|
Интенсивная творческая жизнь. Чему учиться став взрослым?Автор статьи: Лукьянов Олег Валерьевич
Интенсивная творческая жизнь. Чему учиться став взрослым? Напишу про себя, но мне кажется, что это справедливо и для других. Сегодня все больше и больше приходится заниматься нетворческой работой. Редактирование статей, написанных другими, заполнение форм, другими составленных, выслушивание видеолекций, другими записанных, прочтение текстов, другими выбранных, просмотр фотографий, другими снятых и т.д.. Мир заполняется нетворческой жизнью. И если не противостоять этому в своем конкретном случае, то в конце концов, наступит царство скуки. Творчество, в своем пределе, в конечном счете – это творение из ничего, то есть из себя самого, из собственной жизни. Это создание того, чего без меня и до меня не было. Это не так сложно, как кажется. Творческим может быть взгляд, ведь не было этого взгляда до того, как я его осуществил. Творческим может быть слово, предложение, и даже пауза, событие, решение, отношение и т.д. При этом творчество не всегда доброе. Я имею право творить зло. И некоторые люди заслуживают творения зла и вынуждают к этому. В стихах Владимира Семеновича Высоцкого есть замечательное выражение: «Во мне запас нетворческого зла». Вот это беда. «Запас нетворческого зла» переживается как зависть и скука. Это выражение из песни про плагиатора. Творчество в самом элементарном виде – это обновление. Можно одно и то же действие делать каждый раз по новому и это будет творчество. Да, «с маленькой буквы», очень короткое, незаметное, непродаваемое и неоцененное. Но очень сильно меняющее ощущения, чувства, присутствие в мире. Значимость творчества в жизни можно понять по его отсутствию. Люди, изолированные от творческой жизни, очень несчастны. Они могут быть изобретательны, богаты, активны, требовательны, сильны, успешны, продуктивны, уважаемы и т.д. но им скучно и сами они скучны. А если становится совсем мало творчества в жизни, то человек думает о самоубийстве. И ему в этом случае очень трудно помешать. Что мы можем сделать? Во-первых, научиться видеть творчество, понимать что оно есть в нашем конкретном случае, видеть истину (естину) творчества. Это – самая простая задача, но и она часто трудновыполнима. Признаком истинно творческой жизни является то, что вопрос отсутствия смысла вас не беспокоит. Нет для вас такой проблемы. В творческой жизни смысл может быть не очевиден, не сразу может быть сформулирован, но он не может отсутствовать. Во-вторых, надо научиться интенсифицировать творческую жизнь. То есть умножать акт творчества на свою жизнь. Можно проторчать весь день в музее и добиться только того, что станет еще скучнее. Можно заскучать с книгой, с человеком, с работой. А можно не заскучать. Это простое действие – усилие к умножению момента творчества на продолжительность своего присутствия. К творческой жизни нельзя призвать. Нельзя и вынудить, заставить. Творческую жизнь можно поощрять. Соответственно, можно ее и отрицать. Иногда важно начать с того, чтобы отрицать нетворческую жизнь. Чтобы сделать свою жизнь более творческой, не достаточно встретиться с творческим человеком или с произведением, не достаточно «жить в Москве» и ходить по театрам. Для творческой жизни необходимо и достаточно объединить три аспекта человеческого существования: - гениальность, проявляющуюся в инициативе, - одаренность, проявляющуюся в мотивации и - посредственность, проявляющуюся в эффективности. Было время, когда об этом были сделаны онлайн-курсы, написаны публикации, проведены семинары, вебинары и пр. Этого не достаточно. Надо проживать проблему творческой жизни в форме экзистенциального опыта. Нужны пространства, а не средства. Бросаем читать и идем жить. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|