Матрица Любовной зависимости (часть 2)

Автор статьи: Андрей Савенко

Матрица Заброшенности

"The Abandonment Lifetrap"

  Матрица Любовной зависимости часть 2

Из этой статьи вы узнаете:

- чем функциональная Заброшенность отличается от эмоциональной

- почему формируется схема Заброшенности и

- как определить причины возникновения вашей схемы. 

Статья представляет собой отрывок главы "Please Don't Leave Me!из книги Jeffrey E. Young, Janet S. Klosko "Reinventing your life"

1 часть статьи (краткое описание схемы, опросник и примеры переживаний) см. здесь: https://www.psyoffice.ru/article/114314/
3 часть статьи (схема Заброшенности в близких отношениях) см. здесь: https://www.psyoffice.ru/article/119414/
4 часть статьи (как изменить схему Заброшенности) см. здесь: https://www.psyoffice.ru/article/119419/
Краткое описание всех 18 схем Д. Янга см. здесь: https://www.psyoffice.ru/blog/84987/

«Пожалуйста, не оставляй меня!» 

Существуют два типа Заброшенности, в зависимости от особенностей окружения ребёнка в его раннем детстве.

Первый тип возникает в условиях, когда близкие слишком сильно беспокоятся за безопасность ребёнка и излишне защищают его. В этом случае в дополнение к матрице Заброшенности обычно появляется ещё и матрица Зависимости / некомпетентности. Второй тип возникает в условиях эмоционально нестабильного окружения. В этом случае у ребёнка создаётся ощущение, что у него нет рядом человека, который будет постоянно находиться рядом и заботиться о нём.

Два типа Заброшенности:

  • Заброшенность, основанная на зависимости
  • Заброшенность, основанная на нестабильности и потере

У многих людей с матрицей Зависимости / некомпетентности также имеется и матрица Заброшенности. В действительности весьма сложно представить человека, у которого была бы матрица Зависимости, но не было бы матрицы Заброшенности.

Люди с матрицей Зависимости верят, что они не смогут выжить самостоятельно. Им нужен сильный помощник, чтобы руководить и направлять их во всех повседневных делах. Им нужна помощь. Случай Абби является примером сочетания двух таких матриц.

ТЕРАПЕВТ: Как вы считаете, что может случиться с вами, если вдруг вы останетесь без Курта?

АББИ: Я не знаю. Я просто не справлюсь без него. Я не смогу жить. Я не могу представить, как я буду жить без него.

ТЕРАПЕВТ: А вы смогли бы выжить – есть, одеваться, найти жильё?

АББИ: Нет. Я не могу ничего делать одна. (Пауза.) Пожалуй, я верю в то, что я умру без него.

Если вы верите, что ваша жизнь зависит от кого-то другого, тогда сама возможность потерять такого человека вселяет в вас ужас.

Поэтому неудивительно, что у человека с матрицей Зависимости всегда появляется проблема с темой Заброшенности.

Хотя обратное не всегда верно. Многие люди с жёсткой матрицей Заброшенности не испытывают проблем с зависимостью. Просто он относятся ко второму типу Заброшенности, когда матрица возникает по причине нестабильности эмоциональных связей с самыми близкими людьми – матерью, отцом, сёстрами и братьями или с близкими друзьями. Патрик и Линдси оба боятся, что их бросят люди, которых они любят, но они могут выжить сами по себе. У них есть зависимость от своих партнёров, но эта зависимость эмоциональная, а не функциональная.

Если ваша матрица возникла из ощущения нестабильности, то это значит, что у вас был опыт эмоциональной связи с близкими, но потом такая связь была потеряна. И вы не можете вынести отдаление от любимого человека из-за тех чувств, которые вы при этом испытываете.

Для вас связь с одним человеком означает связь со всеми людьми в целом. Когда вы её теряете, вам кажется, что вы проваливаетесь в пустоту.

ЛИНДСИ: После того, как Грэг меня оставил, я оказалась совершенно одинокой. Я могла это физически чувствовать, как боль. Как будто больше ничего не осталось.

Вам нужны другие люди, чтобы успокоиться. Это отличается от Заброшенности, основанной на зависимости, когда вам нужен другой человек («родитель»), чтобы заботиться о вас как о ребёнке. В первом случае вы ищете наставника, руководителя и помощника; а во втором случае вам нужна забота, любовь и ощущение эмоциональной связи.

