Чрезмерное послушание: возможна ли успешная карьера?

Чрезмерное послушание возможна ли успешная карьера

А вот действительно, возможна ли? Буду рада Вашим мнениям и размышлениям в комментариях, а пока - раскрою свои мысли на этот счет.

_________________________________________

"ВЕСЬ ТАКОЙ НЕПРАВИЛЬНЫЙ"=УСПЕШНЫЙ?

Не нужно быть каким-то сверхспособным наблюдателем, чтобы заметить - в современной жизни, в социуме как-то нет-нет, да все-таки в какой-то мере (и на мой взгляд - вполне приличной...) противопоставляется послушность ребенка его будущему жизненному успеху.

Никого уже не удивить демотиватором с надписью "Хочешь воспитать послушного или успешного?", а уж рассказы про то, как классно в жизни устраиваются троечники и двоечники, в то время, как отличники "курят в сторонке" - совсем набили оскомину... Объяснение последнему, кстати говоря, приводится вполне логичное: отличники действуют по инструкциям, их конек - прилежность и послушание, а вот троечникам и двоечникам приходится хитрить и изворачиваться, чтобы хоть тройку (ну а где-то и побольше) свою получить - так они и приобретают жизнестойкие и пробивные качества.

Да только интересный момент есть. Во-первых, уже и в "отличники" с одним послушанием сложновасто пробиться: то-то же родители школьников всё жалуются на программы да задания, которые требуют креативности да изобретательности... Еще лет 15 назад, когда я училась в школе, всё больше были распространены задания (особенно помню ненавистный тогда английский) не "зазубри кусок текста и отчекань без ошибок", а "придумай и защити авторский проект".  Во-вторых, сколько ж среди неуспевающих учеников таких, кто хитрит и изворачивается, чтоб прийти к результату хорошиста окольным путем, а сколько таких, кто с искренним равнодушием сидит на задней парте и не пытаясь вылезти на хитрости-наглости-находчивости, или потому что "мама итак купит будущее", "папа все равно в бизнес возьмет"? 

Поэтому фраза про "успешных троечников и лузеров-отличников" меня всегда заставляла лишь улыбнуться.  *Если что: отличницей я в школе не была ;) (начальная школа - не в счёт).

Идём дальше, к непослушности. Не так давно один весьма интересный журнал задал мне не менее интересный вопрос, звучал он так:

Согласно опросу 300 руководителей крупных международных корпораций все они в детстве были непослушными. Насколько это качество является определяющим в жизненном успехе?

Скажу честно - перерыла весь интернет в поиске этого исследования, не нашла. Так было ли оно?...) Или придумано, чтоб поддержать тренд непослушности и еще раз намекнуть на взаимосвязь "весь такой неправильный"=успешный?..

Или же можно надеяться, что исследование - реальное, а вот респонденты этого опроса просто хотели быть в тренде, поэтому никто не признался, что был в детстве «правильным» и послушным? Ну хоть один же был, наверное, из трехсот-то?!

Так вот, определяющим в жизненном успехе я бы непослушность точно не назвала. И, если в семье подрастает именно непослушный ребенок – радоваться этому, а уж тем более пророчить кресло руководителя, однозначно, рано. Почему? Непослушность непослушности рознь. Скажем так, непослушность каждого конкретного ребенка подлежит исследованию - моё устойчивое мнение. Да, за этим явлением может стоять этакая детская целеустремленность – прекрасно, если так! Но очень часто непослушность – это не очень грамотное воспитание родителей в виде вседозволенности, попустительства, повышенная капризность ребенка ввиду неудовлетворения каких-либо потребностей, желание делать все наперекор значимым взрослым, способ обратить на себя внимание и т.д. Так что, непослушность бывает очень разная, важна ее природа, происхождение. И, наконец, одной непослушности явно мало в качестве почвы для жизненного успеха.

 

___________________________

ПОСЛУШНЫЙ=НЕУСПЕШНЫЙ?

Еще один вопрос, который был задан вместе с тем, который я уже озвучила, был такой:

Почему послушные дети редко достигают успеха в жизни?

И вот снова - в вопросе уже заложена конкретная мысль: послушные дети достигают успеха в жизни редко. А так ли это? Возможно, так. А возможно и нет - смотря, с какой стороны подойти. Смотря, что считать успехом. Смотря, послушность какого "лэвэла" мы имеем ввиду.

