Техника быстрого коучинга. Как за 10-15 минут проблему превратить в решение.

Или : как построить беседу так, чтобы в короткое время ваш партнер самостоятельно смог решить сложную ситуацию.

Мы живем в очень динамичное время. Темп жизни у многих из нас достаточно высокий, у нас много целей и задач, которые мы хотим достичь и реализовать часто в очень сжатые сроки. И в нашей жизни часто возникают ситуации, когда мы испытываем нехватку времени и к нам обращается наш клиент, коллега, партнер или друг с просьбой помочь ему в решении какой-либо сложной ситуации.

Возможно, что Вы обладаете необходимой профессиональной квалификацией, но время  для проведения полноценной коуч-сессии ( так называется в терминологии коучинга консультация) ограничено, а отказать, например, не всегда бывает возможно или уместно. Тогда эта статья о «быстром коучинге» Вам будет полезна.

Также, я допускаю, что возможно, пока у вас нет знаний, умений, навыков, но попробовать применить коучинг все-таки есть желание, или же вы просто хотите помочь своему подопечному выбраться из «тупика». В таком случае, данная статья будет полезна и Вам.

Возможно, что вы уже что-то знаете о коучинге, возможно вы только знакомитесь с этим методом, и эта статья является вашим первым шагом на пути познания данной технологии. 

Так или иначе, я предлагаю определить, что же это такое. В настоящее время есть множество различных определений этого термина. Однако, создатель метода Тимоти  Голлви , в книге «Работа как внутренняя игра»  (2001 г.) дает следующее определение: « Коучинг-это искусство с помощью беседы и поведения создавать среду, которая облегчает движение человека к целям, при этом человек получает удовлетворение».

Прежде чем начнем изучение одной из техник коучинга, я хотел бы предложить Вам вспомнить и поразмышлять вот о чем. У вас наверняка были ситуации, когда кто-то из ваших близких или коллег по работе, партнеров в бизнесе сталкивался с какой-то сложностью, трудностью, и обращался к Вам за помощью. С такими ситуациями сталкиваюсь и я.

Давайте вспомним какой-нибудь похожий случай. Что мы обычно чаще всего делаем в такой ситуации, если искренне хотим помочь нашему собеседнику? Выслушиваем его ситуацию. Правильно. Потом обычно (я не говорю сейчас про тех, кто уже практикует коучинг)))  начинаем думать над тем, какое решение предложить…Так? Соответственно, предлагаем это решение, а говоря иначе, даем совет о том, как правильно по нашему мнению, нужно поступать нашему собеседнику для того, чтобы он смог разобраться со своей ситуацией.

Мне довелось в свое время работать в качестве руководителя, и я делал все точно также. Мои сотрудники обращались ко мне, получали готовую рекомендацию, выполняли ее…  И возвращались вновь, чтобы получить очередной готовый совет по поводу решения текущих сложностей, возникавших в их работе. Какое-то время подобный стиль общения мне очень нравился. Появилось чувство значимости, важности той роли, которую я играл в жизни своих сотрудников. Я знаю, как решать все их проблемы. Я контролирую ситуацию. Эйфория длилась весьма недолго. В какой-то момент я осознал, что ощущаю себя нянечкой в детском саду, а мои подчиненные – это дети, которые без того, чтобы не спросить какую-нибудь мелочь, сами ничего не предпринимают)))   Вся ответственность за принятие ими решений лежала на мне. 

Я начал изучать разные методы построения эффективного взаимодействия в профессиональной сфере, и познакомился с коучингом. Применяя методы коучинга в решении текущих задач, я научился тому, как построить беседу так, чтобы сотрудники сами могли находить варианты решения своих задач, сами брали на себя ответственность за их реализацию, и за результаты. Моей задачей было лишь сопровождение до цели и получение обратной связи о результатах и дальнейших планах достижения целей. Количество обращений ко мне от сотрудников снизилось, появилось больше времени для решения своих актуальных рабочих задач.