Есть и ещё одно отличие: у зависимых людей в голове всегда есть «скамейка запасных», т.е. кто-то, к кому они могут обратиться, если самого близкого человека нет рядом. Они заранее знают, кого можно задействовать прямо сейчас, или могут быстро найти нового человека и назначить его «главным» в конкретной ситуации. Среди зависимых людей мало одиноких. Зависимые люди не выносят одиночества. Большинство зависимых людей вполне успешно находят кого-то, кто о них заботится. Они переходят «из рук в руки», а перерыв в их отношениях редко длится больше месяца.

Такое поведение может быть не характерно для людей со страхом эмоциональной Заброшенности. Они могут жить одни в течение долгого времени. Они могут избегать близких отношений, чтобы не испытывать боли или страха от того, что их могут бросить. Они уже сталкивались с одиночеством в детстве, и они знают, что смогут выжить в такой ситуации. Проблема не в этом. Их разрушает сам процесс, переживание расставания. Снова ощутить близость другого человека и потерять его, ещё раз вернуться в своё одиночество.

ПРОИСХОЖДЕНИЕ МАТРИЦЫ ЗАБРОШЕННОСТИ

Чтобы выяснить происхождение этой матрицы, нам нужно сосредоточиться на особенностях окружения в раннем детстве. Мы знаем немного о влиянии негативного семейного окружения на дальнейшую жизнь ребёнка – например, жестокого обращения, безнадзорности или алкоголизма родителей – и о том, какие матрицы они запускают. Мы не считаем, что наследственность играет значительную роль в формировании долгосрочных моделей поведения. Отчасти потому, что о таком влиянии известно немного.

Мы предполагаем, что наследственность проявляется через наш темперамент, который, в свою очередь, определяет, как мы ведём себя в детском возрасте и как взаимодействуем с другими людьми.

Но не так много случаев, когда мы можем сказать что-то определённое о влиянии темперамента ребёнка на развитие конкретных матриц его жизни.

Матрица Заброшенности является исключением из этого правила. Исследователи, изучавшие поведение младенцев, обнаружили, что некоторые дети реагируют сильнее других на расставание с близкими. Такие факты позволяют предполагать, что у некоторых людей есть биологическая предрасположенность к формированию матрицы Заброшенности.

Очень похоже, что та реакция, которую мы демонстрируем при расставании с близким человеком, является врождённой. По крайней мере, частично. Близость матери жизненно важна для новорожденного. Даже в животном мире выживание детёнышей полностью зависит от матери, и в тех случаях, когда они остаются без своих матерей, как правило, они погибают. Младенцы с рождения подготовлены к тому, чтобы максимально избегать ситуаций отделения от матери. Они плачут, кричат и показывают, что им плохо.

Они «протестуют», как это называет Джон Боулби в своём классическом труде «Отделение, тревога и гнев».

Боулби писал о младенцах и маленьких детях, которые были временно отделены от своих матерей. Младенцы были помещены в ясли вместе с другими детьми. В результате наблюдения за ними были обнаружены три стадии отделения, которые они переживали.

Три стадии отделения Боулби:

  • Тревога
  • Отчаяние
  • Отрешённость

Сначала дети «протестовали» и выражали сильное беспокойство. Они искали своих матерей. Если их пытались успокоить другие люди, они были безутешны. Они демонстрировали вспышки злости на своих матерей. Но по мере того, как их матери не появлялись, они уставали и впадали в депрессию. На этом этапе они были вялыми и сникшими. Они были безразличны к любым попыткам общения с ними со стороны воспитателей. Через некоторое время они, в конце концов, выходили из своей депрессии и начинали общаться.

Если мать возвращалась, у ребёнка начиналась третья стадия, отрешённость. Ребёнок был безразличен к ней, не приближался и не проявлял никакого интереса. Потом постепенно у ребёнка проходила отстранённость, и он снова начинал общаться с матерью. Позже такие дети становились навязчивыми и беспокойными, когда по каким-то причинам мать исчезала из их поля зрения – такое поведения Боулби назвал «тревожной привязанностью» к матери.

Боулби установил, что такая модель поведения из тревоги, отчаяния и отрешённости является универсальной. Она возникает у всех маленьких детей в ответ на отделение от матери. Больше того, такая реакция характерна даже для животных. Не только младенцы, но и детёныши животных, в большинстве своём, демонстрируют ту же модель поведения. Это означает, что в основе её лежат, скорее всего, биологические причины.

