Современный воспитатель и проблема трёх «К»

Ритм, цейтнот, нерв - это то, чем наполнено профессиональное существование современного педагога. Несколько малышей у ног мирно сидящего на стульчике воспитателя - такие милые и мирные картинки из старых журналов…Избыточное комплектование, трудности подбора педагогических кадров - эти проблемы известны и требуют решения. Но есть такие особенности педагогической повседневности, которые являются «хроническими» и, к сожалению, почти естественными для современного образовательного учреждения.

Триада «дурных педагогических привычек», от которых раз и навсегда хочется избавиться, как от болезни. Эти привычки общения в системе «педагог- ребенок» въедаются в повседневность, становятся обыденными- и, через несколько лет практики молодого специалиста, - создают  имидж  «нашего» образовательного учреждения.

Три «К» : Крик, Критика, Контроль. Реальность образовательного учреждения нашего времени. Независимо от возраста воспитанников. Непрофессионализм? Конечно. Отсутствие любви? Возможно.

  Первая составляющая триады: Крик. Это самый «простой» из триады, популярный и привычный способ воздействия на расшалившихся детей в нашей стране.

Посыл-иллюзия: «Я- взрослый. Мне можно».

Реальная цель: управление детьми с помощью страха.  

Крик. Это расшатанные нервы и «потеря лица» педагогом. Это дурная традиция воспитателей, признак властной силы  и признак беспомощности одновременно. Удобный, быстрый способ влиять на детский коллектив- поскольку арсенал способов пуст. Крик - признак непрофессионализма, когда не найден подход к ребенку или подходы исчерпаны. Крик - способ взаимодействия с детьми слабого педагога - того, который слабее детского коллектива. Или если ребенок раздражает...А если их тридцать?

 Детьми повышенный тон речи взрослого (педагога) считывается безошибочно и вызывает либо страх перед «злым» взрослым, либо игнорирование слабого педагога. В любом случае речь не идет об истинно педагогическом влиянии. Истоки нетрудно обнаружить в семейных привычках : «Так делают все»: унижают, наказывают, высмеивают, кричат.

Физиологически «крик педагога»- это речь с надрывом, громкий голос «на твёрдой атаке», как говорят логопеды. Голос морально истощенного взрослого, не желающего взять себя в руки в беседе с бунтующим семилеткой. Уставший человек, которому легче повысить тон и подчинить себе детский коллектив одним изменением громкости. С течением времени повышение голоса практикуется не только с группой детей в режимные моменты, но и в индивидуальной беседе с малышом - как способ силового воздействия. У взрослого возникает привычка кричать.

Если такой прием применяется несколько раз в день- он работает, дети затихают, взрослый «услышан», разыгравшиеся дети успокаиваются, иллюзия порядка  достигнута. Но напряженный голос, сопровождающий ребенка в течение всего дня, в течение всего учебного года в образовательном учреждении, а зачастую и дома, меняет мировоззрение и самоощущение ребенка.

Тихий спокойный голос педагога вызвает доверие, успокаивает - и, при наличии других составляющих, формирует доверительные и дружественные взаимоотношения. Взрослый соблюдает границы в общении, - и у ребенка появляется ощущение безопасности. Ребенок смотрит на поведение взрослого- и учится регулировать своё поведение. Взрослый демонстрирует важность собеседника-ребенка - у малыша формируется самоуважение. Ребенок учится азам этики и культуры взаимоотношений. Если все говорят спокойно- кому придет в голову повышать тон? Наконец, своей сдержанностью педагог просто бережет здоровье подопечного, не нанося дополнительный вред незрелой нервной системе.

Страшно и то, что ребенок привыкает к тому, что на него кричат. Это становится «нормальным». Круг замкнулся. Таким образом, очевидным становится вред, наносимый несдержанным педагогом формирующейся личности ребенка. Пострадают личностная, эмоциональная и коммуникативная сферы - те, формирование которых готовит появление успешной , глубокой и свободной личности. Эти взаимосвязи отражены во ФГОС дошкольного образования.

Вспомнить надо и о том, что крик на ребенка в образовательном учреждении необходимо расценивать как проявление психологического насилия в отношении заведомо более слабого.