Если отвлечься от работы и перенести внимание на сферу, например, дружеских взаимоотношений, могу вспомнить не об одном примере, когда искренне желая помочь друзьям в решении их сложностей, я давал готовые решения. Думаю, что подобные ситуации знакомы и Вам. Друзья мои советы  принимали,  делали так, как я сказал, но ситуации не решались, или еще хуже, мои советы приводили к ухудшению. И я слышал от друзей фразы, такие как, например: «Ну, вот, помнишь, ты мне посоветовал ерунду какую-то, ничего не получилось, только хуже все стало. Не знаю, как Вы, а я честно скажу: не очень приятно себя чувствовал. С одной стороны вроде хотел помочь, а с другой стороны, все испортил…

Тот вид помощи другим людям, о котором мы сейчас рассуждали, называется экспертным консультированием. Экспертное консультирование базируется на том, что вы, находясь в некоторой ситуации неопределенности по поводу какой-либо задачи, обращаетесь к специалисту (эксперту) в данной области. Он дает определенные рекомендации, советы по поводу решения вашей задачи, исходя из собственного опыта, набора знаний и умений в решения подобных вопросов, или из опыта других экспертов в данной области, и вы эти рекомендации выполняете. Данный вид помощи наиболее эффективен в профессиональных узкоспециализированных сферах, например, в юриспруденции, медицине, бухгалтерском учете, и т.д., где требуется набор конкретных рекомендаций от специалиста для решения вашей задачи.

Коучинговый формат взаимодействия опирается на знание о том, что решение уже есть, и оно самое лучшее. Оно присутствует в каждом человеке или группе людей, как определенный опыт, которым обладает каждый из нас. Даже если такого опыта нет, его всегда можно приобрести. При этом коуч в процессе работы создает условия для того, чтобы человек сам осознал свое решение определенной проблемы, нашел альтернативные варианты того, что ему нужно делать, доверяя своей мудрости, определил способы, с помощью которых он будет достигать желаемого, сам выбрал наиболее целесообразный из них и сам наметил основные этапы достижения цели.

Иначе говоря, коучинг- технология, которая не обучает тому, как правильно что-то делать, или как правильно разрешить какую-то ситуацию, или как правильно дать совет. Этот метод предполагает, что все ответы, все решения, все возможности уже есть в каждом из нас, и нужны лишь определенные условия, для того, чтобы эти ответы, решения были найдены, осознаны и реализованы.

Формат взаимодействия в коучинге предполагает, что вы как коуч, помимо того, что внимательно слушаете своего подопечного,  задаете определенным образом сформулированные вопросы. Цель вопросов – направить внимание вашего подопечного,  например, на осознание текущей ситуации, сфокусировать его внимание на каком-то аспекте, прояснить фразу, и т.д. Советов, рекомендаций  о том, как правильно поступить в той или иной ситуации, в коучинге не предполагается.

Как я уже говорил ранее, иногда случаются ситуации, когда вы испытываете нехватку времени и к вам обращается ваш коллега, партнер или друг с просьбой помочь ему в решении какой-либо сложной ситуации.

Я бы хотел попросить Вас вспомнить сейчас похожую ситуацию. Если не вспоминается, тогда попробуйте предположить, что как если бы здесь и сейчас к вам обратился кто-то с просьбой помочь ему решить какую-то проблему. Вы можете сами определить, кто это будет: ваш коллега по работе, товарищ, партнер в ваших взаимоотношениях.

Как я уже говорил ранее, иногда случаются ситуации, когда вы испытываете нехватку времени и к вам обращается ваш коллега, партнер или друг с просьбой помочь ему в решении какой-либо сложной ситуации.

Я бы хотел попросить Вас вспомнить сейчас похожую ситуацию. Если не вспоминается, тогда попробуйте предположить, что как если бы здесь и сейчас к вам обратился кто-то с просьбой помочь ему решить какую-то проблему. Вы можете сами определить, кто это будет: ваш коллега по работе, товарищ, партнер в ваших взаимоотношениях.

Используя модель, приведенную далее, вы можете провести эффективный сеанс коучинга всего за 10-15 минут. Важно отметить, что задав очередной вопрос, дослушайте ответ собеседника, не перебивая, не комментируя, не давая оценок. Когда в ответах вашего подопечного будут появляться большие паузы, старайтесь их выдерживать. Он в данный момент размышляет, ищет варианты, слова. Не торопите его, задавая следующий вопрос.

Итак, я предполагаю, что вы вспомнили или представили такую ситуацию.

1). Попросите подопечного в общих чертах описать сложную ситуацию. Попросите его использовать только факты. Используйте вопросы:

Как давно возникла ситуация?

В чем сложность ситуации?

Какие есть конкретные примеры того, что ситуация является сложной?

Какие еще есть факты, подтверждения?

Что ты предпринимал для решения этой ситуации?

Как ты понимаешь, что эта ситуация требует решения?

Зачем тебе ее решать?

Чем может быть важно ее решить?

Что случится, какие изменения произойдут, когда ты ее решишь?

Чем это может быть для тебя ценно?

А это чем может быть тебе полезно?

2) Попросите его описать желаемое решение данной ситуации. Иными словами, рассказать, каким он видит конечный результат успешного решения.

Не пытайтесь решить ситуацию как можно быстрее, не торопитесь задавать следующий вопрос, дослушивайте ответы, не давайте советов, просто отмечайте все высказанные подопечным идеи. Их можно запоминать, или записывать кратко, тезисно на бумаге. Используйте вопросы:

-Какое решение было бы для тебя идеальным?

-Опиши тот результат, про который ты рассказываешь.

-Представь, что как если бы ситуация уже разрешилась наилучшим образом.

-Притворись представить, что это произошло прямо сейчас.

-Опиши,  где ты находишься в этот момент?

- Что ты видишь?

- Что слышишь?

-Какая это дата, месяц, год?

-Как ты понимаешь, что ситуация решилась так, как ты хочешь?

-Какие есть доказательства того, что ситуация решена эффективно для тебя?

-Чем это для тебя ценно?

-Чем это полезно?

-Как ты себя сейчас чувствуешь, когда ты решил эту ситуацию?

-Расскажи подробнее, какие эмоции ты сейчас испытываешь?

-Где в теле больше всего это ощущается?

-Опиши, как это выглядит.

-Расскажи, как ты это чувствуешь.

-Кем ты себя сейчас ощущаешь?

-В какой роли ты себя видишь?

3) Создаем стратегию решения. Попросите подопечного находиться в том моменте, когда ситуация решена для него наилучшим образом, и удерживать то состояние, в котором он находится. Можно предложить ему положить руку на то место, где в теле находится самое яркое ощущение. Рекомендации здесь те же, что и в предыдущих пунктах. Ваша задача как коуча на данном этапе- помочь обнаружить способы, варианты решения.

Задавайте вопросы:

-Расскажи, каким образом ты действовал, чтобы решить эту ситуацию?

-Что ты делал?

-Как именно?

-В какой последовательности?

-С чего начал, какой был первый шаг?

-Какие знания, умения или навыки, способности тебе пригодились?

-Какие знания, умения, навыки, способности ты приобрел, получил, для решения ситуации?

-Где именно, каким образом ты это делал?

-Какие еще ресурсы тебе были нужны для того, чтобы наилучшим образом решить эту ситуацию? (Ресурсы- информация, время, знания, умения, навыки, опыт, привлечение других людей, и т.д.)

-Как ты можешь их получить, приобрести?

-Мог ли ты к кому-то обратиться?

-Если да, то к кому?

-Какие могли быть еще варианты для решения?

-Что бы ты мог сделать иначе?

-Что бы ты делал по-другому?

-Как именно?

4) Создаем реальную стратегию решения.

В предыдущем пункте мы исследовали некоторые варианты того, как ваш подопечный мог бы решить свою ситуацию, а также, описали способы, которыми он может действовать, ресурсы, которые он использовал, и возможные дополнительные варианты решения.

На данном этапе вам нужно сформулировать и конкретизировать первые шаги, определить сроки, требуемые ресурсы, и те, что необходимо привлечь.

Здесь можно озвучить ответы вашего подопечного на заданные вами в п.3 вопросы, и уточнить, что из перечисленного наиболее реально и эффективно применить для решения. После этого задавайте вопросы:

-Что из перечисленного реально сделать в ближайшее время?

-Что еще можно сделать?

-Какие ресурсы тебе помогут это сделать?

-Какие дополнительные ресурсы нужно привлечь?

-Каким будет первый шаг?

-Когда ты его можешь сделать?

-Каким будет второй шаг?

-Когда ты его сделаешь?

4) Подведение итогов. На данном этапе полезно подвести некое резюме вашему взаимодействию. Помочь вашему подопечному осознать, что нового для себя он выяснил, на что обратил внимание, чем ему ваша совместная беседа может быть полезной, ценной. Задавайте вопросы:

-Что нового ты узнал?

-На что обратил внимание?

-Какой новый опыт у тебя сейчас появился?

-Чему ты научился?

-Было ли в этой беседе для тебя что-то полезно?

-Что именно для тебя было полезным?

-Чем это понимание ценно?

-Как будешь использовать этот опыт?

Ну, что ж, вот мы с вами и освоили одну из техник коучинга, которая не требует много времени, но позволяет направлять внимание ваших подопечных на самостоятельный поиск решений  их сложных ситуаций.