Вы могли заметить сходство между процессом отделения, описанным Боулби, и тем, что мы выше назвали «кругом Заброшенности» (т.е. последовательными переживаниями страха, горя и гнева).

Некоторые люди, как Линдси, похоже, с рождения имеют склонность к проявлению таких эмоций с необычайной интенсивностью. Когда возникает ситуация расставания, они испытывают настолько сильные переживания тревоги, горя и гнева, что оказываются не в состоянии совладать с ними. И они чувствуют абсолютное одиночество и отчаяние. Лишь на короткое время они могут отвлечься от своих переживаний. Они не ощущают спокойствия и безопасности, если рядом с ними нет их партнёра. Такие люди чрезвычайно чувствительны к потере своих любимых. Они глубоко привязываются к другим людям – это их талант – но зато они не переносят одиночества. Люди, которые склонны так бурно реагировать на расставание и не способны успокоиться в одиночестве, очевидно, более предрасположены к формированию матрицы Заброшенности.

Но это не значит, что матрица появляется у каждого человека с такой природной склонностью. Многое будет зависеть от окружения ребёнка в раннем детстве.

Если у вас были стабильные эмоциональные отношения в младенческом возрасте (особенно с матерью и другими близкими людьми), то ваша природная склонность не сможет развиться в матрицу Заброшенности. И наоборот, у ребёнка может быть настолько нестабильное окружение или он сталкивается с таким количеством потерь, что даже при отсутствии какой-либо биологической предрасположенности у него формируется матрица Заброшенности.

Между тем, чем более выражена у человека такая предрасположенность, тем меньшая травма способна запустить матрицу. В таком случае мы можем долго и упорно искать какой-то драматичный эпизод в детстве человека, но не найдём ничего особенного.

Происхождение матрицы Заброшенности

  1. У вас может быть природная склонность к тревоге в ситуации расставания – вам сложно справиться с одиночеством.
  2. Кто-то из родителей умер или ушёл из дома в вашем юном возрасте.
  3. Ваша мать находилась в больнице или была далеко от вас в течение продолжительного времени, когда вы были ребёнком.
  4. Вас вырастили няни или люди, которые постоянно сменяли друг друга, или вы находились в школе-интернате в совсем юном возрасте.
  5. Ваша мать была неуравновешенным человеком. Она впадала в депрессию, гнев, или злоупотребляла алкоголем, или каким-то иначе отдалялась от вас, и это происходило постоянно.
  6. Ваши родители развелись в вашем юном возрасте или они так сильно ссорились, что вы беспокоились, что они могут расстаться.
  7. Вы теряли внимание родителей и это серьёзно вас задевало. Например, в связи с рождением брата или сестры, или ваши родители снова женились (выходили замуж).
  8. Ваша семья были чрезвычайно закрыта от других людей и вас слишком защищали. В детстве вы не научились справляться с жизненными сложностями.
Самым драматичным истоком возникновения матрицы является, конечно, потеря родителей в раннем детстве.

Так произошло с Абби. Возможно, родитель был болен и долго находился вдали от дома. Возможно, ваши родители развелись и один из них уехал или постепенно перестал вас навещать. Смерть родителя, болезнь, разлука или развод, по сути, означают одно и то же – прекращение важных отношений. Особенно пагубна потеря родителя в первые годы жизни ребёнка. В целом, чем раньше происходит потеря, тем более уязвим ребёнок, и тем жёстче оказывается сформированная матрица.

Насколько глубоким будет влияние потери, зависит от нескольких факторов. Конечно, важнейшее значение имеет степень близости оставшихся отношений с другими людьми. К примеру, у Абби оставались стабильные отношения с матерью, её любовь поддерживала и помогла смягчить влияние матрицы Заброшенности. Её матрица имела ограниченный эффект. Она запускалась только в любовных отношениях с мужчинами. Так же помогает и хороший контакт с отчимом (или другим человеком, который может заменить ушедшего родителя). Помогает и восстановление связей с ушедшими родителями, например, когда родитель выздоравливает и возвращается из больницы, или разведённые родители снова сходятся, или родитель-алкоголик бросает пить. Различные переживания и ситуации могут помочь вам снизить влияние вашей матрицы. Однако, травматические воспоминания о том, что вас бросили, остаются. Если в вашей жизни было достаточно позитива, то ваша матрица может и вообще не проявиться. В таком случае её активируют какие-то серьёзные травматические события, вроде потери любимого человека. Если вы потеряли родителя в юном возрасте, то вы хорошо понимаете, что значит пережить потерю, и возможность повторения такого болезненного опыта вас пугает.

