Что стоит за хроническим симптомом ребенка?

В том подходе, который я использую в своей работе, важно помочь родителям рассмотреть хронический телесный или поведенческий симптом (агрессивное поведение, уходы из дома, «воровство», нежелание учиться, энурез и пр.) как проявление процессов, происходящих в системе отношений ребенка, в его взаимодействии с окружающими людьми и миром, как проявление глубинных механизмов и динамик, позволяющих ребенку функционировать в мире.

Появление симптома не бывает случайным. Симптом всегда выполняет какую-то функцию. Это как колокольчик, который Карлсон подарил Малышу. Использовать этот колокольчик Малыш мог каждый раз, когда ему была необходима помощь старшего товарища.

Симптом может быть проявлением самых разных процессов в системе:
- сигналом о неблагополучии в семье или в окружении ребенка;


- проявлением потребности в изменении;


- способом регуляции и попыткой приспособиться к некой ситуации не самым оптимальным способом;


- платой за какие-то ранее принятые решения и совершенные в системе действия;
- проявлением потребности в защите и способом защититься;

- проявлением лояльности ребенка своей кровной системе и попыткой что-то сделать для нее;
- способом системы решить какой-то сложный вопрос за счет самого слабого члена системы.

Подавление симптома (лекарствами или наказанием), его механическая ликвидация без проведения глубокого исследования и анализа механизмов и динамик, стоящих за симптомом и приведших к его возникновению, может негативно сказаться на самочувствии системы и привести к разрушительным и негативным последствиям как для самого ребенка, так и для других членов его семьи, в случае ликвидации симптома вся система может даже стать временно нерегулируемой.

«Носителем» симптома обычно является самый младший и самый слабый член системы - ребенок. Ребенок оказывается, как бы, призванным на службу системой. В результате этого блокируется или искажается удовлетворение актуальных потребностей самого ребенка.

Чаще всего ребенок становится «носителем симптома» в результате следующих обстоятельств:
- члены системы игнорируют какую-то проблему, требующую решения, отказываются разделять ответственность за симптом, отказываются разобраться в том, что стоит за ним;
- чрезмерная закрытость семьи не позволяет ей получить ресурс извне для решения проблем и тем самым блокируется рост и развитие семьи;
- запутанные отношения и размытые границы внутри семьи стимулируют процесс «хронической беспомощности» у всех членов системы, но особенно – у ребенка - «носителя» симптома;
- нередко кризис, создаваемый вокруг «болезни» ребенка и его симптома - единственный способ испытать сильные эмоции и вызвать какие-то трансформации в системе;
- часто симптоматическое поведение ребенка провоцируется и поддерживается окружением;
- симптоматическое поведение может быть выгодно другим членам системы (семьи, школы).

Таким образом, хронический симптом мы рассматриваем, с одной стороны, как проявление социальной дезадаптации, нарушение конструктивного взаимодействия ребенка и среды, эмоционального неблагополучия ребенка, что требует внимательного и глубокого исследования ситуации и проведения работы по ее нормализации, а с другой стороны, как способ ребенка справиться с этой не комфортной для него ситуацией.

Чем может помочь психолог или психотерапевт в такой ситуации?
Помочь родителям ответить на вопросы:
- что стоит за появлением симптома?
- какую свою потребность ребенок пытается удовлетворить?
- на что в с семье, в отношениях, в сложившихся привычках и стереотипах надо посмотреть?
- какие полезные изменения необходимы семье?



Просмотров: 334
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Секции и кружки для ребенка. Как психолог может определить направления развития ребенка
  • Проблемы у ребенка – это симптом неблагополучия семьи?
  • Болезнь ребенка как вторичная выгода для членов семьи.
  • Интерпретация симптома у взрослого и у ребенка
  • Психологическая проблема ребенка как симптом "заболевания" всей семьи.
  • «Так ли страшен черт, как его малюют» или «стоит ли прятать своего ребенка от психиатра»?
  • Что может сделать родитель для развития у ребенка веры в себя
  • 8 советов для родителей, которые столкнулись с ярким проявлением негативных эмоций своего ребенка.
  • Симптом и могущество симптома
  • Когда местоимение МЫ может быть губительным для ребенка
  • Влияние системы образования на ребенка
  • Истории клиентов, или что может мешать рождению ребенка
  • 11 признаков компьютерной зависимости у ребенка или как узнать, что ваш ребенок зависим от компьютера?
  • Хочу ребенка. Или что влияет на способность женщины к зачатию и вынашиванию ребенка.
  • Какую помощь может оказать папа после рождения ребенка
  • Как организовать праздник для ребенка в зависимости от его темперамента?
  • «ОСОБАЯ ИГРА» для ребенка как проявление любви
  • Как решить водить ребенка в кружок или нет, когда ребенок не хочет?
  • Появление нового ребенка. Как помочь старшим детям и всей семье.
  • Зашифрованное послание родителям. Что может скрываться за болезнями и проблемным поведением ребенка
  • Как поддержать ребенка в стрессовой ситуации и помочь ему приобрести полезный опыт
  • Что может помочь если папа ушел из семьи, где есть особый ребенок?
  • Как подобрать для ребенка игры, наиболее соответствующие его темпераменту и складу характера
  • Симптом как системный феномен: уровни системы
  • У моего ребенка агрессивное поведение... Или нет? Как развеять сомнения.
  • Ребенок для матери или мать для ребенка?
  • Потребности ребенка или Что на самом деле нужно Вашему малышу
  • Об особенностях семьи расскажет…поведение ребенка!
  • Проблемы молодой семьи после рождения ребенка или "Он+Она=Ребенок"
  • «Таблица умножения» или самостоятельность и ответственность? Что полезнее для ребенка и родителей.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь