|
Спонтанность как сдерживаниеАвтор статьи: Леонид Огороднов
Татьяна Елисеева спросила в комментариях к видео Зерки Морено, как я понимаю тезис: «Психодрама в равной степени является как техникой сдерживания, так и техникой (само)выражения». Задумался сначала о том, почему появился этот тезис. Ответ - в первой же фразе комментариев Зерки: «Это важно, поскольку люди думают: "О, психодрама - это про то, что давайте все пойдем и сойдем с ума". Ничего подобного!». Видимо, супругов Морено настолько достало представление о спонтанности как вседозволенности, что понадобилось отдельное психодраматическое правило, чтобы с этим бороться. Конечно, идея о спонтанности как о «новой реакции на старую ситуацию и адекватной реакции на новую ситуацию» рождалась вместе с идеей о культурных консервах, которые в психотерапевтическом контексте выступали как ограничения, как тормоз, блок на пути становления и самовыражения индивидуальности. В этом смысле идея спонтанности имела несомненную терапевтическую ценность, и в теории Морено стала критерием психического здоровья личности. (В антропологии Морено спонтанность и вовсе описывалась как проявляющаяся "здесь-и-теперь" изначальная, божественная энергия). Однако вызванное временем жесткое противопоставление спонтанности и культурных консервов привело к опошленному пониманию спонтанности как безграничной реализации собственных желаний и безудежного выражения любых эмоций. Культурные консервы, понимаемые как ограничения на пути реализации желаний, стали безусловным психотерапевтическим злом. В доведенной до абсурда форме этот конфликт выражен девизом психопата: "Я никому ничего не должен"! Но что такое культурные консервы? В антропосоциогенезисе самоограничения, табу, являются тем феноменом, которое выделило человеческое сообщество из животных стад. Изначально табу касались инстинктов: голода, размножения и самосохранения, и ритуальные ограничения этих инстинктов были вполне себе спонтанным инструментом развития человеческого общества. Когда ритуалы консервировались, когда понимание их смысла было утрачено, они сами по себе стали барьерами, для преодоления которых снова была необходима спонтанность. Если поверить в утверждение, что онтогенез повторяет филогенез, то в индивидуальном развитии мы имеем ту же картину. Ребенок для своего социального развития нуждается в усвоении запретов, однако не все запреты одинаково полезны, и преодоление некоторых из них со временем становится фактором развития. В свою очередь, не все, что хочет выразиться, одинаково полезно, и для некоторых проявлений спонтанности необходимы инструменты сдерживания. (Если говорить о психотерапевтической практике, то в первую очередь речь, видимо, пойдет об агрессии). Таким образом, спонтанность может проявляться как в выражении своих желаний и эмоций, так и в их сдерживании. Если отказ от реализации потребностей и сдерживание эмоций являются стереотипом, то новой реакцией на старую ситуацию будет нахождение адекватной формы удовлетворения потребностей и выражения эмоций. Если стереотипом является неконтролируемое удовлетворение желаний и выражение эмоций, то спонтанность выразится в их сдерживании. Другими словами, осознанное сдерживание желаний и эмоций, сознательное установление самоограничений, является таким же выражением спонтанности, как и свободное выражение желаний и эмоций. Более того, сознательно созданные самоограничения - это продукт творчества человека. Поэтому психодрама как инструмент обращения со спонтанностью, в равной мере является как техникой выражения, так и техникой сдерживания. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|