Прежде чем использовать ее с кем-то я бы рекомендовал попробовать ее с самим собой. Для этого нужно вспомнить вашу ситуацию, которая требует решения, или нет понимания, как ее можно решить, и после того, как вспомните ситуацию, ответьте на вопросы по каждому пункту. Ответы записывайте, или запоминайте.

Строгую последовательность вопросов, указанную в упражнении соблюдать необязательно. Важно понять, какова структура беседы, и следовать своему внутреннему «Я». Ведь коучинг- это не набор последовательностей задавания вопросов и жестких алгоритмов, следуя которым можно научиться решать любые ситуации и помогать другим достигать их целей легко и с удовольствием. Помните, первое слово в определении коучинга, которое дал Тимоти Голлви: коучинг- это искусство…А значит, вдохновение, творчество, новаторство. Доверяйте своему потенциалу, и он будет вас вести.

Если вы стали применять эту технику для помощи другим, и на ваш взгляд, что-то пошло не так, не верно, действуйте, так как если бы все было в порядке, и просто продолжайте беседу в комфортном для вас режиме. Тимоти Голлви пишет так: « - Роль коуч-консультанта заключается  не в том, чтобы давать советы, или консультировать. Я просто прошу человека начать думать о проблеме вслух и позволить мне «подслушать» его мысли». Иногда разговор с понимающим, заинтересованным  собеседником, да и просто, проговаривание ситуации  вслух помогает осознать ее лучше, и найти решение.

Я буду искренне признателен за ваши комментарии, и вопросы относительно данной статьи, и вообще, относительно различных аспектов коучинга. Если эта статья Вам была полезна, не забудьте поставить «лайк». Буду рад, если поделитесь своими результатами, расскажите о том, что получилось, или просто, поделитесь своим опытом, или сообщите,  что бы вы хотели узнать еще. 

Ну а в следующей статье, посвященной изучению техник быстрого коучинга мы поговорим о том, как за 10-15 минут вернуть мотивацию к достижению цели

Благодарю Вас за ваше терпение и за то, что дочитали.

Желаю, чтобы достижение ваших целей приносило удовольствие!

 Техника быстрого коучинга Как за 10 15 минут проблему превратить в решение

 



Просмотров: 479
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Кризисные ситуации в жизни школьников: причины и пути решения
  • Алгоритм красивого решения любой жизненной ситуации.
  • Ответы на вопросы:Какие знания по психологии нужны, чтобы стать счастливым?
  • 20 000 000 рублей за решение, принятое в детстве. А сколько Вы сейчас платите за свои детские решения?
  • Как разлюбить? Что делать если он тебя не любит? Как исправить ситуацию? Советы психолога-сексолога
  • Что будет, если в ситуации никого не винить?
  • Как поддержать ребенка в стрессовой ситуации и помочь ему приобрести полезный опыт
  • 4 повода для того, чтобы начать действовать прямо сейчас
  • Мы принимаем решения быть с этим человеком, а потом находим причину, чтобы уйти от него.
  • Мои ответы на вопросы журналиста о ситуации на рынке психологических услуг
  • Может ли помочь психолог в трудной ситуации.
  • Что делать, если вы не можете отпустить ситуацию?
  • Что делать, если муж пьет. 3 шага, как изменить для себя ситуацию
  • Почему нужно быть спокойным в сложной ситуации?
  • А поговорить? или Какие вопросы нужно (было) задать друг другу, прежде чем вступать в брак? (введение)
  • СЕЙЧАС КАК ДАМ!!! О проблеме агрессивности детей в школе и путях ее решения.
  • 8 вопросов для решения самых сложных задач.
  • Сколько времени нужно, чтобы решить проблему?
  • Что делать, если друг живет в ситуации домашнего насилия?
  • Если я вижу ситуацию так, то и ты должен видеть ее так, иначе ты врешь! Часть 1
  • Если я вижу ситуацию так, то и ты должен видеть ее так, иначе ты врешь! Часть 2
  • Вопросы, для того, чтобы лучше узнать любимого человека
  • Можно ли чувствовать себя комфортно в ситуации неопределенности?
  • А какой совет вы бы дали сами себе прямо сейчас?
  • Три ситуации, когда психолог не понадобится и вы сможете справиться сами
  • Какие решения мы принимаем, реактивные или проактивные?
  • Почему для принятия решения нужно время
  • Деньги. Что можно сделать прямо сейчас, чтобы стать богаче
  • Для того чтобы видеть, нужно быть Здесь!
  • Быть хозяином себя в любой сложной ситуации. Телесно-ориентированный и персональный способ обхождения



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь