|
Отцы и дети: как разрешить конфликт? (часть 2)Автор статьи: Соснина Мария Сергеевна
В предыдущей части статьи мы говорили об особенностях подросткового возраста и озвучили различные реакции, которые демонстрируют родители в ответ на резко меняющееся поведение ребенка. В этой же части я предлагаю Вам познакомиться с причинами данных реакций, которые, в свою очередь, могут усиливать конфликт родителя и подростка. И так...
Любой кризис сопровождается очень неустойчивым эмоциональным состоянием, когда нет опоры и поддержки, когда сам взрослый находится на эмоциональных "качелях". Особенно когда разочарований много и они достаточно серьезные, взрослые демонстрируют раздражение и вспыльчивость. Конечно в этот момент хочется, чтобы кто-то помог, поддержал, сделал что-то за взрослого, ну или просто чтобы не мешал! Бывает и такой вариант, когда с осознанием того, что ребенок взрослеет и может не нуждаться во взрослом, родитель приближается к осознанию того, что он сам стареет (чего делать очень не хочется) и что в жизни он (родитель) возможно уже никогда не сделает того, что хотел бы, но еще не сделал. Конечно взрослого в этот момент наполняет отчаение и гнев, которые могут вылиться на ребенка. И тогда подросток может встречаться с очень обидными и порой несправедливыми претензиями со стороны родителя. Или другой вариант, когда разочаровавшись в себе родители пытаются наверстать упущенное, в том числе и в воспитании ребенка, при этом мало учитывают реальный и психологический его возраст.
2. Родители, находящиеся в слиянии со своим ребенком-подростком (слиянческая позиция МЫ). Часто данный феномен наблюдается у родителей, которые долго ждали своего ребенка, или которые очень хотели малыша, но не очень представляли особенности взаимодействия с ним и степень родительской ответственности. Малыш рождается - родители им очарованы и восхищены. Они его одевают в разную красивую одежду, умиляются им, всячески стараются быть ему полезными. Ребенок еще не понял трудно ему или нет, тепло ли ему или холодно, а родители уже "тут как тут": помогли, одели, накормили, сказали в какую секцию идти или чем лучше заниматься. Родители же лучше знают, что интересно ребенку (особенно тогда, когда они сами хотели в детстве чем-то заниматься, но не получилось). Безусловно, ребенок таких родителей является их смыслом жизни(!), который они очень бояться потерять..., поэтому все контролируют: питание, одежду, друзей, увлечения (особенно если они опасны для жизни), школу, интересы, мысли, чувства и т.п. К подростковому возрасту ребенок вдруг осознает, что он хочет совсем не то, что настоятельно советуют родители, что его потребности, желания и интересы сильно отличаются от интересов его родителей. Конечно подросток может впадать и в ярость от такого количества контроля, опеки и заботы, потому что у него есть свои психологические задачи (см.часть 1 настоящей статьи), которые необходимо решить... А родителям страшно потерять единственный смысл жизни, который у них есть, и они тоже отчаянно этому сопротивляются... 3. Родители, которые ориентированны на социальное одобрение. Данная категория родителей имеет огромное количество правил. Безусловно мы все живем в соответствии с правилами, и многие из них трансформируются в ценности. Но правила этого типа родителей звучат как должествования. Они имеют четкие представления о том, каким должен быть родитель по отношению к себе, к собственным детям, чему должен соответствовать, а чему нет (это крайне редкий вариант). В отношении ребенка родитель должен его одевать, кормить, поручать обязанность, следить и очень пристально контролировать то, чем увлекается ребенок, с кем дружит, что есть, что одевает, какую музыку слушает, как учится, делает ли все уроки (и даже больше) и многое-многое другое... И если родитель всего этого не делает, то очень сильно страдает от осуждения самим себя, собственной матери, классного руководителя или директора школы, соседки и т.п. Конечно у родителей есть и список того, что должен делать ребенок. А ребенок должен: -хорошо учиться, чтобы поступить в престижный ВУЗ на престижный факультет (или тот факультет, который считают нужным родители), чтобы успешно жить; - дружить только с положительными мальчиками и девочками; - не увлекаться тем, что вредно для здоровья; - не интересоваться темой секса и не ругаться матом (и другими плохими словами), потому что еще маленький; -быть вежливым и обходительным (со всеми); -обязательно подать стакан воды в старости родителю; -не отвлекать других своими глупыми вопросами; - не лениться и обязательно быть занятым чем-то полезным (исключительно по мнению родителя); -с полуслова слушаться родителя во всем; -быть их опорой и надеждой... (уверена, что это лишь малая часть должествований, и каждый может дополнить этот список). И если подросток не делает того, что "должен", то он может опозорить своих родителей, и им будет очень-очень за него стыдно... Но у подростка, как мы уже говорили ранее, есть свои психологические задачи, решение которых сильно ограничивается родительскими должествованиями. Конечно все это еще больше обостряет конфликт в этом возрастном периоде. И запрос родителей часто звучит как "Сделайте с ним что-нибудь!", при мамы и папы не помнят периода своего подросткового возраста. Родители, замечая и ощущая то, что не справляются со своим ребенком, что потеряли с ним контакт, обращаются к психологу. Как помочь родителю и подростку наладить общение друг с другом? Как им договориться? Какую рабочую стратегию выбрать психологу при этом? Ответы на все эти вопросы Вы найдете в следующей части настоящей статьи. Не пропустите! С уважением, Соснина Мария, семейный и детский психолог.
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|