По мнению разных психологов, период жизни человека от 28 до 35 лет, включает в себя кризисный этап, условно называемый «кризисом тридцати лет». Этот кризис нередко проявляется на фоне беспокойств и сомнений и связан с подведением итогов первых тридцати лет жизни и переосмыслением своего жизненного пути.
О том насколько распространен такой кризис у женщин, можно посмотреть в заметке «Кризис тридцати лет у женщин. Неизбежность?» https://www.psyoffice.ru/blog/59956/.
Для начала разберемся с тем, что такое вообще личностный кризис.
В советской психологии в первой половине 20 века выделение критических, «переходных возрастов» впервые предложил П.П. Блонский, который ввел понятие «критический период», связанный с прерывистостью развития. Блонский определял кризис как скачок в развитии человека [1].
Интересно, что в китайском языке слово «кризис», состоит из двух иероглифов, один из которых обозначает «опасность», а другой иероглиф обозначает «возможность» или «критическая точка». Исходя из этого, кризис можно рассматривать как процесс, содержащий и опасность, и потенциал для личностного роста, или иными словами как полный опасности шанс.
И, действительно, когда в кризисный период нет сил идти привычным путем или возникает ощущение тупика, то появляется дополнительный стимул для изменений в жизни и расширения сознания. И весьма вероятен тот самый «скачок» в развитии, о котором писал Блонский, когда человек находит новые ресурсы и пути. Это происходит в случае благоприятного прохождения кризиса.
Опасность кризисного периода заключается в застревании на долгое время в состоянии опустошенности, нереализованности или бесперспективности, что грозит затянувшейся депрессией, ростом проблем или возможной деформацией личности. Про ощущения опустошенности, нереализованности и бесперспективности во время кризиса можно почитать в заметке «Кризис: восприятие прошлого, настоящего и будущего» https://www.psyoffice.ru/article/78019/.
В кризисный период человек как будто теряет привычное чувство равновесия. Об этом писал Игорь Кон, известный психолог и один из основателей современной российской социологической школы [2]. По мнению И. Кона «слово «кризис» подчеркивает момент нарушения равновесия, появления новых потребностей и перестройки мотивационной сферы личности.
Потеря ощущения равновесия и переосмысление ценностей происходит на фоне несоответствия между Я-идеальным и Я-реальным. В течение некоторого времени возрастной кризис вызревает как-бы изнутри, и порой при наступлении события, действующего как «спусковой крючок», человека неожиданно «накрывает» ощущение кризиса, которое также может возникать постепенно, проникая в восприятие жизни.
По мнению Карпинского К.В. [3], изучавшего проблему возрастных и ситуативных кризисов в начале 21-го века, смысложизненного кризис – это кризис личностного развития, порождаемый:
1) отсутствием смысла жизни на почве неспособности личности его определить;
2) обесцениванием, переоценкой смысла, ранее освещавшего и направлявшего жизнь;
3) утратой смысла жизни в критической жизненной ситуации;
4) исчерпанием смысла жизни в процессе реализации;
5) дисгармоничностью смысла жизни по содержательным, структурным, функциональным и динамическим параметрам;
6) неоптимальной стратегией практической реализации смысла жизни.
Карпинский К.В. предлагает следующее определение смысложизненного кризиса – это такое событие жизненного пути, которое возбуждает персоногенные переживания, связанные с глубокой и интенсивной переработкой ценностно-смыслового опыта личности.
Почему у женщин примерно в тридцать лет велика вероятность наступления кризиса?
Психолог Бернард Ливехуд среди семилетних фаз в жизни взрослого человека отмечает фазу «подтверждение и сличение найденных основ жизни», которая приходится на период от 28 до 35 лет [4]. С юности человек строил планы, действовал и добивался определенных целей, исходя из своих убеждений и представлений о жизни (21-28 лет – фаза «завоевание жизненного базиса»)… И вот, приближаясь к тридцати годам, он видит «плоды» своей деятельности, основанной на определенных представлениях о жизни. Для одних людей этот период может быть подтверждением, что они идут правильной дорогой, для других – кризисом с сильной фрустрацией от несбывшихся ожиданий и не подтверждением «основ жизни» (системой жизненных представлений и установок).
Психолог Дэниел Дж. Левинсон выделяет в жизни человека «переход 30-летия», происходящий в возрасте от 28 до 33 лет [5]. Этот период Левинсон называет «время сомнений и неудовлетворенности».
Гейл Шихи в книге «Возрастные кризисы» пишет о переходе 28–32 лет, в котором наиболее ярко идут процессы по переоценке жизненных ценностей, целей, окончательно решаются конфликты юношеского периода, идет поиск места в обществе взрослых и приобретаются новые обязанности [6].
Психолог Б.С. Братусь выделяет один из периодов жизни, с прохождением которого часто связаны личностные сдвиги: возраст 28–34 года [7]. По мнению Братуся негативные переживания в кризисах связаны с осознанием человеком угнетающего расхождения между Я-реальным и Я-идеальным, между желаемым и возможным.
