|
"Выбор Психолога": К Кому в Итоге Обращаются КлиентыАвтор статьи: Макс Ильин
Многие слышали, а некоторые ещё и читали знаменитые работы эксперта в этой самой психологии влияния - Роберта Чалдини. В них он и описал, и показал (с помощью соответствующих реальных примеров и научных экспериментов), что все способы влиять на окружающих могут быть объяснены с помощью 6 (чуть позже - 7) базовых психологических законов, принципов влияния. Так вот - выбор психолога, равно как и выбор сантехника, врача и любого иного специалиста в сфере услуг, зависит от воздействия этих принципов - и сейчас попробуем это рассмотреть. Перед этим - стоит оговориться, что речь не о каких-то "волшебных ритуалах", которые гарантировано обеспечивают какую-то определённую реакцию во всех случаях или там позволяют "скрыто управлять окружающими". Вовсе нет - это просто естественные правила, увеличивающие вероятность до максимума, но не до 100%. 1. ВзаимностьК этому принципу - Чалдини чаще всего приводит пример Эфиопии, которая материально поддерживала Мексику после землятрясения в 1985 году, несмотря на весьма бедственное положение в самой Эфиопии: в то время страна переживала зверский голод и гражданскую войну. Предыстория ожидаемая, но всё рано трогательная - Мексика в своё время (1935 г.) дипломатически поддерживала Эфиопию в период вторжения войск Италии. Так вот, закон взаимности (или "реципрокности") - состоит в том, что люди естественным образом склонны возвращать долги, возмещать за оказанные услуги, компенсировать сделанную им (нам) пользу. Впрочем, на вред и убытки это тоже распространяется, но сейчас о позитивной стороне. Как это будет использовано в психологическом маркетинге? А очень просто - с помощью популярной методики "бесплатная проба", или даже "результат вперёд". Многие психологи, как могу судить - используют эту тактику, предлагая бесплатную первую ("диагностическую") консультацию, или даже несколько. "Секундка Рекламы": Но это не единственный вариант, конечно - этот закон может использоваться гибко; например в моём случае - у меня первая встреча дороже (но ещё и дольше) :) Почему это может работать - за счёт качественного и полезного контента в полностью "халявном" открытом доступе. Те, кто не просто увлечённо читают, но ещё и активно применяют рекомендации и принципы - получают результаты, вообще ничего мне не заплатив. Что вызывает закономерное желание чем-то - необязательно деньгами, но всё же отблагодарить. 2. ОбязательствоЕсли мы каким-то серьёзным образом - устно или письменно, а ещё лучше на публике - выразим свою приверженность к какой-то идее или обязательство посвятить себя какому-то делу или цели, то после этого мы не склонны изменять своему "обету" без достаточных на то причин. Проще говоря - если человек пообещал и "подписался", то ему крайне неприятно затем отказываться от своих обещаний; "крайне неприятно" - не означает, что он это не может сделать. Просто дискомфорт и стресс - и иногда, в определённых специфических ситуациях, это будет лучше, чем продолжать "хранить верность слову". В особенности, если "слово" из тебя перед этим вытянули с помощью каких-нибудь других интересных "техник влияния". Однако, в последнем случае - это правило имеет свойство быстро "протухать" - насилие (а это насилие, пусть и неплохо скрытое) имеет деструктивные свойства, и со временем копится раздражение и нежелание продолжать сотрудничество в подобном стиле. Как это использовать - ну, в "вакууме" трудно представить, но продолжим за приведённым примером: в конце пресловутой "диагностической консультации" у клиента вполне можно попытаться получить это самое обязательство прийти на следующую, какую-то там "корректировочную". И тут несколько вариантов, на самом деле - можно это сделать в виде "щипцов", надавив клиенту на некоторую из интересных эмоциональных точек (тревога за будущее, самооценка и т.