|
А живым закончить школу шансы есть? (часть вторая)Автор статьи: Милитенко Елена Сергеевна
Обычный рабочий день. Консультация подростка, с которым попросила «поработать» педагог, так как ребенок не успевает по нескольким предметам, грубит учителям, и вообще «отличается асоциальным поведением». Подросток на первый взгляд самый обычный. Разве что только почти не улыбается, держится настороженно и, похоже, ждет от меня, какого-то подвоха. В процессе работы разговорился. «А чего все они от меня хотят? – спрашивает он. – У меня же ум недоразвитый. Поэтому и с алгеброй я вообще никак, и с геометрией тоже. А с этого года так вообще физику поставили. Я же в ней ни в зуб ногой, и дальше только хуже будет». Вот это самокритика, думаю я. И ведь понятно, что к седьмому классу у него сложилось определенное мнение о своих способностях. Да только его ли это мнение? Или же оно подкреплялось в течение всех этих лет оценками учителей и родителей. Отметки, понятно, с первого класса, не радовали. Подросток рассказывает об этом неохотно. Говорит, что учителя считали его «непроходимым болваном и тупицей», а мама прибавляла «не знаю уж, в кого ты такой уродился». Сама она в школе была отличницей. Успевала по всем предметам, но особенно хорошо ей давалась математика. А тут вдруг у ее ребенка проблемы. И что с ними делать непонятно. В ход, как я поняла, шли всевозможные наказания (лишали компьютера, планшета, карманных денег), да только толка с этого все равно никакого не было. А что с него взять-то, если ум недоразвитый? И подросток настолько укоренился в своем убеждении, что ничего хорошего с него все равно не выйдет, что выбрал единственный способ заявить о себе, связавшись с «плохой кампанией». А что? Здесь он чувствует себя «своим», никто не указывает ему на его недостатки и огрехи и, главное, здесь нивелируется ценность отметок. Ну и что у тебя «двойка» по математике, если ты, скажем, можешь выпить на спор бутылку пива, или покурить в школьном туалете? Тут вам и адреналин, и опять же подкрепляется уверенность в том, что хоть на что-то ты все-таки способен. И одновременно с этим оправдываются ожидания родителей (и учителей), которые неустанно твердили, что если ты не возьмешься за ум, то все это плохо кончится. «А что мне с ним делать? – спрашивают меня родители. – По головке погладить? Да он же ничего не хочет. Ни учиться, ни даже просто усилия приложить. Сидит сиднем на уроках, потом дома от компьютера (планшета, телевизора) не оторвешь. А я его должен еще и потом похвалить за это?» И вроде бы понятны тревоги родителей. Как бы не «упустить ребенка», - говорят они. – А то ведь если сейчас ничего не сделать, то дальше-то только хуже будет». Только вот за этими тревогами упускается главное. Постоянно подкрепляя уверенность ребенка, что «он ни что не годен», что «ума у него не хватает» и вообще «если он так и дальше будет относиться к учебе, то ничего он в жизни не добьется», можно получить совсем не тот результат, на который рассчитывают родители. Живым, наверное, шансы закончить школу все-таки есть. Только вот какие трансформации претерпит при этом личность ребенка, вопрос остается открытым. Мы все хотим, чтобы наши дети выросли счастливыми, уверенными в себе людьми, чтобы они умели ставить перед собой цели и добиваться их. Но вот незадача – если всегда и во всем отталкиваться только от школьной успеваемости, если даже не пытаться разобраться, что стоит за отметками ребенка, итог может оказаться совсем не таким, как хотелось бы. Мало кто из родителей скажет, «да, я хотел бы, чтобы мой ребенок считал себя неуспешным». Но если он уже сейчас говорит вам, «я такой, потому что ум у меня недоразвитый», может имеет смысл задуматься над тем, а повторяет ли он их вслед за вами.
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|