Моргун В.Ф. и Ткачева Н.Ю. переход к «расцвету» (около 30 лет) определяют как возрастной кризис, связанный с пересмотром сложившихся представлений о жизни. Психологи отмечают, что тяжесть кризиса является следствием недостаточной подготовленности личности к жизни и деятельности, и недостаточно благополучно прошедшей эпохи самоопределения [8].
Психологи В.И. Слободчиков и Е.И. Исаев считают кризис 27-33 лет одним из кульминационных моментов в развитии, когда заканчивается освоение новых способов взаимодействия и начинается развитие человека внутри общности [9].
По данным Росстата средняя продолжительность жизни в России за последние десять лет составляет около семидесяти лет. При этом мужчины в России в среднем живут 64.1 год, а женщины – 75.6 лет. Таким образом, тридцатилетие для большинства российских женщин не является серединой жизни.
Однако еще в 20-х годах прошлого века для многих россиян вторая половина жизни наступала уже после двадцати лет. Согласно информации Росстата в 1926-1927 годах в Европейской части РСФСР средняя длина жизни была около 43 лет (40.2 года у мужчин и 45.6 лет у женщин).
В конце девятнадцатого века в 50 губерниях Европейской России продолжительность жизни была в среднем 30.5 лет. То есть после тридцатилетия для многих россиян того времени наступал не период с горизонтом в десятки лет, а конец жизни…
Возможно, что это относительно недавнее прошлое нашей страны вносит еле уловимый вклад в восприятие тридцатилетия у некоторых личностей как заката жизни, когда все возможности уже позади.
Впрочем, у большинства мужчин кризис 30-ти лет происходит часто «по касательной», то есть почти не заметно. С женщинами в России иная ситуация. Раньше в акушерстве был термин «старородящая». Так называли женщин после 25 лет, ожидающих первого ребенка.
Репродуктивный период у женщин в среднем меньше чем у мужчин. Кроме того для многих молодых женщин создание семьи, рождение и воспитание детей имеет больший вес в жизненных ценностях чем у молодых мужчин. Часть населения считает, что женщина без детей или без мужа является неполноценной.
Есть русская поговорка: «бабий век – короткий». Это и о рождении детей и о культе молодости в России, когда женщину, которой за 40 могут назвать старушкой. Так, что уже в 30 лет по этим причинам у некоторых женщин начинаются переживания об ушедших годах и бесперспективности.
По мнению психологов Абрамовой Г.С. [10] и Тенн О.Р. [11] женщины более тонко и глубоко осознают негативное развитие жизненного плана и отсутствие реализации основных профессиональных и возрастных программ переходного периода развития в возрасте от 30 до 35 лет.
В заключении отмечу, что по моим наблюдениям и тестированию, если женщина в тридцать лет не замужем и без детей, то кризиса у нее может и не быть. И если женщина замужем и родила, то она не застрахована от кризиса 30-ти лет. Вот, например, что мне написала одна женщина в 33 года, у которой есть муж и ребенок: «Очень интересные тесты, заставляют глубоко задуматься, попали именно в точку, ибо для меня все эти вопросы, что в них задаются, очень актуальны, я сама себе их задаю каждый день по несколько раз». По тесту у нее был кризис средней интенсивности.
Литература:
1. Блонский П.П. Возрастная педология. – М., Л., 1930. – 364 с.
2. Кон И.С. В поисках себя: личность и ее самосознание/ И.С. Кон. – М.: Политиздат, 1984. – 335 с.
3. Карпинский К.В. Опросник смысложизненного кризиса: монография. Гродно: ГрГУ, 2008. – 108 с.
4. Ливехуд Б. Кризисы жизни — шансы жизни. – Калуга: Духовное познание, 1994. – 217 с.
5. Левинсон Д. Времена года в жизни человека, Ballantine Books, 1979. – 363 с.
6. Шихи Гейл. Возрастные кризисы. – М.: Ювента, 1999. – 301 с.
7. Братусь, Б.С. К проблеме развития личности в зрелом возрасте // Вестник Московского университета. Серия 14. «Психология». – 1980. – № 2. – С. 3–12.
8. Моргун В.Ф., Ткачева Н.Ю. Проблема периодизации развития личности в психологии – М.: МГУ, 1981. – 79 с.
9. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология развития человека: развитие субъективной реальности в онтогенезе: учебное пособие для ВУЗов/– М.: Школьная пресса, 2000. – 416 с.
10. Абрамова Г. С. Возрастная психология: Учебное пособие для студ. вузов. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 672 с.
11. Тенн, О.Р. Особенности совладающего поведения женщин переходного возраста (30-35 лет), переживающих экзистенциальный кризис // Вестник Южно-уральского государственного университета.− 2010. № 17. – С. 93-98.