п.), или использовать рациональное убеждение, если ему и правда требуется длительная работа. В любом случае, рекомендация для потенциальных клиентов: если специалист, любого рода, из Вас явно или не очень "выдавливает" или "вытягивает" некоторое обещание - это, конечно, не повод сразу отказываться от работы. Но насторожиться и отказаться принимать решение под давлением, отложив его на "попозже" - очень здоровый выход из подобной ситуации. 3. Социальный ВыборЭтот принцип - основан на хорошо "прошитой" в нас "стадной эвристике": если большинство вокруг что-то делает, в данном случае - выбирает чьи-то услуги, то очень даже стоит к ним присоединиться и тоже повторить. Здесь с примером попроще - этот "закон влияния" эксплуатируется вовсю с помощью отзывов (их количества и качества - у разных частей аудитории разный приоритет); не только от благодарных клиентов, но и партнёров - что связывает этот метод со следующими далее принципами. Однако, и здесь свои подводные камни - хотя в большинстве случаев в естественном мире это "правило следования за толпой" неплохо работает и чаще полезно, неизбежно есть и случаи, когда доверять "народному выбору" не стоит. В своё время Дэн Кеннеди, другой известный публицист и бизнесмен, озвучил чей-то девиз, который звучит полностью полярно: "Если хочешь достичь успеха - то посмотри, что делают большинство конкурентов, и сделай наоборот". Это, своего рода, "закон контраста" - конкуренция подразумевает необходимость выделяться из всего сонма доступных предложений, предлагать нечто уникальное. С этой целью, использовать однообразную массу конкурентов в качестве "фона" для своей "фигуры" - не просто выгодно, но и даже как-то "интуитивно". В этом ключе, ситуация в СНГ, когда психологами и психотерапевтами называют себя... Ну, многие не очень добросовестные и квалифицированные персонажи, в силу недоработок в законодательстве - оказывается неплохим маркетинговым ресурсом! Как ни "парадоксально", но для грамотных профессионалов, которым есть что предложить куда получше - это возможность выглядеть даже интересней, чем они могли бы в отсутствие всякого барахла в виде ведических, тантрических, нервно-паралитических и т.п. "психологов". 4. Дефицит (Редкость)Это - может быть отнесено и к описанному чуть выше методу обострения разницы между "ширпотребом" и "эксклюзивом". Сам принцип тоже несложный для понимания - воспринимаемый дефицит какой-то ценности увеличивает спрос на неё (даже если это и не совсем так). Несмотря на широкую известность, эффективность и распространённость (вспомним хотя бы метод "Неохотных Продаж" - когда посетитель не то что не "заманивается" на покупку, но даже и отталкивается от этого) - даже этот принцип можно использовать в безмозглой манере. Например? Ну например - повесить объявление "Скидка 50%! Только сегодня!" По идее - должно бы сработать, и чаще всего срабатывает. За исключением того случая, когда это объявление висит не "только сегодня", а постоянно - весь год. Так не самый плохой маркетинговый приём становится тупым - т.е. скидка это штука "в вакууме" всегда желанная, но она ни с чем не связана (как минимум - со специфическим событием и прежней ценой) и так теряет в привлекательности и вообще в осмысленности. Другие вариации - включать в продающие тексты обороты в духе "только для избранных", "предложение не для всех" и т.п. Здесь сразу два подтекста:
И этому всему - тоже есть естественное объяснение: как правило, труд высокой квалификации и соответствующие его результаты это редкость, это реальный дефицит. Мастеров и "супер-профессионалов" - немного, они в меньшинстве, и происхождение этого бессознательного стереотипа полностью здравое и оправданное. Другой вопрос, как его будут эксплуатировать - этично или иначе, но это отдельная тема. 5. АвторитетСамо себя объясняет - народ в большинстве склонен безусловно доверять и подчиняться авторитетным лицам всех мастей; хорошо известные эксперименты Стэнли Милгрэма с электрошоком по команде авторитетного лица (на которые Чалдини тоже ссылается) - тому одно из подтверждений. Частая рекомендация "обязательно проверяйте образование, сертификаты" и т.п. специалиста, к которому желаете обратиться - следует из этого принципа в том числе. Некоторым-многим кажется, что "экспертно-авторитетный" образ помогают создать огромные кучи этих сертификатов, дипломов и прочих не всегда официальных документов. Да, отчасти это верно - но здесь стоит обратиться к другой теории соц-психологии: модели "Вероятности Обработки" (Elaboration Likelihood Theory) Петти и Каччиопо. Эта теория объясняет более узкую сферу влияния - убеждение, и авторы выделяют два "маршрута", с помощью которых можно поменять установки и верования получателя:
