|
Манипуляции и манипуляторыАвтор статьи: Тарасенко Владимир Анатольевич
Вне всяких сомнений, каждый из нас в своей жизни - даже если этого не признает - выступал в роли манипулятора, а также в роли жертвы другого манипулятора. Либо сам воздействовал на другого с целью получить "свое", повлияв на его позицию, либо нами управляли, причем не всегда с помощью приемлемых средств. В общем виде, как Вы понимаете, манипуляции как способ влияния, могут быть социально одобряемыми и осуждаемыми. Разницу, надеюсь, замечаете. Мы обратим внимание на неприемлемые манипуляции. Какие же они? Это шантаж, угроза, внедрение чувства вины и стыда, разыгрывание беспомощности и многие другие. Часто манипуляторы действуют за нашей спиной, естественно, скрывая свои намерения. Т.е., они не хотят или не могут идти в открытый контакт, где есть доверие, уважение, взаимные обязательства. Не будучи искушенным в этих приемах, не умея распознать игру манипулятора, мы попадаемся в их капканы, а потом обижаемся, страдаем, переживаем поражение... Что характерно, манипулируя другими людьми, человек обращается с ними не как с «Ты», а как с «Оно». Похоже, он играет свою роль в спектакле, не воспринимая всерьез тех, кто находится рядом. Главное – его спектакль, а не всякие там личности с их желаниями и потребностями. Манипуляции же могут быть частью сценария их автора - как кратковременного, так и рассчитанного на длительный период, если не на всю жизнь. Манипуляторы играют на слабостях других людей, на их уязвимости, гордыне, алчности, ценностях и верованиях, привычках, привязанностях и многом другом, обращая их в свою пользу. Итак, пожалуй, первое, с чем сталкивается человек, осознавая собственное общение, - это область манипуляций. Что я делаю, чтобы повлиять на поведение другого человека? Прежде всего, что я вообще хочу от него? Вот какое определение манипуляции дает оксфордский словарь английского языка: «Акт влияния на людей или управления ими или вещами с ловкостью, особенно с пренебрежительным подтекстом, как скрытое управление или обработка». По определению Э.Шострома, манипуляция – это «управление и контроль, эксплуатация другого, использование в качестве объектов, вещей». Т.е. идет воздействие на уровне «субъект - объект». Для примера - Лариса Огудалова в пьесе Островского в финале восклицает: «Я вещь!». Она осознала, что стала жертвой мужчин-манипуляторов. Манипуляции – довольно широкий спектр поведенческих ходов, направленных на то, чтобы организовать поведение другого человека, не вступая с ним в открытое взаимодействие. Пассивный манипулятор обычно действует с позиции Ребенка, предлагая партнеру позицию Родителя. Он демонстрирует беспомощность, растерянность, обиду, страх, смущение…Ну, как как тут Родителю не прийти на помощь и не решить проблему вместо Ребенка. Знакомо? Важно подчеркнуть, что манипуляции – это, как правило, трата энергии не на себя «подлинного», а на образ себя «ложного» или «идеального». Применительно к терапевтической группе: вроде клиент пришел, чтобы поработать, прояснить свои затруднения, развиваться, но что-то не дает ему это сделать... Активные манипуляции осуществляются как из позиции Ребенка, так и Родителя, причем Ребенка Зависимого, а Родителя Критичного. Зависимый Ребенок капризничает, изводит своими просьбами. Критичный Родитель преследует, требует, заставляет, пуская в ход угрозы, шантаж и другие средства власти. Субъект-манипулятор отличается от прочих разве что своей абсолютной настроенностью на ВЫИГРЫШ у объекта манипуляций, которого считает соперником, и не иначе. Выигрыш может быть в плоскости материальной, служебной, бытовой, психологической либо, что бывает чаще всего, суммарной выгодой по всем указанным выше направлениям. Разнообразие приемов и уловок манипуляторов столь велико, что даже искушенному в социальном плане человеку нелегко порой уловить тот момент, когда его хотят сделать жертвой манипуляций. Особенно интенсивно для манипуляций используются такие человеческие черты, как: простодушие, доверчивость, открытость, наивность, неопытность, гордость, самомнение, алчность, а также ценности, идеалы, интересы, образ жизни человека, тема здоровья. Помимо того, для манипуляций пригодны, как пороки, так и достоинства человека. Активная роль манипулятора: С позиции силы власти, авторитета, преимущества положения манипуляторы воздействуют на свою жертву давлением, сверхконтролем, шантажом, угрозой и другими способами. Пассивная роль: Разыгрывание перед жертвой простачка, неискушенного, неумехи, слабого, больного, сиротки, обиженного, с целью переложить ответственность на другого. Средства не важны, главное – выигрыш. В данном случае важно научиться отличать подлинное положение по-настоящему слабого, больного, неумелого, растерявшегося от мнимого слабого, больного и т.