказать, в этом случае я с ним согласна. Что начинают делать взрослые люди, пытаясь «отжать» игрушку в 2-3-х летнего Жадины? Конечно, стыдить его, объясняя ему, что добрые и хорошие дети так не поступают. И, нужно подчеркнуть, что, если даже ребёнок и отдаст игрушку, то совсем не из-за того, что вдруг осознает, что его морально-этический облик резко «пошатнулся», а лишь потому, что увидит рассердившуюся на него маму и испугается наказания. Ещё в далеком 1963 г. Kohlberg L., основываясь на трудах Жана Пиаже, предположил, что развитие нравственности у ребёнка зависит от стадии его интеллектуального развития. Исходя из этого, можно сделать вывод, что ребёнку 1-2-3 лет, у которого ещё не до конца сформированы мозговые структуры, бесполезно объяснять, что «у него доброе сердце, поэтому он должен отдать любимую игрушку». Наши морально-нравственные увещевания звучат для него как зашифрованные посланиям с далеких планет! Для ребёнка в возрасте до 3-х лет не существует понятия «моё-чужое»: ВСЁ, что ему нравится, должно стать его! Малыш В НОРМЕ эгоцентричен и «что такое хорошо, а что такое плохо» определяет исключительно из возможности удовлетворить собственные потребности. Его поведение будет ориентировано только лишь на порицание либо поощрение со стороны. Хочется обратиться к мамам/бабушкам/няням, надрывающимся от обличения в жадности несговорчивого маленького упрямца. Если к вам в дом придёт незнакомка (или даже подруга), которая, полазив в вашем платяном шкафу и выбрав пару кофточек или платьев, захочет, чтобы вы ей их отдали, испытаете ли вы от этого прилив радости?.. Нет? А почему?! Или ещё пример. Ваша подруга или приятельница попросит у вас разрешения два-три раза в неделю встречаться с вашим мужем, потому что он ей оооочень нравится и ей ооочень этого хочется. Ладно, не два... а один раз в неделю... А, что такого? Делиться самым дорогим - это ж такое счастье... или нет? Полагаю, будет излишнем говорить, что описанные выше ситуации абсурдны. И, если и имеют место быть, то только в случае жесткого размывания границ и неумения говорить: «Нет!» Как ни странно, но именно в «песочнице» детей и учат говорить: «Нет!» тому, с чем они не согласны. Так что же делать мамам? Во-первых, заведите «прогулочные игрушки», которые не представляют большой ценности для вашего ребёнка и, выходя во двор, проследите, чтобы любимые игрушки «ждали дома». Во-вторых, если у вашего ребёнка отнимают игрушку, и он не может защититься, пресеките это. В-третьих, (из моего личного опыта) договоритесь с мамой ребёнка, с которым бОльшее количество времени проводит ваш ребёнок о том, чтобы по возможности покупать им одинаковые игрушки. В-четвёртых, договоритесь с мамами-подругами об одинаковой модели вашего реагирования на подобное поведения детей. Надо сказать, что разумных и адекватных мам, к счастью, много. В-пятых, учите детей меняться игрушками и играть вместе, а не отнимать. Дети, даже очень маленькие, достаточно быстро поймут, что сбалансированные отношения «брать-давать» гораздо удобнее, чем «отнимать-отдавать». Ближе к четырём годам, когда у детей начнёт формироваться ролевая игра, период «жадин» будет отступать. Игрушки станут инструментом общения. Малыши сами поймут, что делиться и обмениваться им - это значит располагать к себе людей. Мне очень нравится фраза моей подруги: «В отношениях взрослый-ребёнок кто-то же должен быть умным? И это, явно, должен быть взрослый!» Дорогие взрослые! Дети только учатся жить и взаимодействовать с окружающим Миром. И от нашей, взрослой, позиции будет зависеть то, каким они будут воспринимать этот Мир: безопасным или нет. Если же вы, вдруг поймёте, что пытаетесь «прогнуть» своего ребёнка, чтобы выглядеть пристойно в глазах окружающих... вернитесь к совету популярного московского психолога: «Самооценку надо повышать!»
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|