|
Что такое самопрезентация психолога?Автор статьи: Несвитский Антон Михайлович
С развитием частной практики как самостоятельного вида деятельности, уже более не прикрепленного к институтам или клиникам, продвижение психолога перестало быть чем-то, что должно происходить «само по себе». Я хочу поговорить об особенностях рекламы и продвижения в профессии психолога в принципе, а конкретно сейчас и в этой статье - о самопрезентации. Камень преткновения: что писать о себе?Насколько я могу судить по супервизорским запросам моих коллег, связанных с продвижением, самопрезентация – один из серьезных камней преткновения. Что там писать? Что нужно написать о себе, чтобы привлечь клиента? В итоге все нередко заканчивается общими фразами о готовности помочь, об уникальности каждой личности, которую вы, как специалист, безусловно уважаете, и о том, что психотерапия и консультирование – это, прежде всего, вокруг самого клиента, его мира, а не «правильных» установок о жизни. Все это, безусловно, так. Но психологи нередко либо пишут примерно одно и то же, не сильно отличаясь в самопрезентациях друг от друга, либо уходят в какие-то довольно пространные и глубокие рассуждения, за которыми клиент теряет нить понимания – «кто же этот психолог, чем он отличается от других?» Самопрезентация, на мой взгляд – это как раз то, что призвано подчеркнуть ваши особенности, ваш подход, ваши специфические темы, ракурс, который для вас наиболее актуален, может быть – какие-то ваши важные убеждения о профессии или о мире вообще. Но многие психологи упорно продолжают писать о себе исключительно в понятном только профессионалам ключе, расписывая, какому методу, где и как они учились, а также выгружая на клиентов свои сертификаты и разные малопонятные клиентам названия курсов, семинаров и повышений квалификации. Есть, конечно, и такие клиенты, кого привлекают исключительно регалии, даже если суть написанного им не понятна. Но, как показывает практика, все-таки, даже если у клиента есть привычка «вестись» на различные членства, сертификации и загадочные непонятные слова – ему в итоге все равно будет важен результат и то, как происходит сам процесс терапии. А в процессе ему уже не важно – специалист вы по гештальту или по КПТ, потому что, в конечном счете, он не понимает глубоко разницы между тем и другим (и ожидать от него этого - пожалуй, странно, если только вы не специализируетесь на работе исключительно со студентами психологических учебных заведений). И когда психолог в качестве единственной, кажущейся ему важной, информации о себе пишет «я – гештальттерапевт», то он ничего ценного и важного для непосвященного клиента не сообщает. Кроме того, что это – некий «модный» нынче подход, клиент ничего не знает. Для непосвященного клиента эти слова – «гештальт», «психосинтез», «трансактный анализ» и т.д. – все это не более чем загадочные упаковки товара, который он пытается рассмотреть скорее несмотря на эту упаковку, чем с ее помощью. Все написанное выше не означает обесценивания ваших знаний и сертификаций, но ключевым является скорее вопрос, что ставить на первое место? Для начала хорошо было бы ответить на простой вопрос: чем именно вы как специалист, отличаетесь от других? В чем вы видите свою "фишку", свою особенность, если ли особенно важная тема, которая всегда красной нитью проходит через вашу работу с клиентом? Какая-то очень мощная для вас опора? Несколько слов о внешностиВ самопрезентации немаловажным бывает не только то, что вы написали о себе и своих взглядах, но еще и то, как вы себя презентуете внешне. Многие психологи считают допустимым фото, сделанное «по случаю» (и даже порой – телефоном). В нем, естественно, мало что отражает психолога именно как того, кого будут выбирать клиенты. Я нередко проводил такой эксперимент: среди тех, с кем мы занимались развитием практики: я предлагал сделать несколько разных фото и разных презентаций, так чтобы самому психологу было, прежде всего, ясно – что он хочет выразить, каким он хочет, чтобы его увидели клиенты, а потом попытаться отразить этот посыл как в фото, так и презентации, в несколько различных вариантах. И потом мы смотрели, какой работает в большей степени. И действительно, количество клиентов, их состав, их направленность менялись в зависимости от той подачи себя, какую на данный момент психолог предлагал открытому пространству рекламы. А иногда, при наличии довольно ясно отражающей специалиста презентации, сталкиваясь с вопросом «почему нет клиентов?», достаточно было сделать качественное фото, где действительно был какой-то посыл, образ – и ситуация начинала меняться. Всех моментов, которые к этой теме относятся, не описать в одной и даже в нескольких статьях, но возможно, это заставит задуматься и что-то изменить в своей саморекламе, открывая себе возможность продвигаться дальше в сторону более интересной и насыщенной практики. А заинтереснованные в том, чтобы в эту тему всерьез углубиться, всегда могут обратиться ко мне за индивидуальной супервизией по этому вопросу или групповой работой на ту же тему. Продолжение следует.
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|