В этом заключается ключевое отличие между матрицей Заброшенности и матрицей Эмоциональной депривации. В случае Эмоциональной депривации родители всегда физически присутствуют, но в этих отношениях постоянно не хватает эмоциональной поддержки. Родители не знают, как в полной мере любить, заботиться и сопереживать ребёнку. Отношения с родителями были стабильными, но недостаточно близкими.

В случае Заброшенности близкие отношения существовали, но однажды были утеряны. Или родитель внезапно приходил и уходил. К сожалению, бывает и так, что некоторые родители оказываются одновременно и эмоционально отдалёнными, и непредсказуемыми. И это случается довольно часто. В таком окружении дети обычно приобретают и матрицу Эмоциональной депривации, и матрицу Заброшенности.

Есть и другие причины появления матрицы Заброшенности, кроме потери родителя.

Одна из них заключается в отсутствии какого-либо одного человека, который бы мог постоянно выполнять материнскую функцию для ребёнка.

Такая проблема возникает у детей занятых родителей, поэтому их воспитывают различные няни, которые сменяют друг друга. Или они постоянно находятся в детских садах с продлёнками. Или в других детских учреждениях, где часто меняются воспитатели. Для ребёнка, особенно в первые годы жизни, характерна естественная потребность в постоянном присутствии одного близкого человека. Это не обязательно должен быть именно родитель. Если такие люди постоянно меняются, возникает стресс. Ребёнок чувствует, что он живёт в мире чужих людей.

Следующая причина появления матрицы менее очевидна.

Мать может находиться постоянно рядом с ребёнком, но её отношение к ребёнку может быть нестабильным.

К примеру, мать Патрика злоупотребляла алкоголем. Когда она была трезвой, она проявляла к нему любовь и заботу, но когда она выпивала (т.е. уже через пару часов), то становилась совершенно безразличной. Мать Линдси, похоже, проявляла такую же биологическую предрасположенность к сильным перепадам настроения, как и сама Линдси. Физически мать Линдси была с ней, но Линдси не могла заранее предугадать её реакцию.

ЛИНДСИ: Моя мать была со мной, или, правильнее было бы сказать, она находилась рядом. Иногда она была счастлива, радовалась и проявляла интерес ко мне. В другой момент она впадала в глубокую депрессию, ложилась на кровать и не реагировала ни что, что бы я ни делала.

Ребёнок воспринимает такие отношения с матерью как нестабильные. Если они повторяются постоянно, день за днём, они формируют матрицу Заброшенности.

Когда мать Патрика выпивала, она не обижала его. Она просто становилась безразличной к нему. Чтобы сформировать у ребёнка матрицу Заброшенности, родителям не обязательно проявлять насилие. Если ваш родитель причинял вам вред или у него были проблемы с самообладанием из-за наркотиков или алкоголя, то матрица Заброшенности могла у вас проявиться, а могла и не проявиться. Это зависит от того, воспринимали ли вы свою обиду как потерю эмоциональной близости с родителем. Ребёнок, на которого мало обращают внимания, даже наказание может воспринимать как общение. Жестокий родитель, как правило, либо выливает негатив на ребёнка, либо бывает отстранённым.

Этим матрица Жестокого обращения отличается от матрицы Заброшенности.

Возможны и другие ситуации в детстве, которые стимулируют формирование матрицы Заброшенности. Например, если ваши родители постоянно конфликтовали, и у вас возникало ощущение нестабильности или тревога, что семья может распасться. Или может быть, ваши родители развелись и один из них (или оба) нашли других супругов с детьми. В этом случае вы могли переживать общение вашего родителя с новой семьёй так, как будто он вас бросил. Или возможно, ваш родитель обращал больше внимания или больше заботился о вашем младшем брате (или сестре). Конечно, появление младшего ребёнка не всегда является травмирующим событием для старшего.

Такие события могут и не запускать матрицу. Это зависит от степени охлаждения отношений. Событие должно запустить интенсивные переживания брошенности, чтобы сформировать матрицу.

Когда ребёнок чувствует, что родитель его бросает, он может начать преследовать родителя. В таких случаях ребёнок не отходит от родителя, следит за ним, постоянно находится с ним рядом. Со стороны может показаться, что родитель и ребёнок очень близки. Хотя на самом деле, это не так. Именно поэтому ребёнок вынужден постоянно держать родителя в поле зрения, чтобы быть уверенным, что родитель о нём помнит. Поддержка эмоциональной связи с родителем может стать основной темой в жизни ребёнка, завладеть его вниманием и, таким образом, ослабить его интерес к остальным людям.

И ещё одной причиной возникновения матрицы Заброшенности является гиперопека, т.е. чрезмерная защита ребёнка.

Такой вариант сопровождается появлением матрицы Зависимости. Зависимый ребёнок боится, что его оставят. Так происходило в отношениях Абби с её матерью.

АББИ: После смерти отца моя мать не отпускала меня от себя. Она боялась, что со мной что-нибудь случится, и она потеряет и меня тоже. Я сама всегда хотела находиться рядом с ней. Я помню, что я не хотела идти в школу, и я предпочитала больше сидеть дома, чем играть с друзьями на улице.

Эта потребность Абби – быть рядом с матерью – подорвала её самостоятельность. У неё не было свободы, чтобы открывать для себя мир и получить уверенность, что она может заботиться о себе. Она оставалась зависимой от указаний и руководства своей матери. Если говорить честно, то возможно, именно этого и хотела её мать. Она бы просто не вынесла ещё одну потерю.

Есть дети, которые, наоборот, потеряв родителя, становятся более самостоятельными. Когда нет никого рядом, кто бы мог позаботиться о них, им самим приходится это делать.

1 часть статьи (краткое описание схемы, опросник и примеры переживаний) см. здесь: https://www.psyoffice.ru/article/114314/
3 часть статьи (схема Заброшенности в близких отношениях) см. здесь: https://www.psyoffice.ru/article/119414/
4 часть статьи (как изменить схему Заброшенности) см. здесь: https://www.psyoffice.ru/article/119419/
Краткое описание всех 18 схем Д. Янга см. здесь: https://www.psyoffice.ru/blog/84987/


Просмотров: 395
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Чужой среди своих. Был ли у Вас опыт Детской Эмоциональной Заброшенности ( ДЭЗ) ?
  • Почему нет денег и что делать, чтобы они были.
  • Все, что нужно для изменений в психотерапии, это принять факт того, что они уже произошли
  • «Она как ребёнок!» Что происходит с человеком, когда родитель вдруг становится беспомощным
  • Как часто Вы искренни с близкими или насколько они Вас понимают?
  • Ваши внутренние границы. Есть ли они у вас и какие они?
  • Почему у вас никогда не было отношений, даже если вы уверены, что есть и были
  • Почему у вас никогда не было отношений, даже если вы уверены, что есть и были
  • Все ваши воспоминания ЛОЖНЫ! Что с ними делать, если они мешают жить?
  • Деньги и как сделать так, чтобы они всегда были.
  • Травмы. Как они были в моей практике. Чем они отличаются, как влияют на мою работу и поведение клиентов.
  • Что происходит с детьми, когда они не знают про своих умерших братьев и сестер.
  • Два человека, которые не имеют ничего общего: могут ли они быть вместе?
  • Игрушки в жизни маленького человека: какие они выполняют функции и почему они так важны?
  • «Ты суслика видишь?» или Надо ли лечить психологические травмы из детства просто потому, что они есть?
  • Что делать, если кажется, что мама могла вас любить сильнее в детстве
  • Почему некоторые люди думают, что они всегда правы?
  • Кто такие медицинские психологи, что они умеют и на что имеют право
  • Как пресекать манипуляции близких, если понимаешь, что они сели тебе на шею?
  • Если вы не довольны тем, как у ребёнка что-то получается не так хорошо, как вам бы хотелось.
  • Обзор техник Славинского. Что они могут вам дать
  • Не хочу быть такой как мама, или почему они со мной так...
  • Почему люди не ценят друг друга, когда они рядом?
  • Границы и место. Или как я ощущаю себя, когда другие не признают, что для меня это важно
  • Как быть и что делать если у вас в семье появился инвалид или тяжело больной.
  • Не нужно притворяться, что у вас в порядке и вас все устраивает, если это далеко не так
  • Если сил ни на что нет, что делать, как быть? Или, здравствуй, депрессия...
  • Что такое зависимости и какие они бывают с точки зрения психотерапевта?
  • Если он сначала вас бросил, а потом снова возвращается: что это значит на самом деле
  • Передача №1. Что делать если вы чувствуете, что мать вас не любит (Аудио)



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь