|
Что со мной? На что указывает симптом?Автор статьи: Быкова Светлана Викторовна
В практике психолога ежедневно происходит встреча с главным вопросом клиента: "Что со мной?" Каждая новая встреча начинается с поиска значения симптома. "На что указывает симптом, принесённый клиентом?" "С чем сегодня пришёл клиент?" При подробном рассмотрении, выясняются кардинальные различия во взглядах клиента и психолога. Первый этап работы. Клиент, запутавшись в ситуации, приходит к психологу. В тайне имея надежду, что психолог знает все решения, и все кнопки клиентов. Одним словом, волшебная кнопка находится в руках психолога. И... стоит её просто нажать - тут же вылетит птичка счастья, любви и взаимопонимания! Разумеется, первый вопрос, который задаёт клиент специалисту: "Что со мной?" Со стороны виднее и какие-то намёки, признаки, в поведении обратившегося, немедленно укажут верный ответ. Иногда так бывает. Например: мстительный взгляд, бесконечное качание туловища, демонстративное падение принародно, - могут навести на рабочую версию происходящего. Консультант, обращает внимание на внешние поведенческие признаки, на содержание ответов, на темперамент личности (придерживается скорости клиента). А главное, специалиста заботит вопрос: "А что делает клиент, чтобы продолжать свои мучения?" "Что для него означает, какие потребности удовлетворяет клиент своим поведением?" На первом этапе, симптом соединён с личностью. Надо его обнаружить и назвать наиболее точно. В данной части работы, жизненно необходимо установить запрос клиента. Обозначить направление движения психотерапии. Клиент, может не знать истинной причины своего плохого состояния. Он, пока, в замешательстве. Порою клиент, пришёл по требованию кого-то из близких или направлен вышестоящими, не верит в возможность изменений. В таком случае, пришедший, выставляет ассоциированную проблему. Проще говоря - фальшивку и проверяет профессионализм специалиста. Догадается или нет? Консультант, либо видит, что запрос клиент не озвучивает (значит - ответственность на себя не берёт); либо переходит на работу с образами или культурными смыслами. Тогда постепенно проявятся смыслы говорящего. Работа может долго кружить, но она рано или поздно начнётся. Второй этап работы. Консультантом симптом (факт) установлен. Задача не менее сложная выявить наиболее точный смысл. На что он указывает? Приведу примеры. Взгляд исподлобья указывает на месть (кому?) отцу. Раскачивание корпусом - сбрасывание непосильной ответственности с себя. Суицидальные попытки - неспособность договориться с унижающей матерью. Боязнь высоты - потерять свой статус в обществе. Словесное нападение на учителей - провал защитных действий в отношениях со значимым лицом. В момент отделения факта от смысла, вопрос - скальпель разъединил мир реальный от мира фантазий и домыслов. Одновременно соединив их в очевидную бытийность. На данном этапе, решаются вопросы: "Какие противоположные смыслы борются за сознание данной личности?" "Могут ли данные противоположности примириться в неисключённом третьем?" Проблема становится решаемым вопросом. Клиент, в такие моменты восклицает: "Так вот, что я делаю!" Данное восклицание, означает, что дальнейший путь к реальному плану действий, открыт! Бывают случаи, когда клиент, просто не может поверить, что он с самим собой творит такое. Терпеливо повторяет действия, которые явно не оправдали себя. В таких случаях специалист вопросами поворачивает взгляд клиента на точку зрения со стороны. События становятся ослепительно яркими. Очевидность правит торжество! Третий этап работы. Консультант понимает - наступает момент "крещения выбором". Сформировано неуёмное стремление к изменениям. Клиент, озадачен вопросом: "Какие действия приведут к желаемым изменениям?" Реальный план последовательных шагов составляет сам клиент. Консультант знает, что ответственность за исполнение, составленного плана, лежит целиком на самом клиенте. Реальные изменения - стремительное воплощение своих идей клиентом. Заключительная часть работы содержит в себе решительное утверждение плана действий, название новой роли, умение защитить свой новый образ жизни клиентом. Итог работы. Таким образом, первоначальный вопрос: "Что со мной происходит?" естественным образом трансформируется в: "Я знаю, что я буду делать. Моя жизнь изменится в нужном мне направлении!" P.S. Скажу вам по секрету: потребности личности развиваются, человек учится на своих ошибках, значит, новая проблемная ситуация появится на горизонте. И... самое главное. Целью терапии было не решение конкретного вопроса, а создание нового навыка у клиента - решать трудные ситуации самостоятельно! С уважением к Вам, автор Светлана Викторовна Быкова. Индивидуальные, а также брачные и детско-родительские консультации доступны Вам! В долгосрочной терапии, более четырёх встреч, Вы обучаетесь самостоятельному решению сложных жизненных ситуаций. Запись на странице http://www.psyoffice.ru/bykova1629/?prt=155192.
Благодарю Вас за Вашу оценку полезности данной статьи, в форме нажатия клавиши "спасибо", расположенной чуть ниже.
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|