д. От случаев, когда вполне зрелая личность прикидывается слабым и неумелым. Особенно уместно, как мы уже отмечали, данное замечание по отношению к детям. Манипулятивный слой поведения значительно легче для осознавания и изменения, чем слой игр (Берновских). Человек обычно достаточно легко способен научиться распознавать манипулятивные ходы своего общения и постепенно, если хочет, отстраиваться от них… почти от всех. От тех, которые не входят принципиально важной частью в игру, которую он считает не игрой, а самим собой. По-своему интересен опыт манипуляций в групповой работе. Там происходит встреча клиента с ведущим группы и другими участниками. Последующий фрагмент статьи (до описания упражнения "Жертва манипуляции" в конце) заимствован у известного запорожского психотерапевта Михаила Антоненко, которого, к большому сожалению, уже нет с нами. "Помимо вполне понятных и адекватных целей, связанных с получением поддержки, пониманием и помощью в развитии, часто неосознанно клиенты реализуют совершенно иные замыслы: - произвести впечатление, - уйти от скуки и т.д.; - переложить ответственность за то, что происходит на другого; - заставить разбираться и работать ведущего, вместо того, чтобы прилагать усилия самому; - защитить, оправдать и часто навязать свое мировоззрение группе; - реализовать свою агрессию и враждебность по отношению к другим людям. И если участник группы подобных проявлений своего поведения не замечает, это еще не значит, что их нет в действительности. На практике манипуляции выглядят как поведенческие «ходы», как бы манипулятивные единицы, которые реализуются на уровне одной или нескольких фраз, одного жеста, ухмылки, определенным образом направленного взгляда. Манипуляции условно можно разделить на пассивные и активные. Пассивные - это, типа «Пожалейте бедняжку» или «Что-что?» - преследуется цель переложить ответственность на другого, сделать вид, что я не здесь, а значит, и спрос с меня никакой. Навязывание своей системы ценностей и реализация агрессии реализуется в таких манипуляциях как «Восхваление», «Прыжок в сторону" и других. «Я не здесь» Т.:Сейчас что вы чувствуете? Кл.:Я пока, вы знаете, сторонний наблюдатель… Сопровождается смущением, отведением взгляда, тайной значительной печалью на лице… «Пожалейте бедняжку!» Т.: Как вас зовут? Кл.: Знаете, я пришла вообще первый раз и плохо разбираюсь в вашей психологии… Сопровождается широким диапазоном выражений лица, свойственным сироте, бедняжке, неумехе и т.п. «Что-что?» Переспрашивание очевидного. Оттяжка времени для перегруппировки сил, включения логики, боязнь что-то «ляпнуть», опростоволосится. Активные манипуляции "Ты пожалеешь…" Угрозы, шантаж, давление на других участников группы и ведущего с целью навязать свою волю, точку зрения, подчинить и т.п. Кл.: А вот Фрейд по этому поводу заявлял противоположное… Кл.: Если я начну рассказывать вам о своих проблемах, вы потратите на меня все время группы… «Утрирование» Т.:Книги вам не спасут душу. Кл.:То есть, вы советуете книг вообще не читать? Быстрое доведение доводов оппонента до полного идиотизма. Другая разновидность утрирования – полное согласие с теориями терапевта и разыгрывание их напоказ. «Прыжок в сторону» Т.: Маша ты летала на самолете? Кл.: Нет, зато я вчера ела арбуз. Очевидная цель – уклониться от глубинной проработки неприятной темы путем магического устранения терапевта. В конце обычно такой клиент заявляет: «Спасибо вам большое. То, что вы мне говорили - не помню, но я, мне кажется, сделал важный шаг…» Упражнение «Жертва манипуляции» - 30 мин. Выполняется в парах. Задача первым номерам: вспомнить хотя бы два-три примера, когда вы оказались в роли жертвы манипуляции (попались на крючок, оказались послушным орудием в чьих-то руках, вас приручили, «кинули, подставили», использовали и т.д.). Вторые номера могут задать вопросы: проанализируйте, благодаря каким своим качествам или желаниям такое стало возможным? Как получилось, что вы не уловили момент, когда вас назначили на роль жертвы манипуляций? Какие уроки вы извлекли из тех ситуаций? Может ли подобное повториться в настоящем? И что вам предстоит проделать над собой, чтобы не дать втянуть себя в игру манипулятора? – на эту часть упражнения 10 минут. Вторая часть. Задача вторым номерам: вспомнить два-три случая, когда вы были в роли манипулятора. Первые номера могут задать вопросы: как вы выбирали себе объект манипулирования, для чего, какие цели преследовали? Какие качества жертвы использовали? Как теперь оцениваете результат манипуляций и свое отношение к тем действиям? – 10 мин. Шеринг по итогам упражнения: что открыли для себя нового? что было труднее всего? что извлекли для себя в качестве уроков на будущее? - 15 мин.
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|