|
О приучении к горшкуАвтор статьи: Слободяник Марина Валериевна
Давным-давно , будучи ещё молодой мамой полуторогодовалого ребёнка , которая не имела и понятия о психофизиологических особенностях этого возраста , я , открыв рот слушала рассказы других мам , окруживших песочницу. " Вот у меня сразу с горшком не было проблем ! Сыну был один месяц , ну ,как только начал головку держать , так и начала приучать его к горшку . Вернее к миске . Держу его над ней , он писает , звук слышит , вырабатывается рефлекс. Это мне мама посоветовала. Как я ей благодарна ! Теперь никаких памперсов ! Экономия времени , сил и денег." История следующая , вообще , повергла меня в смятение. " Моя дочь такая чистюля ! Она с рождения , как только захочет пописать , сразу издает такой характерный звук . Уж я её с первой секунды понимаю и сразу сажаю на горшок. Так и приучила ! Она у меня такая умница ! " Последняя фраза наиважнейшая ! "У меня" . Только у этих людей должно быть всё самое лучшее , а иначе и они , значит , не " самые-самые ". Думаю , многие сталкивались с такими мамами и их уникальными детьми. При этом говорят они очень уверенно и безапелляционно , так , чтобы самим не разувериться в своей правоте . Нарцисизм — болезнь века . Таким образом у меня постепенно вырабатывался комплекс плохой , нечуткой матери. Да и ребенок мой , оказывался , не самый смышленый. Проходило время , всё шло своим чередом . Конечно, не в 5 месяцев и даже не в полтора года , а ближе к двум годам моё дитя заинтересовалось туалетом и процессами в нём происходящими . Сначала появился горшок в туалете чтобы "вместе с мамой" , затем детская крышка на унитаз . Так это чудо и свершилось! Став психологом , теперь понимаю какой важный период мы с ребенком тогда проживали . Многие неврозы , а также сложные характеры взрослых людей имеют корни именно там . Читая книгу Франсуазы Дальто , известного детского психоаналитика , которая всю жизнь посвятила работе с детьми , начинаю понимать , как важно мне было бы тогда знать эту информацию . Хочется немного поделиться и с вами ! " Натаскивание ребенка на чистоплотность является в нашем обществе самой большой ошибкой , которую только можно совершить по отношению к будущей личности ",— говорит она , имея ввиду период приучения к горшку . Также она утверждает , что чем раньше ребенок был приучен к опрятности , тем с большими сложностями встретится при дальнейшем развитии и тем хуже ощущает себя при взрослении . Ребенок приучается к культуре испражнений путем необходимости . Это доказывает опыт примитивных племён , где нет культуры " дрессировки " детей . И тем не менее у них нет малышей , которые бы к трем годам не контролировали бы свои телесные отправления . Если же ребенку навязать определенные правила раньше , чем он почувствовал в этом необходимость , очень вероятно у него возникнут трудности в характере , вплоть до невроза навязчивости. Конечно , преимущества для взрослых неоспоримы — экономия средств , сил физических . Но насколько соизмеримы год , полтора родительского терпения со всей дальнейшей жизнью вашего ребенка ? Думаю , вы будете страдать не меньше , чем он , из-за особенностей его характера . А ведь это на всю жизнь ! Вашу и его ! Дольто говорит , что нервная система малыша продолжает своё развитие ещё до полутора лет . Сказать , что он владеет мышечной системой можно лишь тогда , когда он может самостоятельно подняться и спуститься с лестницы , либо со ступенек. До этого момента она считает недопустимым привлекать внимание ребенка к сфинктерам ануса и мочеиспускательного канала , придавая этому нравственную и эстетическую ценность — "хорошо" если ребенок не записался и "плохо"— если наоборот . Не стоит заставлять ребёнка контролировать эти процессы в угоду взрослому. Нужно , чтобы это делалось ради удовольствия от собственных достижений. Большинство конфликтов между родителем и ребенком происходит вокруг испражнений , которые ребенок хочет или не хочет дать родителю. Отсюда наказания , запреты , навязывания. Представьте на сколько снимется напряжение , если убрать эту составляющую из их общения. Перестаньте так волноваться по этому поводу ! Теперь по порядку : 1. Примерно к 1,5 — 2,5 годам ребёнок сам захочет делать " это", как взрослый или как братик (сестра). Если он попросит , вы можете легко поставить его горшок в туалет , чтобы иногда он мог это делать там. Опять же, прошу заметить , если попросит , если захочет. В противном случае продолжайте менять подгузники. 2. В возрасте от 1 года до 1,5 ваш ребенок начнет понимать разницу между мочей и калом. Тогда об этом нужно поговорить и с этих пор называть все своими именами. "Ты пописал!" , "Ты покакал!" 3. Самое главное правило: " Никогда не стыдите ребенка!!!!! " . Фразы типа " Фу! Как воняет! " , " Кто это написал (накакал) ?! " , " Ай-ай как некрасиво !" и т.д. выбросьте из своего лексикона навсегда !!! Даже если вы чувствуете разочарование , потому что ваш малыш уже ходил на горшок , а теперь опять вдруг вздумал "в штаны". Будьте терпеливы! Помните , из вас двоих взрослый — вы! Уважайте своего кроху . Он решил , что сегодня он " это" сделает таким образом . Он экспериментирует , исследует. Возможно, завтра вас ждет сюрприз! Обязательно похвалите тогда ваше чадо . 4. И самое главное , нужно объяснить ребенку , что все что мы выделяем — это уже не нужно и уже ни для чего не пригодится. Потому мы это выписываем или выкакиваем , а затем отбрасываем , но совсем не потому что мы считаем это каким-то противным , а именно потому , что это уже ни для чего не годиться. На протяжении ближайших двух лет нужно учить ребёнка овладевать своей мышечной системой , что подспудно поможет и в овладении своим телом , к чему и стремится каждая мама , пытаясь приучить малыша к "писять-какать". Ребенку нужно учиться самому : подниматься и спускаться по ступенькам ; ставить на место бьющиеся предметы ; переносить с одного стола или стула на другой вначале на половину заполненную баночку , затем полную ; пинать мяч ногой в заданном направлении ; целясь , бросать камни ; застегивать и растегивать пуговицы ; переносить свой стульчик на кухню , к игровому столу ; заниматься уборкой игрушек вместе с мамой , а затем и самому; разрезать бумагу и т.д. Все это следует делать при поддержке взрослого. Выказывайте свою радость и уважение к ребенку , когда у него получается.Так вы разовьёте силу мышц конечностей, равновесие , умение направлять и управлять движениями тела , ловкость рук. Это также способствует развитию речи вашего малыша, придаст уверенности в том , что все ему по силам. Мне очень импонирует подход Марии Монтессори к развитию и обучению ребенка. Она говорила о том , что задача родителей не научить ребенка , и уж тем более , не сделать что-либо за него , а ПОМОЧЬ ЕМУ ЭТО СДЕЛАТЬ САМОМУ! Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|