В наше время становится нормой жаловаться на то, что дети пошли слабые и ничем не интересующиеся. Их единственное развлечение - это уткнуться в экран и уйти в мир игр или социальных сетей. С этим сложно поспорить. Работая в школе, я стал замечать, что дети всё меньше проявляют инициативу, их больше увлекает экран. Разговаривая с подростками, несложно заметить одну особенность: он не знает, что он хочет. Однако они с лёгкостью отвечают на вопрос: « А что хотят родители?»
Порой можно заметить, азарт в глазах сменяется какой-то вселенской тоской. Тут же находятся люди, которые снова начинают винить современный век и зависимость от компьютеров.
Всё чаще приходят родители со словами, что ребёнок ничего не хочет и заставить его сложно. Следом за родителями подключаются другие родственники, взрослые люди, которые также начали замечать эту тенденцию. Однако почему-то мало кто спрашивает самих детей, что они хотят. Можно услышать даже ответ: « Да что он может хотеть, он ещё не вырос». Родители не замечают того, что прямо говорят ребёнку: «Пока ты мал, ты не имеешь права хотеть».
Поэтому дети не знают, как это хотеть, родители не научили их верно выражать свои просьбы. На каком-то этапе родители решили, что они смогут вырастить идеального ребёнка и запретили ему всё. Родители распределили, что хорошо и что плохо. Не спросив самих детей, что они хотят и что им надо. Они решили, что всё опасно, и детей нужно от всего беречь.
Если раньше ребёнок спокойно мог пойти в лес с группой, развести костёр, поставить палатку, то теперь это стало плохим, потому, что это опасно и не приносит пользы. Детям можно проявлять только нужную инициативу. Посторонние увлечения могут помешать созданию светлого будущего, которое нарисовано в голове у родителей, и многие детские забавы, интересы отошли на второй план.
И почему дети соглашаются с родителями? Следует начать разговор о родительских интроектах. Как известно, итроект - это навязанное убеждение извне. Это схема поведения, транслируемая от другого человека, не учитывая особенности адресата. Навязывают его, как правило, значимые взрослые. В детском возрасте интроект, попадая внутрь организма, не «переваривается» психикой, а принимается на веру, без критики. Он не разбирается, его навязывают насильно и требуют принять как истину. Интроект может быть частью личности другого человека.
Пример интроекта: «надо быть хорошим», «нельзя врать», «ты должен всем нравиться», «девушка должна всегда следить за собой» и так далее. Остаётся очень много вопросов, на которые ребёнок не получает ответы, его оставляют без объяснений, зачем нужно это делать.
Проблема заключается в том, что интроекты, не всегда осознаются, они выступают как привычное мышление, их сложно выявить, поэтому с ними сложно работать. Из психологии мы знаем, что есть такой тип родителей, которые стремятся прожить свою жизнь, либо реализовать себя через детей. Такие стремления, со временем начинают вытеснять из ребёнка его истинное Я, с его желаниями и целями, заменяя на цели родителей. Чтобы это реализовать, нужен соответствующий интроект.
Ребёнок принимает идею без особой критики из-за любви или страха её потерять. Также могут присутствовать тревожные компоненты, которые говорят, что интроект нужно принять, чтобы выжить. «Ты должен, иначе у тебя не будет того-то». Впоследствии, интроект разрушает целостность «Я».
Интроектов может быть много, и чтобы всем им следовать и поддерживать, тратиться много ресурсов, что существенно тормозит развитие личности и её желаний, так как на себя сил уже нет.
Пример: Родился ребёнок, предназначение которого укрепить семью, либо удержать папу. Интроект гласит:
ты должен удержать вместе родителей. Это его цель, что хочет сам ребёнок
не учитывается. Ребёнок думает, что когда в семье всё будет хорошо, то он тоже что-то получит (любовь). Каждый скандал будет отражаться на нем. Он начинает считать себя плохим, так как не справляется с задачей. На себя времени нет, нужно думать, как спасти брак родителей. При их расставании создаётся чувство вины и потеря смысла. При появлении своего ребёнка возможно появление мысли "всё исправить", "отменить развод". Создаётся похожая ситуации, что была в его семье. Новому ребёнку также транслируется мысль, что он должен удержать семью с дополнительным подтекстом: «Ту семью, которую я не смог сохранить» Т.е. идёт перекладывание ответственности. И этот интроект может переходить из поколения в поколение.
При запросе: «ребёнок ничего не хочет». Стоит пронаблюдать за реакцией родителей, когда ребёнку дают право на самовыражение. С учётом, что сам родитель не вмешивается. В идеале, на такой эксперимент лучше выделить месяц. В процессе, которого, родители могут напрячься, начать поправлять ребёнка, критиковать, чувствовать себя неуютно. Найдутся те, которые искренне удивятся, что ребёнку не нравится созданные для них правила и нормы. В продолжение работы находятся такие, кто вспоминал, что его родители также поступал с ним.
Согласно Эрику Берну, выделяется 2 типа родителя: контролирующий (критикующий) и заботящийся.
[/url]
Контролирующий родитель или критикующий родитель. Те, кто выискивают ошибки и применяют наказания за провинность. Однако при рассмотрении можно выделить положительную черту. При условии, что критика ведёт к спасению или предотвращению угрозы жизни, этот контроль несёт положительный эффект. Ребёнок только начинает свой жизненный путь, и контроль становится неким обучающим фактором. В этом случае ребёнку доходчиво объясняют, почему нельзя, без унижения личного Я.
В остальных случаях контроль несёт отрицательный посыл. Так как критика может выступать у родителей, как способ решения своих проблем. Мотивом выступает чувство превосходства перед ребёнком как более адаптированного к жизни и, тем самым, имеющего право наставлять. В этом случае не учитываются потребности ребёнка, т. е его познавательная активность должна быть снижена, чтобы не пасть под критику. Всё новое может приводить к ошибкам, а ошибки подвергаются критике со стороны взрослого, поэтому нужно оставаться на привычном уровне.
В критикующем родители можно выделить момент запрещения на какую-либо деятельность. Такие родители могут проецировать мысль, говорящую: «ты себя не проявляй, мне так спокойней». Вспомним, что родители являются первичными моделями для детей, следовательно, идёт идентификация с ними, что может привести к тому, что со временем они сами начинают себе что-то запрещать, пользуясь родительской установкой контроля.
Например, родитель волнуется о будущем ребёнка и решает взять его жизнь в свои руки, тем самым, идёт запрет на проявление себя. Потому что всё, что выбивается из плана, жёстко пресекается, либо вызывает неодобрение со стороны родителя.
Ребёнку начинают транслироваться различные долженствования, что также не учитывает потребности, и взгляды ребёнка Родительские взгляды заменяют взгляды ребёнка, следовательно, ребёнок перестаёт что-то хотеть, за него хочет родитель. Ребёнок всегда должен.
Пример: Мама играет с маленьким ребёнком и постоянно повторяет: ручки мамы, ножки мамы ит. На вопрос, а что есть у ребёнка, мы получаем ответ: «ничего нет, все мамино».
Если такие игры единичные, тогда словно говорить о каком-то негативном посыле. Если такие фразы повторяются чрезмерно часто, тогда ребёнок может прийти к мысли, что он является частью матери, своего ничего нет. Мама его родила, она лучше знает, нужно слушать маму.
Если не работает контроль, то родитель может выработать другой стиль поведения с ребёнком: наказание. В этом стиле можно заметить много невыраженного гнева, который сливается на ребёнка, что побуждает жить в угоду родителям, мир ребёнка сжимается до приспособленческих тенденций, которые заставляют делать только то, что не вызывает гнев.
Второй выделенный тип родителя, который поставлен со знаком плюс, это заботящийся родитель.
При положительном значении мотивирующим фактором у таких родителей, это безусловная любовь, направленная на личностное и эмоциональное развитие. Это поддержка. Если и есть критика, то она выступает как разбор ситуаций.
Однако если забота выступает с приставкой «гипер-», мы замечаем, что родитель так же, как и предыдущим, типе, запрещает ребёнку жить с учётом своих характеристик. Мысль «я хочу» отсутствует. Идёт пропаганда мысли: «поступай так, чтобы я был спокоен». Более того, родители сами проживают жизнь за ребёнка, они словно говорят: «что я ещё могу сделать за тебя?».
Что можно сказать? Родители заменяют личность ребёнка, его желания, стремления. На свои взгляды и свою жизнь и ребёнку просто нет места для себя. Он должен выполнить ожидания родителей. И так как интроект - это информация, пришедшая извне, навязанная мысль, то неудивительно, что нет желания её исполнять. Дети просто ждут, пока им не скажут что делать, сложно реализовать чужую идею, не зная, зачем она нужна, и как её нужно реализовать. Ребёнок представляется компьютером, которого не включили в розетку. Ребёнку дали задачу, но не дали ресурсов для её реализации.
Поэтому стоит позволить детям жить и не душить их своими идеями, они сами могут разобраться и понять, что им нужно в жизни. Не всегда стоит критиковать их идеи, когда они противоречат взглядам. Детям можно советовать, показывать, объяснять, но выбор должен оставаться за ними.
Есть такое понятие, как родитель заслоняющий горизонт. Когда родитель, дабы с ребёнком ничего не случилось, загораживает ему весь жизненный опыт, и мир ребёнка сокращается до телефонов и планшетов, где он может хоть как-то себя показать, либо получить опыт. Примеры можно увидеть повсюду. Когда родители разговаривают, а ребёнок вертится и требует внимания, ему дают в руки телефон, чтобы он отстал. Ребёнок понимает, что телефон может быть заменой чего-то. Сколько раз нужно так отмахнуться от ребёнка?
Поэтому не всегда стоит винить молодое поколение в том, что оно не так активно и не так интересуется, как хотелось бы. Не всегда оно виновато в том, в чем его обвиняют. Всегда нужно спрашивать: "Почему?".
Как же можно поступить в таком случае, если родитель волнуется за ребёнка и знает, как ему кажется, что лучше для чада?
Предлагаем заботливым родителям такой вариант. Выделите ребёнку время. Это может быть час, два. Место. И скажите ему, что тут он может быть самим собой, это его личная зона. Пусть он оформляет своё место, как ему угодно. Он должен быть уверен, что родители не будут вмешиваться в это процесс. Пусть стены будут обклеены плакатами, пусть слушает музыку. Это пространство будет только его.
Прелесть такого уголка в том, что родители смогут пронаблюдать внутреннее состояние ребёнка Родители должны понимать, что упрёки недопустимы, это такое место, где их острый взор должен быть притуплен.
В этом самом уголке родители смогут увидеть, что ребёнок хочет от будущего, какая его цель, интересы. В этом месте он будет предоставлен сам себе. Глядя на всё это, родители смогут найти то, что поможет узнать лучше ребёнка, что поможет сблизиться, узнать, о чем можно с ним поговорить.
Однако может возникнуть вопрос: «Всё ли можно позволять?». Конечно, нет, родителям стоит обрисовать минимальные правила, например, что нужно убираться в своём мирке и понимать разницу между творческим беспорядком и захламлённостью. Но это крайние случаи, когда родитель будет иметь право вмешиваться в этот мир. Ребёнок должен понимать, что сам ответственен за своё место.
Поэтому желая добра своему ребёнку и стремясь избавить его от жизненных неприятностей, постарайтесь сделать ему островок свободы.