Страх- естественное явление, присущее любому человеку.
Его функция- предупреждать нас о возможных опасностях и подсказывать как лучше действовать (основываясь на прошлом опыте). Страх подсказывает, что не стоит наступать на старые грабли, избавляя от необходимости каждый раз заново убеждаться в этом.
Но иногда страх становится слишком назойливым и каждую ситуацию определяет как угрожающую "обжегшись на молоке, дуем на воду".
Страх - это совокупность телесных проявлений, а также душевного переживания, состоящего в ощущении надвигающейся опасности и/или ощущения собственной беспомощности.
Страх ощущается напряжением в теле, которое обусловлено судорожным сжатием внутренних органов и перераспределением кровообращения в них (что может вполне объективно регистрироваться медицинскими приборами).
Часто появляются неприятные ощущения в области живота и груди, а также отмечаются: учащённое дыхание и сердцебиение, головокружение и тошнота вплоть до рвоты, потливость и тремор или ощущение скованности-паралича, усиление секреции (пот, плач, частое мочеиспускание диарея).
Вроде бы всё просто, однако, страх может оставаться бессознательным, в этом случае душевное переживание его отсутствует, а проявляет он себя лишь телесными симптомами, именно поэтому знать их важно. Таким образом мы сможем понять, что с нами происходит и принять меры, чтобы улучшить ситуацию.
Страх предупреждает нас об угрозе, которую могут представлять для нас не только внешние опасности, но и внутренние, воображаемые. Однако, то, что причина страха является внутренней, вовсе не умаляет её значения для нас. Ведь в реалиях современной жизни, ощущение беспомощности и падение самооценки, которые влечёт за собой чье-то грубое слово, гораздо более вероятная угроза, чем нападение дикого животного или природный катаклизм.
Страх может также быть связан с ожиданием наказания, которое сопровождало похожую ситуацию в прошлом. В этом случае, страх пытается "предостеречь" от повторения прошлого негативного опыта. При этом связь между событиями в настоящем и в прошлом часто вовсе не очевидна на первый взгляд.
Страх также могут вызывать внутренние побуждения, инстинкты, если они настолько сильны, что грозят "захлестнуть" нас. Если мы не знаем, что с этим делать, скорее всего мы ощутим беспомощность и страх "потерять контроль", сойти с ума. Часто с потерей контроля над ситуацией связан страх нового. Чем чаще человек сталкивается с новизной, тем меньше для него актуален данный вид страха.
Часто отношение человека к новизне уходит корнями в родительскую семью. Модель поведения в настоящем формируется в соответствии с тем, как в семье относились к новизне: избегали со страхом или встречали с интересом.
Страх нового особенно ярко проявляется в переломные моменты жизни, в ситуациях выбора, который имеет для нас судьбоносное значение (выбор ВУЗАа, смена работы, переезд, вступление в брак). Если выбор бесконечно откладывается, страх переходит в хронический.
Страх усиливается при попытке подавить нежелательное влечение и ослабевает, если удаётся найти замещающее удовлетворение. Например, к перееданию, шопоголизму, трудоголизму, алкоголизму и т.п. нередко прибегают как к средству, позволяющему временно заглушить страх. Ещё одним способом попытаться победить страх, сверхкомпенсацией, может становиться провокативное поведение, намеренно направленное на поиск опасностей.
Страх может быть беспричинным (причина его остаётся бессознательной) или же вовсе не распознаваться как эмоция страха, выдавая себя лишь характерными телесными симптомами.
В отличие от беспредметного страха, выражающегося в форме тревожного ожидания неопределённых бед, невротический страх, принимающий вид фобии, фокусируется на конкретных объектах.
Многие фобии понять очень легко, так как они представляют собой хоть и чрезмерно усиленный, но вполне естественный страх перед конкретными опасностями, например, страх перед полётом в самолёте (авиафобия), перед пауками (арахнофобия) или змеями (офидиофобия). Есть и другие фобии, которые непросто объяснить рационально, например, фобии животных или птиц (зоофобия и агризоофобия), страх открытых или замкнутых пространств (агорафобия и клаустрофобия).
Психоаналитическая теория объясняет невротический страх попыткой бегства Я от требований своего сексуального желания, которое приравнивается к бегству от опасности или от наказания. То есть пугающие объекты или ситуации приобретают для человека бессознательное символическое значение. При этом психологические защиты ещё и срабатывают таким образом, что опасность воспринимается как внешняя.
В контексте сексуального желания, открытые пространства (агорафобия) могут представлять собой бессознательную опасность в связи с бОльшей вероятностью быть замеченным и вовлечённым в сексуальные отношения. В этом же контексте, фобия острых предметов (айхмофобия) может быть следствием страха (и желания) сексуального проникновения.
В контексте наказания, открытые пространства могут восприниматься как место, где человек особенно беззащитен, его могут схватить, а фобии различных колюще-режущих предметов, часто имеют кастрационную символическую природу.
Пугающие объекты или ситуации символизируют либо соблазн для отвергаемых бессознательных желаний, либо наказание за эти желания, а чаще всего эти составляющие смешиваются и искажаются, вплетаясь весьма причудливым образом в историю жизни конкретного человека.
Страх оборачивается болезнью именно тогда, когда слишком большая его часть остаётся бессознательной, то есть, чем лучше мы осознаём свои страхи, тем меньше они наносят вреда, тем лучше функционирует психика.