|
Благодарно принимать/ Хватит делать себе больно!Автор статьи: Марцинкевич Ольга
Что мешает нам принять и пустить в жизнь что-то хорошее, какие внутренние барьеры возникают на пути гармонии и радости? «Моя жизнь была, как пожар в мусорке», - вспоминает свое детство Надин, героиня американского фильма «Почти семнадцать» в исполнении Хэйли Стейнфилд. На фоне старшего брата, красивого мальчика, обожаемого матерью, Надин казалась себе никому не нужной, и даже любовь отца не могла это изменить. Девочка смотрела на себя со стороны и все, что она говорила и делала, ей не нравилось. И больше всего Надин угнетал страх, что ей за всю жизнь не избавиться от этого тревожного чувства. Таких, как Надин, психологи называют травматиками, то есть людьми, которые перенесли физическую и психологическую травму, как правило, в детстве. Ребенок может стать «травматиком», оказавшись свидетелем или еще хуже, участником травмирующего события, будь то потеря близкого человека, развод родителей, обида, нанесенная учителем. Другой причиной травматизма может стать травмирующая психику и сознание ребенка ситуация, атмосфера, в которой он живет – постоянные конфликты в семье, равнодушие родителей, побои. «Ты никому не нравишься», - смеялись над маленькой Надин в школе. «Что у меня было хорошего, назови хоть что-нибудь», - вопрошает 14-летняя Надин к отцу. «Не буду мучить вас депрессивными деталями, скажем так, последующие годы были дерьмом», - подводит черту 17-летняя Надин. Отсутствие принятия как бесценного опыта приводит к тому, что «травматик» вырастает, неся в себе жесткие защитные барьеры. Они помогают ему уйти от боли, не сталкиваться с ней лицом к лицу. В то же время эти барьеры не пускают в жизнь «травматика» именно то, в чем он нуждается – любовь, понимание, заботу, безусловное принятие. Такой человек почти любую ситуацию оценивает через призму своей боли. Как только он чувствует, что попал в историю, которая хоть немного напоминает ему о «травме», он уходит, убегает, отказывается. Героиня фильма «Почти семнадцать», чуть что, уходила от неприятного разговора, рвала отношения с друзьями, отправлялась на «лечебную прогулку» или вываливала все свои проблемы на учителя Макса (в исполнении актера Вуди Харрельсона). И тот говорил Надин, что она его любимая ученица, угощал ее печеньем, шутил, что Надин сделали операцию на мозге, пока она спала на уроке и теперь она приятная в общении и невредная девушка. Загнанная вглубь боль может стать миной замедленного действия для самого «травматика». Нести опасность его физическому и душевному здоровья, разрушать отношения с другими людьми и самим собой, искажать восприятие всего мира в целом. «Ты ужасно перегибаешь. Жизнь не всегда справедлива, смирись!» - кричит Надин ее старший брат во время ссоры. «Я заранее знаю все, что ты мне скажешь!» - упрекает Надин свою мать и пишет на листке фразу, которую мать произносит в следующую секунду. Травматику одинаково трудно принять свое несовершенство и несовершенство других людей. Их качества, выбор, поступки, слова. Он не видит смысла в эмоциональном отклике, когда обратная реакция ничего хорошего не сулит. Травматик убедил себя, что весь мир ополчился против него. И это не случайно, ведь он такой особенный, непохожий на других. «Почему у меня такая старая душа, мне нравится старая музыка, старые фильмы и даже пожилые люди», - говорит учителю Надин. «Наверное, мне нравится думать, что проблемы есть только у меня, как будто я особенная», - признается она брату. Чтобы помочь травмированным людям, психологи осторожно с помощью вопросов разматывают клубок обид, гнева и страдания. Показывают, каким может быть сценарий отношений и жизни, если на комплимент отвечать улыбкой, на приветствие рукопожатием, на желание пойти в кино вместе согласием. «Расскажи то, что я о тебе не знаю, устрой экскурсию по твоим мыслям», - просит Надин своего приятеля. Психологи помогают травматикам в безопасной обстановке совершить экскурсию по своим мыслям и чувствам. Помогают не отталкивать, а принимать даже собственную боль, методично работая над своей травмой. Делают так, что боль из врага превращается в союзника и то самое топливо, которое помогает побеждать страхи, тревоги, комплексы. Побуждают пускать в свою жизнь тепло и заботу окружающих постепенно, тем самым формируют опыт и привычку принятия, доверия, искренности. Такой способ терапии напоминает кормление с ложечки мороженым. Шаг за шагом травматик обретает утраченный вкус жизни, у него возникает интерес к себе, окружающим, он готов рисковать и знает, что боль становится разрушительной настолько, насколько мы сами ей это позволяем. В истории Надин из фильма «Почти семнадцать» забота учителя, общение с новым другом и простое объятие брата помогли Надин унять ее боль, вернули желание радоваться жизни без необходимости соответствовать чьи-то стандартам и оценкам. «Хватит быть уже такой странной! Почему ты такая нелепая? Просто развлекайся, расслабься»,- убеждает Надин сама себя, глядя в зеркало. А, по сути, она кричит, что хватит делать себе больно. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|