|
Опыт интроспекции: как молитваАвтор статьи: Архангельская Надежда Вячеславовна
Творчество таит в себе самые настоящие бриллианты, сокровища, которые для каждого из нас станут и точкой опорой, и трамплином, и разгадкой сокровенных тайн личности... Обращаясь каждый раз к интересам, своим собственным или клиентским, мы снова проживаем определенный жизненный опыт, а можем вознестись в сферы своих фантазий и мечтаний. И опыт интроспекции тем и замечателен. Интроспекция (от лат. — смотрю внутрь) — метод психологического исследования, который заключается в наблюдении собственных психических процессов без использования каких-либо инструментов или эталонов. Интроспекция — метод углубленного исследования и познания человеком актов собственной активности: отдельных мыслей, образов, чувств, переживаний, актов мышления как деятельности разума, структурирующего сознание. Это самонаблюдение, дающее нам массу возможностей и при наличии необходимых механизмов в волевой сфере (наличие жизнестойкости, силы сопротивления трудностям, испытаниям и тд), выводящее нас из разного рода деструктивных состояний и способное привести к важному решению. Интроспекция может быть совершенно разных окрасок и нюансов, и ее особенности зависят от целого ряда личностных особенностей, в том числе от психоэмоционального склада, темперамента, характера, волевых качеств, творческих способностей и т.д. Рассмотрим пример религиозной интроспекции на материале творческого ресурса, а именно клип Мадонны "Like a Prayer". Начну с того, что этот клип является раритетным, полисемантическим и,пожалуй, первым революционным клипом с точки зрения режиссуры и сценаристики. Интроспективный опыт Мадонны, ставшей соавтором этой песни, позволяет нам обратить внимание на существенные психокультурные особенности певицы, нашедшие отражение в клипе.
Тем самым, певица сопротивляется страхам с помощью творческого акта, создавая композицию с тонким, философским текстом. Немаловажно, что режиссером клипа стала известная Мэри Ламберт, специализирующаяся на фильмах ужасов ("Кладбище домашних животных", "Байки из склепа" и т.д). Также стоит отметить, что песня Like a Prayer дала название целому альбому Мадонны, выпущенному также в 1989. Сам же альбом певица посвятила памяти матери, которую она потеряла в пятилетнем возрасте. Клип Like a Prayer буквально переводится "как молитва", то есть это своего рода поиск той значимого точки опоры, которая поможет взлететь человеку, воспарить, возвыситься над своими собственными страданиями, ошибками, тяготами, горестями. Клип получился, с одной стороны, довольно-таки интимно-мистическим, мы как будто наблюдаем за девушкой, пришедшей в храм и нашедшей в нем свое пристанище, следим за ее созерцательным, религиозным опытом. С другой стороны, некоторые нюансы клипа отправляют нас к публикации "Лики ксенофобии", которая отражает актуальные проблемы межэтнических отношений и социально-расовых барьеров. В США расизм был едва ли не господствующей тенденцией в общественном сознании. Так, на протяжении столетий темнокожее население подвергалось дискриминации во всех сферах жизни общества. Психосемантическая основа клипа связана с поиском веры и ее проявлениями в реальности, в этом жестком, коварном мире, где страдают невиновные, где преступники избегают наказания, где человек на пути к Вере проходит множество испытаний и преодолевает фактически самого себя. Ведущим, заглавным чувством к нравственному преображению является Любовь. (Мы наблюдаем, как темнокожий молодой человек, возлюбленный героини, пытается спасти раненую девушку, но вместо этого оказывается за решеткой, в то время как шайка бандитов сбежала с места преступления. И дорога к храму героини Мадонны весьма терниста. Обращает внимание тот факт, что девушка символически падает у храма, что снова-таки говорит нам о трудном интроспективном опыте - от падения к взлету). При ближайшем рассмотрении мы можем заметить некую двойственность, заложенную как в самой песне, так и в клипе: перед нами как бы две реальности - наша светская, мирская жизнь и религиозная, мистическая. В то же время, двойственность обнаруживается и в самой природе героини - так, с одной стороны, она обычная влюбленная девушка, с другой стороны, она сверхчувствительна и наделена особым Даром, о чем говорят ее возможности общения со святым, стигматы на руках (раны, открывающиеся на теле некоторых религиозных людей, как правило, экзальтированных, напоминающие раны Христа на кресте). То есть здесь транслируется религиозно-мистический опыт человека одновременно с греховным и святым началом. Двойственность также присутствует и в феномене любви - с одной стороны, любовь к Богу, любовь религиозная, с другой - любовь к мужчине, сексуальная, плотская. Концепция клипа неординарна, но вместе с тем это достойное воплощение протестантской культуры в цивилизационном ракурсе, именно в ее американской ветви, с весьма интересными, самобытными чертами. Афроамериканская церковь, вероятно, методистская или баптистская, церковный хор (так называемый госпел),экзальтированно исполняющий гимны Всевышнему. Таким образом, интроспективный опыт, сопряженный с духовным поиском, с религиозным осмыслением своего Я, феномена греха и феномена святости, является мощным посылом к личностной трансформации и может сподвигнуть человека к феноменальному творческому взлету. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|