Манипуляции в отношениях: "Мама, учимся общаться по-взрослому"

В деструктивных (токсичных) отношениях манипуляция – это основа основ.

Поэтому, если хочешь такие отношения изменить, важно научиться распознавать манипуляцию и на нее отвечать. Как известно, манипуляция строится на игре чувств и нажимании на «больные» кнопки. По сути, на иллюзорном восприятии действительности обеими сторонами. Но пока что оставим в покое иллюзии, а вернемся к процессу, как это просиходит.

Попробуем разобрать пример по косточкам, чтобы увидеть механизм манипуляции. Как это происходит - игра на чувствах другого. Я пока не буду брать откровенный треш, что-нибудь более рядовое.

Пример.

Пятничный вечер. Звонок.

Мама: «Так, ты помнишь о том, что когда-то обещала, мне окна помыть? Завтра как раз мне будет очень удобно!»

Дочь: (растерянно) «Мам, я, к сожалению, не смогу завтра. Я обещала с детьми сходит в кино и погулять, они четверть закончили».

Мама: (обиженно) «Значит вы там развлекаться будете, а я тут с окнами грязными сидеть одна?».

Дочь: «Мам, ты же мне не сказала заранее. Давай договоримся на другой день?».

Мама: «Не надо! Как-нибудь сама справлюсь!» (бросает трубку).

В трубке гудки, а у дочери уже нет никакого настроения, а внутри начался раздрай. Она уже думает: «А можно ли как-то совместить? Метнуться с раннего утра, вымыть сколько успеет? Нет, тогда буду вся вымотана. Не поеду к ней – не смогу просто радоваться с детьми каникулам, мысленно буду «с мамой» - А вдруг она сама начнет мыть и выпадет из окна или упадет со стула? Отменить праздник, дети не поймут!» Настроение испорчено, дочь в ужасе не знает, что делать?

 

Разберем этот диалог по косточкам:

«Так, ты помнишь о том, что когда-то обещала, мне окна помыть? Завтра как раз мне будет очень удобно!»

Мама сразу в диалоге занимает домирующую позицию и задает соответствующий тон. Сразу же обозначает довольно конкретно удобное для нее время. Она не выясняет, какие планы у дочери на завтра и как она себя чувствует для такой процедуры? Довольно безапеляционно она посягает на время дочери, не уважая ее время и не учитывая ее возможности, будто та – наемная прислуга.

Первый шаг: сразу вторгнуться в пространство дочери, не видя границ, не постучавшись и не спросив разрешения. 

«Мам, я, к сожалению, не смогу завтра. Я обещала с детьми сходит в кино и погулять, они четверть закончили».

Дочь слегка растеряна, не ожидала такой просьбы, но объясняет, будто бы оправдываясь, почему не сможет.

«Значит вы там развлекаться будете, а я тут с окнами грязными сидеть одна?».

Мать демонстрирует недовольство и обиду, облачив их в претензию-обвинение (форму нападения), чтобы вызвать чувство вины и стыда. Манипуляция на чувствах. Даже не спросила ничего про внуков: как закончили, куда пойдут?

Второй шаг: пока дочь слегка дезориентирована, сделать следующую интервенцию, сразу надавить на чувства через демонстративную реакцию.

«Мам, ты же мне не сказала заранее. Давай договоримся на другой день?».

Дочь оправдывается и пытается договориться сразу, чтобы загладить вину.

«Не надо! Как-нибудь сама справлюсь!»

Демонстрирует высокомерие и пренебрежение, отвергая помощь в другое время. Такой заход подкрепляет чувство вины или стыда (чтоб помучились).

Бросает трубку, не позволяя ответить и адекватно договориться. Такое действие к вине и стыду добавляет еще и страх, а вдруг она и правда начнет мыть и упадет? Почва для буйных дочерних фантазий, переживаний и тревоги создана. Она не сможет спокойно гулять с сыновьями и радоваться обещнию.

Третий шаг: на пике тех самых чувств у дочери оборвать контакт, пустив в ход фальшивую,  показную независимость, типа «ну и не нужны вы мне!», тем самым еще дольше укрепив те самые марионеточные чувства «стыд, вина и страх».

 

Теперь переведем это на «русский язык».

А вернее, на язык потребностей (в который в таких отношениях манипулятор никогда не признается напрямую).

Слова: «Так, ты помнишь о том, что когда-то обещала, мне окна помыть? Завтра как раз мне будет очень удобно!»

Перевод: «Ты говорила мне, что можешь дать мне своей заботы и внимания. Мне очень нужно завтра!»

Слова: «Мам, я, к сожалению, не смогу завтра. Я обещала с детьми сходит в кино и погулять, они четверть закончили». 

Перевод: «Завтра я обещала внимание своим детям и собираюсь провести время с ними».

Слова: «Значит вы там развлекаться будете, а я тут с окнами грязными сидеть одна?».

Перевод: «Мне обидно, что ваши развлечения важнее меня! Мне тут будет еще хуже одной, пока вы развлекаетесь! Мне тоже нужна забота и внимание!» (в сторону: мне его всегда мало!). Здесь поведение похоже на реакцию капризного ребенка.

Слова: «Мам, ты же мне не сказала заранее. Давай договоримся на другой день?».

Перевод: «Мне неловко, конечно, что я завтра не смогу. Но ты не предупредила заранее. Но я готова договориться на другой день.»

Слова: «Не надо! Как-нибудь сама справлюсь!» (бросает трубку).

Перевод: «Либо вы делаете, как я хочу, либо никак! Иначе пеняйте на себя!» и прерывание контакта. Шантаж. Невозможность адекватно договориться заставляет мучиться чувством вины, а также усиливает страх за жизнь и здоровье мамы.

У вас могут быть свои диалоги и вы можете также разложить их по полочкам.

 

Что же делать?

Манипуляцию лучше всего пресекать сразу, как только она начинается. На первой или второй фразе.     

 «Так, ты помнишь о том, что когда-то обещала, мне окна помыть? Завтра как раз мне будет очень удобно!»

 «Да, я помню что обещала (утверждение данного обещания), и не отказываюсь от своих слов (подтверждение, что обещание в силе), но на завтра у меня уже другие планы, которые я не могу изменить (установка границ), но мы можем договориться на другой день (готова помыть в другой день), удобный для нас обеих (установка равных по важности прав в договоренности, а не «мамино важнее»).

Главное – не оправдываться, а говорить спокойно и уверенно. Оправдания сразу вводят в позицию жертвы.

«Значит вы там развлекаться будете, а я тут с окнами грязными сидеть одна?».

«Да, все верно, завтра мы планировали развлекаться, я только что обозначила наши планы». И точка! Никаких соплей и уговоров, никаких оправданий и советов.  Спокойный и твердый тон. Никого оправдательного.

И дальше. «Но, как я уже сказала, я не отказываюсь от своих слов. Предлагаю договориться на другой день. Мне удобны такие-то дни. Если тебе они неудобны, давай наймем человека, который это сделает вместо меня». Спокойно и твердо.

Но даже, если и это не сработало, не повод все бросать. Такой маневр самый сложный, потому что дочь остается наедине со своим страхами и тревогами.

«Не надо! Как-нибудь сама справлюсь!»

Мама отойдет от диалога и через какое-то время перезвонит и выберет день. Ведь на самом деле, ей не хочется выбрасываться из окна или мыть эти окна самой. Внимание и забота для нее важнее, чем зависание в «обиде».

Этот разбор – не истина в последней инстанции, это мое видение и могут быть варианты.

Манипулирующая мама – не монстр, она такой человек, со своими жирными тараканами,  просто по-другому не умеет, не научилась. Так кто ее научит, как не дочь? :)

Итак,

Исходите из того, что сначала мама – это ваш учитель. Она показывает, как она это делает (но как делать не надо).  А вы учитесь видеть, как это происходит. Вы видите ее привычные стратегии отношений с вами (с разными людьми она ведет себя по-разному), как ловко она цеплят за страх, стыд и вину.

И в этой связи «Я – Мама» именно вы можете что-то изменить, меняя поведение и чувства в  своей точке «Я». И когда вы чувствуете в себе хоть небольшие силы – становитесь ее учителем и учите ее новым стратегиям, другому отношению.

Мы имеем 3 варианта ответа на манипуляцию:

  • привычный (т.е. детский) – уже доставший, ибо заставляет страдать
  • манипуляивный (манипуляцией на манипуляцию)
  • прямой и честный, как здесь (самый эффективный)

 

Выбор есть всегда.

 

Манипуляции в отношениях Мама учимся общаться по взрослому



Просмотров: 414
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Проработка проблемы, что это такое и как сразу понять, что это не она?
  • Что мне делать, когда я должен, мне надо, я не могу, а порой я боюсь, что...?
  • Хочу сказать маме о том, что мне нравится мальчик, но боюсь, что она меня не поймет
  • И что мне с этим делать? или еще раз о том, как работает терапия
  • «Как мне жить?» и «Что мне теперь делать?» или «В Диких условиях» собственной жизни.
  • Врачи рекомендовали мне психотерапию, как она мне поможет?
  • Мысли материальны! Я всегда знала, что именно так все и будет. Мне это снилось!
  • Как, ну как мне ему(ей, им) объяснить,чтобы он/ она/ они.....???
  • «Неужели мама мне завидует?» или почему она всегда меня унижает?
  • Она испортила мне жизнь...! Как много в этом слове «мама!» – обиды, горечи и злости.
  • Я почему-то не чувствую, что меня любят. Кто мне скажет – как это полюбить себя?
  • У меня есть проблема, но мне это нравится: что такое вторичная выгода и как её обнаружить
  • "Сколько раз тебе повторять" или "как мне повезло, что ты такой сообразительный"
  • Это мое время. И мне решать, что с ним делать
  • Привычка быть одной, как вариант того, что «моё от меня не уйдёт, а чужого мне не надо»
  • Мама, купи мне!!! Что сколько стоит - как объяснить ребенку?
  • Как реагировать, когда вмешиваются в мои дела, а мне это очень обидно?
  • Жизнь как она есть... Или - мне не страшно
  • Это мне? Тебе! А за что? Просто так!
  • Как мне быть? Как дальше жить? Или что делать с болью утраты!?
  • Почему все так? За что мне это?
  • А что мне за ЭТО - будет?
  • Мне плохо, что мне делать? Памятка для самопомощи
  • Сколько ходить к психологу и что мне за это будет?
  • "Все, что мне необходимо знать, открывается мне. Все, в чем я нуждаюсь, приходит ко мне".
  • Как изменить то, что я хочу изменить? Мы сегодня такие, какими вчера решили быть завтра!
  • О динамической группе, часть 10. А если мне там что-нибудь неприятное скажут?
  • Когда учеба в радость, или что можно сделать уже сегодня, чтобы завтра дети сами захотели пойти в школу
  • Как-будто что-то мне мешает быть мной или коротко о стене.
  • Мне интересно. Что это значит?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь