Спонтанность как сдерживание

Автор статьи: Леонид Огороднов

Татьяна Елисеева спросила в комментариях к видео Зерки Морено, как я понимаю тезис: «Психодрама в равной степени является как техникой сдерживания, так и техникой (само)выражения».

Задумался сначала о том, почему появился этот тезис. Ответ - в первой же фразе комментариев Зерки: «Это важно, поскольку люди думают: "О, психодрама - это про то, что давайте все пойдем и сойдем с ума". Ничего подобного!». Видимо, супругов Морено настолько достало представление о спонтанности как вседозволенности, что понадобилось отдельное психодраматическое правило, чтобы с этим бороться.

Конечно, идея о спонтанности как о «новой реакции на старую ситуацию и адекватной реакции на новую ситуацию» рождалась вместе с идеей о культурных консервах, которые в психотерапевтическом контексте выступали как ограничения, как тормоз, блок на пути становления и самовыражения индивидуальности. В этом смысле идея спонтанности имела несомненную терапевтическую ценность, и в теории Морено стала критерием психического здоровья личности. (В антропологии Морено спонтанность и вовсе описывалась как проявляющаяся "здесь-и-теперь" изначальная, божественная энергия). 

Однако вызванное временем жесткое противопоставление спонтанности и культурных консервов привело к опошленному пониманию спонтанности как безграничной реализации собственных желаний и безудежного выражения любых эмоций. Культурные консервы, понимаемые как ограничения на пути реализации желаний, стали безусловным психотерапевтическим злом. В доведенной до абсурда форме этот конфликт выражен девизом психопата: "Я никому ничего не должен"!

Но что такое культурные консервы? В антропосоциогенезисе самоограничения, табу, являются тем феноменом, которое выделило человеческое сообщество из животных стад. Изначально табу касались инстинктов: голода, размножения и самосохранения, и ритуальные ограничения этих инстинктов были вполне себе спонтанным инструментом развития человеческого общества. Когда ритуалы консервировались, когда понимание их смысла было утрачено, они сами по себе стали барьерами, для преодоления которых снова была необходима спонтанность.

Если поверить в утверждение, что онтогенез повторяет филогенез, то в индивидуальном развитии мы имеем ту же картину. Ребенок для своего социального развития нуждается в усвоении запретов, однако не все запреты одинаково полезны, и преодоление некоторых из них со временем становится фактором развития. В свою очередь, не все, что хочет выразиться, одинаково полезно, и для некоторых проявлений спонтанности необходимы инструменты сдерживания. (Если говорить о психотерапевтической практике, то в первую очередь речь, видимо, пойдет об агрессии).

Таким образом, спонтанность может проявляться как в выражении своих желаний и эмоций, так и в их сдерживании. Если отказ от реализации потребностей и сдерживание эмоций являются стереотипом, то новой реакцией на старую ситуацию будет нахождение адекватной формы удовлетворения потребностей и выражения эмоций. Если стереотипом является неконтролируемое удовлетворение желаний и выражение эмоций, то спонтанность выразится в их сдерживании. Другими словами, осознанное сдерживание желаний и эмоций, сознательное установление самоограничений, является таким же выражением спонтанности, как и свободное выражение желаний и эмоций. Более того, сознательно созданные самоограничения - это продукт творчества человека.

Поэтому психодрама как инструмент обращения со спонтанностью, в равной мере является как техникой выражения, так и техникой сдерживания.



Просмотров: 400
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • От тревоги к спонтанности, сквозь призму ролевого развития человека Я. Морено
  • Возможно ли вытащить себя из "болота болезненных эмоций"? Да, если "созрел".
  • Игра "Коробка ощущений и эмоций" для развития эмоционального интеллекта ребенка
  • Эмоциональный интеллект. Всего 4 шага выражения эмоций
  • К чему приводит сдерживание эмоций.
  • Близость в отношениях. Ч.1. Сдерживание эмоций.
  • Близость в отношениях. Ч.2. Сдерживание эмоций. Муж.
  • Боязнь спонтанности
  • Проблема выбора и спонтанности
  • Спонтанные размышления о спонтанности
  • "Волшебничаем сами"- новогоднее упражнение "Сундучок желаний".
  • Дети без детства или наблюдения за убийством спонтанности
  • Театр спонтанности, основанный на импровизационных импульсах.
  • Свободная Воля?... Нарушение критичности и спонтанности поведения.
  • Если бы не было отрицательных эмоций
  • Как замотивировать на более открытое выражение эмоций? Путь от психосоматики
  • Почему мне "выносят" мозг?! Соматизация непереносимых эмоций.
  • Как стать структурнее и организованнее для реализации своих желаний в любом возрасте?
  • "Удовлетворение тайных желаний"
  • "Карта желаний". Создаем благополучие сами.
  • Техника "Достижение цели" в стиле арт. ("коллаж желаний+интеллект-карт")
  • Перестань быть "плюшкиным" для ненужной пищи, эмоций, людей
  • Выход из любовной зависимости. Упражнение "Отсоединение эмоций"
  • "Белые пятна" моих эмоций. Или - с чего начать?
  • Проживание ситуаций и эмоций. Техника "Тотемное животное"
  • Эмоции, чувства и дети...игра "Звездочет эмоций"
  • Новый год - праздник запрятанных эмоций. Или режим "ожидания чуда" включен
  • Ощущения. Эмоции. Чувства. Часть №5 "Трансформация эмоций и подмена чувств"
  • Почему не работают техники реализации желаний? /заметки полевого практика/
  • "Свободная воля" или для чего нужна нам спонтанность



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь