|
Боязнь спонтанностиАвтор статьи: Светлана Петрова
Спонтанность, это самопроизвольность, самодвижение, возникающая вследствие внутренних причин, без непосредственного воздействия извне. Вам хочется быть спонтанным? У меня спонтанность ассоциируется с гармоничностью. Не нужно под кого либо подстраиваться, не нужно испытывать дискомфорт. Метафорически можно представить ручеек который льется и течет туда, куда захочет. Если кто - то или что -то мешает ему, он может изогнуться, увернуться и опять продолжить свое движение. Но, если ручеек засыплют песочком, грязью или камнями, польют химикатами, то ручеек будет такой инвалидный. Он просто вроде сам по себе свободный, но , ему, как птице в полете, не дали полететь, не дали расправить крылья. И сможет ли он опять вернуться к себе? Трудно сказать. Зависит от многих факторов. Ребенок в норме, это сгусток жизненной энергии, много спонтанности. Но…спонтанность, подвижность, непосредственность держат родителей в напряжении. Им бы радоваться….А вместо радости тревога. А на что может обрушиться эта стихия спонтанности? Если она разрушительная, то это может проявиться, например: -в неожиданной жестокости к домашним животным -в неожиданной жестокости к другим детям -может быть поцарапан чужой мотоцикл или автомобиль -может быть задан «неприличный вопрос» в гостях Родители начинают теряться. Неуправляемость ребенка вырастает в проблему. В тревожном воображении уже представляются кражи, плохие компании, драки, наркомания, алкоголизм. Своя же спонтанность давно разменена родителями на послушность и предсказуемость. Детская спонтанность воспринимается как вражеская. Родители, заручившись своим физическим и умственным превосходством, ввязываются в войну. Но…. Предсказуемый боец против спонтанности бессилен. Многие родители мечтают, чтобы ребенок их превзошел. Превзошел в чем? В социальном статусе? В заработке? В уме? Хотят, чтобы ребенок достиг чего-то, не достигнутого ими. И тогда… Ребенок предстает в родительских мечтах не столько индивидуальностью, сколько нарциссическим расширением их самих. А родители готовы к реальному превосходству? Каково быть родителям гения или святого? Кому нужна личность? Вот в чем вопрос. Политикам? Чиновникам? Учителям? Милиции? Производителям всех благ? Тренерам? Для функционирования общества нужны носители функций. От человека в каждый момент требуется лишь частичное его проявление. А кто нужен родителям? Хорошо исполняемая ребенком социальная роль? Ребенок – исполнитель ожиданий? Родителям важно, чтобы никто не мог их упрекнуть в родительском несоответствии. Что значит быть родителем, каждое новое поколение усваивает, прежде всего, из своего опыта родительской семьи. Если ребенок своим поведением, вкусом, высказываниями, возмущает окружение, то родители, как несостоявшиеся воспитатели, испытывают вину и страх. Общество же, как огромный родительский комитет, требует от родителей максимально плотного интенсивного воздействия на своих детей. В смысле вгонки в рамки. Поскольку личностный контакт с детьми для большинства родителей нелегок, они занимаются именно социализирующим воздействием. А для большинства родителей, это глупые запреты, лицемерие, пилежка, нудежка, телесное наказание, оскорбления, критика. Вроде бы и самим тошно и противно, но по-другому не могут. Семья и школа, это два борца с индивидуальностью. Заданный продукт, это человек -послушный -зависимый от внешнего контроля -с развитым чувством вины -мышление и реакции стереотипны и предсказуемы Основным методом такого продукта является подгонка под эталон. Жизненно важно растущему человечку принятие его как ЛИЧНОСТИ, подменяется ежедневным, ежечасным оцениванием. Оценки, которые должны служить лишь показателем выполнения конкретного задания, неизбежно располагаются на всю индивидуальность ученика. Оценочность вползает…в душу.
Получается, что такими совместными усилиями, выполняется заказ общества на ущербное, управляемое, стереотипное существо. Общество в целом, пронизано страхом перед ребенком. Перед ребенком, который всего лишь непредсказуемый, шумный, бесхитростный, « глаголющий истину», спонтанный. В дальнейшем, под влиянием социума, ребенок теряет спонтанность. Он подстраивается к социуму, попадает во власть стереотипов. Много чуждого ему и искусственного входит в его жизнь. Взрослея, он боится критики и оценок, сам не творит свою жизнь, а предоставляет это делать другим. Что мешает вам быть собой и двигаться к своей мечте? Что мешает заниматься любимым делом? Зачем вы беспокоитесь о том, что о Вас скажут другие? Почему Вы скованы в общении? Вспомните себя ребенком, побудьте со своей спонтанностью в своих воспоминаниях, вдохновитесь ею, зажгите огонек своей спонтанности и пусть этот огонек поможет Вам вернуть себя, себя, естественного, неповторимого, не прячущегося в « маски» и заученные фразы, способного быть самим собой. Желаю Вам возвращения своей спонтанности!
Психолог Петрова Светлана Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|