Я бы сказала так - успеха в жизни редко достигают не то чтобы послушные дети... а чрезмерно послушные дети, которые принесли это качество во взрослую жизнь как ведущее. Собственно, в предыдущей статье  Чрезмерное послушание: где корни и какова его цена? я осветила своё мнение - и откуда это самое чрезмерное послушание берется, и чего может стоить его обладателю...

Тогда и ответ на поставленный вопрос становится очевиден. Чрезмерно послушные дети слишком сильно привыкают ориентироваться на социальные нормы, правила, предписания, чем на свои собственные желания и потребности. В итоге мы получаем сначала подростка, а потом и взрослого, который просто не знает, чего он хочет от жизни. Так вот может ли такой быть человек успешным? Вряд ли. К тому же, человек, который слишком привык подчиняться, если не сказать, что это вообще единственное, что он умеет делать в коммуникациях... не будет обладать лидерскими качествами, новаторской жилкой, нестандартным мышлением, креативностью, что также немаловажно в вопросах достижений.

Но, думаю, всё же не стоит, как говорится, "стричь всех под одну гребенку". И ни за что не соглашусь с этим продуктом дихотомичного мышления:

"непослушный - успешный в будущем, послушный - значит неуспешный".

Если над послушанием надстроилась дисциплина, а над дисциплиной - самодисциплина... Думаю, способность смело двигаться по жизни, действовать и достигать у такого ребенка человека будет ого-го! 

Важен совсем не факт - послушность или непослушность - что из этого характерно ребенку сейчас или характерно было. Куда важнее то, что во что (не)послушность выросла. 

И к чему приходим? Поменьше обобщений и утрирования - и разобраться куда проще. Да и как-то объективнее, кажется мне, что ли. 

 

***

ВСЕМ ДОБРА!!! 

______________________________________________________________________ 

Мария Венгер-Бурлаченко,

+7(967)-619-32-33 (Viber, WhatsApp)

http://mariya-burlachenko.ru

______________________________________________________________________



Просмотров: 328
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Как быть, если в жизни ребенка не было отца или было "мало"
  • "Сынок, не делай этого" - "Хочу и буду", чтобы ребенок сотрудничал нужно...
  • Понять ребенка - это как? .... или "непослушно послушные" дети.
  • Кто ты: "пассажир" или "творец своей жизни". Анализ фильма "Пассажиры"
  • "Мы были бы отличной парой, если бы не ТЫ" или "Почему моя жена стала Ведьмой"
  • "Подводные камни" школьной жизни: как вести себя родителям, если у ребенка проблемы в школе?
  • Мнение психолога о скандале в "Голос-Дети". Часть 4. Эпилог - "Евровидение"
  • Возможно ли вытащить себя из "болота болезненных эмоций"? Да, если "созрел".
  • Почему "умный" не всегда значит "успешный"?
  • Пока есть родитель "страх", всегда будет ребенок "ложь"
  • "Что значит проживать эмоции,и как это влияет на пресловутое качество жизни?" -ответ на вопрос
  • "Сколько раз тебе повторять" или "как мне повезло, что ты такой сообразительный"
  • Комментарий для журнала "Солнечный круг" на тему "Дети, подростки и социальные сети"
  • Если супруги называют друг друга "Мама" и "Папа", то...
  • В каком возрасте ребенок может всегда вести себя в соответствии с "хорошо","плохо" ?
  • Мороки в нашей жизни, или "Почему человек так сильно изменился? Он же был совсем другой."
  • Успешный | Это не "талант" и не "удача", это "позиция"
  • Разница между "Любить себя", "Быть эгоистом", "Быть альтруистом"
  • Где у человека находится "батарейка" энергии жизни и как она "заряжается"
  • Баланс "Хочу", "Могу" и "Надо": с чего начать?
  • Сказка о жизни "Дар и Любовь". История первая "Зарождение любви".
  • "Мой 2-х летний ребенок меня бьет". Из цикла "Агрессия ребенка"
  • Почему мы всё еще говорим "В подкорке", а весь мир - "В подсознании"?
  • Что делать в психотерапии с "проклятиями", "сглазом" и "порчей"? часть 1
  • Что делать в психотерапии с "проклятиями", "сглазом" и "порчей"? часть 2
  • Авторская техника "Синематограф" ("Соре", "Персона","Он")
  • "Если папа обвинил...", или "Давать ли родителям деньги-2"
  • "Холодная" мама и жестокий папа. Как долго "болеть" этим?
  • "Я ошибка!", или "Меня не должно было быть!"
  • Сколько стоит психолог (или как можно за "поболтать" такие деньги "отваливать")?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь