|
Что стоит за хроническим симптомом ребенка?Автор статьи: Винокуров Дмитрий Александрович
В том подходе, который я использую в своей работе, важно помочь родителям рассмотреть хронический телесный или поведенческий симптом (агрессивное поведение, уходы из дома, «воровство», нежелание учиться, энурез и пр.) как проявление процессов, происходящих в системе отношений ребенка, в его взаимодействии с окружающими людьми и миром, как проявление глубинных механизмов и динамик, позволяющих ребенку функционировать в мире. Появление симптома не бывает случайным. Симптом всегда выполняет какую-то функцию. Это как колокольчик, который Карлсон подарил Малышу. Использовать этот колокольчик Малыш мог каждый раз, когда ему была необходима помощь старшего товарища. Симптом может быть проявлением самых разных процессов в системе: - проявлением потребности в изменении; - способом регуляции и попыткой приспособиться к некой ситуации не самым оптимальным способом; - платой за какие-то ранее принятые решения и совершенные в системе действия; - проявлением потребности в защите и способом защититься; - проявлением лояльности ребенка своей кровной системе и попыткой что-то сделать для нее; - способом системы решить какой-то сложный вопрос за счет самого слабого члена системы. Подавление симптома (лекарствами или наказанием), его механическая ликвидация без проведения глубокого исследования и анализа механизмов и динамик, стоящих за симптомом и приведших к его возникновению, может негативно сказаться на самочувствии системы и привести к разрушительным и негативным последствиям как для самого ребенка, так и для других членов его семьи, в случае ликвидации симптома вся система может даже стать временно нерегулируемой. «Носителем» симптома обычно является самый младший и самый слабый член системы - ребенок. Ребенок оказывается, как бы, призванным на службу системой. В результате этого блокируется или искажается удовлетворение актуальных потребностей самого ребенка. Чаще всего ребенок становится «носителем симптома» в результате следующих обстоятельств: Таким образом, хронический симптом мы рассматриваем, с одной стороны, как проявление социальной дезадаптации, нарушение конструктивного взаимодействия ребенка и среды, эмоционального неблагополучия ребенка, что требует внимательного и глубокого исследования ситуации и проведения работы по ее нормализации, а с другой стороны, как способ ребенка справиться с этой не комфортной для него ситуацией. Чем может помочь психолог или психотерапевт в такой ситуации? Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|