Так вот, какое это имеет отношение к указанным документам - прямое; согласно описанной теории, количество аргументов (в отличие от качества) - это периферийный признак. То есть человек, видящий огромное количество каких-то подтверждений и доводов (а сертификаты - это один из вариантов) - скорее всего, примет решение "поверить", сильно их не исследуя и не обдумывая (не всегда, конечно). В самом деле - не может же быть у какой-то ерунды столько подтверждений? Впрочем, определённая часть публики - напротив, выражает подозрение к слишком большому числу различных дипломов, и это тоже понятно: все эти "ценные бумаги" можно купить, и причём не так дорого, и никак о качестве и вообще наличии владения указанными в них навыками это не свидетельствует. 6. СимпатияТоже логично - мы склонны больше доверять тем, кто нам симпатичен, нравится, приятен и так далее. Тут как-то даже теряешься с комментариями - ну, да, клиенту надо понравиться и привлечь, в этом же вся задача маркетинга и состоит (наполовину; естественно, дальше необходимо, чтобы он на этой основе ещё и заплатил). Хотя, можно сказать следующее - определённая личная симпатия хоть и крайне желательна в такой сфере, как консультирование по достаточно "интимным" вопросам, но всё же это никакой не критерий качества работы. Серьёзно - здесь стоит определиться с задачами; если стоит цель именно в решении проблем и получении результатов - иногда, и это даже часто, симпатией бывает полезно пожертвовать в пользу реальной квалификации. Если же психологическую работу рассматривать как "забаву" и интересный досуг, не подразумевающий какого-то там труда и напряжения - как это часто бывает, то здесь никаких проблем нет с таким "периферийным" подходом. Ну в конце ж концов - если заинтересуюсь поснимать стресс с помощью арт-терапии, то определённо обращусь к 7. Солидарность (Единство)Этот принцип Роберт Чалдини вывел чуть позднее - и соответственно, в самых популярных переводах его не найти. Но всё же, он точно также оказывает "влияние на влияние". Заключает принцип единства в том, что чем больше мы себя отождествляем с кем-то, "разделяем идентичность" - тем больше они имеют возможность на нас влиять. Это также хорошо известный в социальной психологии "племенной эффект" - отождествление своего "Я", идентичности с другими; соответственно - они для тебя становятся и авторитетом, и самыми симпатичными, и всё прочее. Но это может касаться также и каких-то отдельных персонажей - например, нетрудно заметить, как мы отождествляем себя с персонажами художественных произведений, практически машинально представляем себя на их месте. Это - также можно использовать и для влияния на выбор специалиста, естественно: достаточно изучить "профиль" своего среднего клиента и сделать всё, чтобы он видел тебя как "своего", а ещё лучше "себя". ВыводыТак и что - как клиент решит в конечном счёте, к какому специалисту-психологу обратится? Можно с уверенностью предполагать, что условия такие:
Кроме этого - существуют в маркетинге и так называемые "продающие истории", которые тоже стоит осветить:
Итак, что же - все "карты раскрыты", и теперь клиент всё знает и перестанет "хавать"? Вовсе нет - это же природные законы психики и общества, они действуют совершенно независимо от нашего на то "разрешения", одинаково для всех. Однако - их знание и осознание, несмотря на это, позволяет гораздо яснее представлять себе настоящие факторы, влияющие на выбор того или иного продукта, услуги или оказывающего их специалиста. Что, в свою очередь - позволяет эти эффекты "перехватить" и влиять на себя самому, и это - главное. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|