Значение игры в психологическом развитии человека очень велико. Начиная с раннего детства, когда игра носит предметно-манипулятивный характер и обучает овладевать различными предметами и своими собственными руками, развивает память, мышление, продолжая дошкольным детством, когда игра становится ролевой и обучает взаимодействию со сверстниками по правилам, развивает волю, прививает первые этические правила, учит понимать других людей, роль игры в жизни человека остается крайне большой. И это характерно и для взрослого человека. Конечно, она перестает занимать ведущее место в деятельности взрослого человека, но остается незаменимым инструментом, помогающим организовать эмоционально насыщенную деятельность с другими людьми, деятельность, в которой важнее не результат, а скорее сам процесс. Вернее сказать, что результатом становится эмоциональный обмен между участниками игры. Подобное эмоциональное взаимодействие крайне важно в детско-родительских взаимодействиях. Тем более что игра не появляется в жизни ребенка сама по себе. Игре ребенка нужно обучать! И главную роль в обучении ребенка игре, конечно же, имеют его родители. Особенно возросла родительская роль в обучении игре ребенка в современный период, характеризующийся преувеличенным воздействием на человека и на ребенка компьютерными играми, которые, на мой взгляд, зачастую разрушают одну из важнейших функций игры, функцию непосредственного эмоционального взаимодействия участников игры между собой. В своей статье я хочу рассказать о некоторых психологических настольных играх, в которые может играть вся семья с большим интересом и азартом, получая при этом большую пользу. Приведу пример использования одной из игр в семейном консультировании замещающих семей. Начать свой рассказ хочу с игры «Dixit». Игра представляет собой набор карт с картинками (ассоциативные карты) и игровое поле, на котором игроки делают ходы своими фишками, согласно набранным очкам. Суть игры состоит в том, что игроки должны загадывать ассоциации на свои карты и отгадывать карты других игроков по их ассоциациям. Основная ценность этой игры для меня, как для психолога, состоит в том, что она позволяет объединить ассоциативные ряды членов семьи, тем самым облегчая понимание. Приведу пример из практики. Замещающая семья, в которой воспитывается приемный ребенок, переживший изъятие из кровной семьи в 5 лет и отказ первой приемной семьи. На момент обращения к психологу ребенку было 8 лет, и он проживал в семье три года. Проблемы с ребенком начались сразу, проблемы весьма характерные для периода адаптации: ложь, воровство, предпочтение просьб и правил других людей (учителя, бабушки), но не правил родителей. Замещающих родителей ситуация тревожила, они обращались к психологам, слыша в ответ: «У ребенка нарушена привязанность – он вас никогда не полюбит и не примет» или «Вы не любите ребенка, поэтому он вас и не слушает». Естественно, подобные объяснения уверенности им не прибавляли. Начиная работать с этой семьей, я обратил внимание на то, что члены семьи часто не слышат и не слушают друг друга, придавая зачастую абсолютно искаженный смысл словам своих домочадцев. Замечательная мысль, которая циркулировала у родителей – «Он все делает мне назло». Мысль очень нередкая, существующая практически в любой замещающей семье с проблемами отношений. На вопрос «Вы действительно думаете, что он что-то против вас планирует и замышляет?» родители отвечали, что они так не думают, но поведение ребенка указывает им на обратное. На лицо было непонимание родителями поведения ребенка, непонимание его истинных сообщений. Я решил проверить свои догадки по поводу того, что семья «говорит на разных языках» с ребенком, тестом на взаимодействие с использованием игры «Dixit». В первом раунде ни один из участников игры не смог набрать и десяти очков, то есть каждый отгадал не более двух карт загаданных членами его семьи – крайне низкий результат (обычно игроки набирают по 30 очков). Видя такую особенность семьи, большую разницу в их ассоциативных рядах, я предложил им в качестве терапии серию игр «Dixit». При проведении игр было введено одно условие: семье было дано задание читать между играми (игры проводились раз в неделю) сказки и книги, которые выбирались по очереди всеми членами семьи, и использовать в игре ассоциации на основе прочитанного материала. Таким образом, игровая терапия продолжалась около двух месяцев. К концу терапии все члены семьи хорошо отгадывали ассоциации друг друга. В отношениях внутри семьи стало наблюдаться снижение конфликтных ситуаций, а при их возникновении члены семьи научились договариваться, не впадая в истерику и не паникуя. Игра дала планируемый результат. С подобной же целью можно использовать игру «Крокодил», особенно если ее проводить как командное соревнование между несколькими семьями. Еще одна игра, которую очень полезно применять в семье, это игра Гюнтера Хорна «Лепешка». Игра представляет собой игровое поле, на котором изображена дорога из разноцветных прямоугольников. Игроки идут по дороге, используя в качестве фишек фигурки животных из пластилина. По ходу игры возникают ситуации, когда игроки должны критиковать друг друга и отвечать на критику, прося извинение. Также могут возникать ситуации, когда фигурку игрока могут расплющить, если он не принес извинения или извинения не приняты. Игра учит навыку бесконфликтного решения проблем между людьми. Очень удобно и полезно ее применять как в компании сверстников, так и в семье. Применение в семейной терапии позволяет значительно снизить уровень недовольства членов семьи друг другом, помогает выявить скрытые претензии друг к другу, учит терпимее и спокойнее относиться к критике в свой адрес. Еще одна игра для семейной терапии «Семейные псикреты» Гюнтера Хорна. Игра представляет собой набор карточек с характеристиками человека. Игроки по ходу игры должны распределить карточки между собой. Тем самым к концу игры у человека на руках остается набор карточек, представляющий его психологический портрет. При чем, в одном случае этот портрет может описывать то, как человека видят его домочадцы, а в другом, как он видит себя сам. Замечательная игра, особенно в работе с семьями, воспитывающими подростков. Существует целая серия игр, направленных на развитие воображения, расширение словарного запаса, умения сочинять рассказы. К ним относятся «Игросказ», «Проективные сказочные карты», «101 игра со сказочными героями», «Мастер сказок», «Кубики историй». Помимо названных позитивных моментов, эти игры хороши еще тем, что позволяют участникам неосознанно в своих историях отразить свои проблемы и переживания и, изменяя ход истории, найти их решение сначала в сказке, а потом и в реальной жизни. Родитель, внимательно слушая рассказ своего ребенка, может понять, что его на самом деле волнует. Какие еще игры можно использовать родителям во время семейных игровых вечеров: - «Микадо», «Падающие башни» - игры направлены на развитие моторики, ловкости, удовлетворения азарта; - «Мафия» - игра направлена на развитие навыков общения, умения понимать эмоциональное состояние других людей; - «Коридор» - логическая игра, похожая на шахматы, но рассчитанная на четверых игроков; - Шахматы, нарды и другие логические игры. В своей короткой статье я попытался «заразить» коллег и родителей потенциалом использования игр в семейной терапии и в семейном отдыхе. Всем приятных и азартных игр!
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.