|
Прощение как способ преодоления несправедливости.Автор статьи: Наталья Олейник
Межличностное взаимодействие в социуме стремится к осуществлению по принципам равенства и справедливости, но объективность такова, что в процессе общения происходит нарушение данных принципов, что становится причиной множества конфликтов. Как же происходит восприятие и преодоление ситуации несправедливости с точки зрения психологии? Сталкиваясь с несправедливостью по отношению к себе, первоначально происходит осознание произошедшей ситуации. Пострадавший переживает весь спектр негативных эмоций – боль, растерянность, гнев, злость, ярость, агрессию. Отрицательные эмоции столь сильны, что удержать их в себе крайне трудно, а порой невозможно, и для самосохранения психики разрушительная энергия направляется вовне, чаще всего на источник боли. Если совершенная несправедливость не слишком глубоко задевает пострадавшего, то он может ограничиться вербальной агрессией в виде упреков, оскорблений, проклятий, угроз в адрес обидчика. Выплеск негативных эмоций снижает внутреннее напряжение, приводит в состояние баланса эмоциональный фон и пострадавший успокаивается, особенно, если ему были принесены извинения. Но если последствия несправедливости причиняют серьезный моральный или физический ущерб, то преодоление травматичной ситуации приобретает иную форму. Пострадавший мысленно снова и снова возвращается к факту совершенной несправедливости, глубоко вовлекаясь в когнитивную «репетицию» обиды. Острота негативных эмоций со временем не только не снижается, но еще более усугубляется, накапливая тем самым внутреннее напряжение. На личностном плане пострадавший переживает кризис смыслоутраты, подвергая сомнению наличие социальной справедливости в жизни, или еще глубже, сомневаясь в наличии Бога, его защите и покровительстве. Пострадавший переживает столь сильное эмоциональное и личностное потрясение, что его уже не может удовлетворить лишь вербальная агрессия, пострадавший начинает искать выход из сложившейся ситуации активными действиями. Если обстоятельства позволяют, пострадавший стремится добиться восстановления справедливости законным путем. Но там, где закон бессилен, где механизм реализации санкций за антиобщественные проявления оказывается неэффективным, а пострадавший не может принять факт несправедливости, то тогда он присваивает себе право наказать обидчика по своему усмотрению, то есть начинает мстить. Руководствуясь принципом «око за око, зуб за зуб», пострадавший стремится причинить обидчику ущерб, адекватный его собственному. И лишь убедившись, что обидчик испытал все тяготы совершенной им несправедливости, пережил те же отрицательные эмоции, осознал негативные последствия своих действий, только тогда пострадавший готов обрести покой и душевное равновесие. Однако осуществив месть, пострадавший может обнаружить, что совершенная несправедливость остается актуальным моментом его жизни, заполняя все пространство прошлого, настоящего и будущего. Прошлое раскалывается на время до и после травматичного события, настоящее мучительно, будущего как будто бы нет или оно обесточено – желания, цели, планы, все, что движет человеком в обычной жизни, парализовано. Процесс восприятия непрерывности жизни остается нарушенным, и пострадавший вновь сталкивается с экзистенциальным кризисом утраты смысла жизни. Повторное столкновение с утратой смысла после мщения переживается гораздо тяжелее и глубже, потому что теперь у пострадавшего нет готового сценария преодоления кризиса, как это было ранее. Современная культура через литературу и кинематограф предлагает готовые образцы реагирования на типичные ситуации, а нормы, традиции, обычаи конкретной социальной общности зачастую жестко детерминируют поведение своих членов, навязывая определенные стереотипы поведения. Когда типичные реакции не приводят к желаемому результату, пострадавший вынужден искать другой способ преодоления травматичного события, раскрывая свой собственный смысл произошедшего. Происходит пересмотр ценностей и смыслов, определявших ориентиры жизни до столкновения с несправедливостью, складывается новая система смысловых отношений к себе, к обидчику, к ситуации несправедливости, помогающая преодолеть кризисное состояние. В процессе поиска нового смысла жизни пострадавший начинает рассматривать прощение как возможный способ преодоления кризиса. Прощение выступает как готовность освободиться от болезненного прошлого, принятие решения больше не страдать, исцелить свою душу, не видеть никакой ценности в ненависти и гневе. Экцистенциальная рефлексия ведет к нахождению личностного смысла для себя и для других в страдании и прощении, позволяет восстановить целостность восприятия собственной жизни, придает ей новое направление. Дарование прощения оказывает исцеляющее воздействие на пострадавшего лишь в том случае, если прощение дается без всяких условий и оговорок, только из любви к обидчику, потому что должно испытывать любовь к другому человеку, несмотря на его поступки. Очень немногие способны дойти до такой степени личностной зрелости и внутренней силы, чтобы быть способным на духовный подвиг искреннего прощения. Таким образом, прощение является единственно конструктивным способом преодоления травматичной ситуации несправедливости, позволяющим восстановить целостность и гармоничность личности, обрести новый смысл и цель жизни. Прощение благотворно сказывается на физическом, психологическом и духовном здоровье личности. Также прощение позволяет перестроить сложившиеся структуры деятельности, общения, личности и выйти на более совершенный уровень взаимодействия с миром. Вместе с тем прощение представляет собой трудную внутреннюю работу трансформации отрицательных эмоций, преодоления негативных установок по отношению к обидчику и развитии по отношению к нему позитивной ориентации, что требует от самой личности определенной зрелости и мужества. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|