Итак, что выносит ребенок из общения с несдержанным гневливым громким взрослым? «Меня не любят», «Я боюсь этого взрослого»,  «Я глуп, потому что не понимаю тихий голос», «Я, наверное, нарушаю какие-то правила» , «Я недостоин того, чтобы меня уважали», «Я неважен», «Я это заслужил», «Меня накажет мама за плохое поведение», «Я не люблю этого взрослого», «У меня болит голова», «Я ничего не хочу», «Я хочу сделать назло», «Хочу к маме».

  Вторая составляющая триады: Критика. Это склонность взрослого высказывать собственное мнение относительно деятельности ребенка, направленность внимания взрослого на неудачи, взгляд- «негатив», «оценка с минусом». Целенаправленное задевание  самолюбия ребенка под предлогом «я научу, как надо». Педагог считает, что единственный способ указать на просчеты ребенка - это прямолинейно оценить, не подбирая слов.

Посыл-иллюзия: «Хочу, чтобы у тебя в жизни всё было хорошо. Сейчас поплачешь, потом спасибо скажешь».

Реальная цель: легкое управление подавленным ребенком ; повышение собственной значимости в глазах ребенка.

Примеры критических высказываний: «Опять ты делаешь не так», «У всех красивые работы, у тебя грязь», «Сначала подумай, прежде чем глупость сказать», «Переделай, это никуда не годится», «Ты выбрала некрасивую куклу».

Критика как способ воздействия на ребенка с целью «научить» может быть хороша и продуктивна, если соблюдаются условия отношения взрослого к ребенку: 1. «Ты – личность» 2. «Я не хочу тебя обидеть» 3. «Я действительно хочу тебя научить» 4. «Ты мне нравишься».

Если рассмотреть приведенные выше (взятые из жизни) критические фразы взрослых, то они не соответствуют ни одному из пунктов. Скорее , они демонстрируют ребенку: « ты опять не смог», «у тебя не бывает хорошо», «лучше не пытайся», «не имей своего мнения».

Что выносит ребенок из постоянного общения со взрослым, много и с удовольствием критикующим? «Я глупый (некрасивый, неумелый, непослушный…..)», «У меня никогда ничего не выходит», « Не стоит и пытаться» , «Я сам не смогу» , «Я не люблю этого взрослого» ,  «Не буду ничего делать», «Мне грустно».

  Третья составляющая триады: Контроль. Это подавление детской воли и активности под видом участия и предотвращения возможных неприятностей. «Форма зависимости взрослого от ребенка». Взрослый чувствует себя ненужным, невостребованным рядом с самостоятельным активным ребенком. Либо «наученная беспомощность» ребенка зовёт к активности взрослого.

Посыл- иллюзия: «Ты без меня пропадёшь».

Реальная цель: создание податливого беззащитного ребенка, зависимого от взрослого; быть всегда рядом с ребенком, влиять на него.

Примеры контролирующего поведения: «Дай застегну, раз сам не умеешь», «Я сам отнесу, тебе ничего нельзя поручить», «Войдём- скажи «здравствуйте», « К вам взрослый пришёл, что нужно сказать?».

Чаще всего к чрезмерному контролю прибегают два типа педагогов- тревожные и авторитарные. Тревожные руководствуются вопросами «Что последует?», «Что скажут?», «Как это будет выглядеть?». Этим взрослым в большой степени важно, какое впечатление произведут на посторонних их «невоспитанные» дети, какие последствия для педагогической репутации будет иметь поступок воспитанников. Тревожным взрослым действительно кажется, что без их помощи ребенок не справится. Это тот тип педагогов, который всегда «подстилает соломку» и дарит «рыбу» вместо «удочки».

Авторитарным же взрослым важно само влияние, которое они способны оказать на ребенка: послушание и подчинение являются самоцелью. Ребенок, по их мнению, не может иметь собственного мнения, и уж, конечно, не может знать, как надо думать или поступать.

Казалось бы, взрослый действительно предоставляет действенную помощь, даёт совет. Но какие   выводы делает ребенок из постоянного общения с контролирующим взрослым?

 «Я ничего не могу», «Мне ничего не хочется», «Быть самостоятельным- это трудно», «Делать самому- это опасно», «Пусть кто-то сделает за меня».

  Имеющаяся и отраженная в статье практика межличностного взаимодействия педагога и ребенка нарушает сразу несколько требований Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования: 1.2 - понимание (рассмотрение) детства как периода жизни значимого самого по себе, без всяких условий; личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей), педагогических и иных работников   и детей; уважение личности ребенка. 1.3- формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности; построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования ; содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений; поддержка инициативы детей в различных видах деятельности.

  Практический психолог образовательного учреждения призван и готов оказывать деятельную  помощь участникам образовательного процесса. В частности, кроме детей и их родителей, эта помощь часто необходима педагогу как человеку, работающему в стрессовых условиях в течение всего учебного года. Кроме просветительской работы в педагогическом коллективе педагог-психолог, думается, обязан проводить профилактическую работу именно с педагогами, помогая им найти внутреннюю гармонию самим с собой. Психологически здоровый педагог- это гарант благополучного и радостного пребывания ребенка в учебном коллективе, залог его психологической и эмоциональной целостности.

  Возникают также вопросы, которые в компетенцию педагога-психолога не входят, хотя имеют первостепенную важность , и их необходимо решать на  ином уровне. Это:

  1. Воспитание будущих педагогов в духе самоуважения и любви к детям (в идеале - профессионал с развитым чувством собственного достоинства, любящий и уважающий детей);
  2. Борьба с избыточным комплектованием дошкольных учреждений, без чего невозможна реализация лучших задач, отраженных во ФГОС ДО, а также требований законов о защите прав детей.

Очень обнадёживает, что из уст министра образования прозвучала прекрасная цитата Сергея Владимировича Михалкова: «Сегодня- дети, завтра-народ». Значит, всё получится. 

Список литературы:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155)


Просмотров: 260
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Дети скучают... (взгляд на развод глазами одного ребенка - подростка - взрослого)
  • Потеря взрослого ребенка
  • Общение ребенка и взрослого. Первый год жизни
  • Мой сын не хочет ходить в детский сад. Все о тревоге ребенка и взрослого
  • Важность выбора образовательного учреждения для ребенка с нарушением развития.
  • Есть ли корреляция поведения матери с характером взрослого ребенка?
  • Личность ребенка выстраивается по образу и подобию взрослого.
  • Сохранить семью ради ребенка: ПОСЛЕДСТВИЯ ДЛЯ ВЗРОСЛОГО
  • Заднее стекло автомобиля - влияние на взрослого и ребенка
  • Интерпретация симптома у взрослого и у ребенка
  • Как не вырастить из ребенка толстого взрослого
  • Как вырастить ребенка во взрослого человека?
  • Как мы вырастаем. Важные отличия ребенка и взрослого.
  • Развитие ребенка, взрослого, семейного рода Человека
  • Как легко влиять на ребенка. Когда дети хотят следовать за взрослым?
  • Первый раз в детский сад ( особенности первого контакта ребенка и педагога)
  • «Лузер» — роль "взрослого ребенка" в дисфункциональной семье
  • Хочу ребенка. Или что влияет на способность женщины к зачатию и вынашиванию ребенка.
  • Значение личности педагога в развитии личности ребенка
  • Развитие и становление ребенка как личности. Часть 2 - Кто такой ребенок?
  • Развитие ребенка. Потребности ребенка. Роль родителей в формировании личности.
  • Секции и кружки для ребенка. Как психолог может определить направления развития ребенка
  • Что мне делать, если взрослый ребенок ни учится, ни работает
  • Как лучше понять ребенка? Определяем темперамент и ведущий анализатор у себя и своего ребенка.
  • Меня били и ничего: в каком случае физические наказания ребенка могут привести к тяжелым последствиям.
  • Влияние системы образования на ребенка
  • Агрессия ребенка, как крик о помощи
  • Я хочу семью, хочу еще ребенка, но у меня тает последняя надежда…
  • Если вы кричите на ребенка: последствия для его психики и влияние на формирование черт личности
  • Взрослым языком о детских эмоциях. Как быть когда реакции ребенка ставят нас в тупик.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь