|
Идем в первый классАвтор статьи: Погонина Елена Евгеньевна
Идем в первый класс. Да, да, именно идем. Вместе. Вместе готовимся, беспокоимся, несем ответственность. Но родители все-таки больше. Малыш безмятежно носиться по двору, а у мамы в голове крутятся нерешенные проблемы. Первого, второго или третьего ребенка вы ведете в первый класс – это всегда волнующее событие. В первый класс – всегда в первый раз, он же и единственный. Обычно в августе начинается школьный переполох: ребенку нужен ранец, пенал, и еще белые колготки, а потом не забыть ручки, а еще спортивные шорты, и темный галстук и еще, и еще, и еще. Родители носятся по школьным ярмаркам, прицениваются, выбирают. Готовятся, одним словом. Часто в этой волнующей суете, они забывают про самое главное – про своего ребенка. Чтобы подготовка была совместной, а это важно ребенку и полезно родителям, попробуйте сделать так: прежде, чем обходить школьные базары, терпеливо посоветуйтесь с ребенком, какие тетради, пенал, ранец и прочие атрибуты школьной жизни он хотел бы иметь. Пройдите вместе по магазинам или ярмаркам, определитесь, что ему больше нравится. Если его выбор вы сочтете неудачным, постарайтесь убедить доступными аргументами, вместо «тебя я еще буду спрашивать», «сам будешь зарабатывать, будешь покупать, что хочешь» и тому подобное. Кроме обиды и огорчения это не принесет ничего хорошего ни вам, ни ему. Позвольте завтрашнему ученику самому участвовать в подготовке к школе. На что следует обратить внимание. Вряд ли стоит спорить с тем, что одежда, ранец, удобные ботинки играют важную роль. Важную, но не главную. Главное – хочет ли ваш ребенок в школу. Если он посещал подготовительные занятия, то вы, уважаемые родители, конечно, увидели и узнали много интересного и полезного о своем ребенке. В первую очередь – интересно ли ему учиться, хочет ли он пойти в школу. Во-вторых, умеет ли он устанавливать связи внутри коллектива, то есть, легко ли он общается со сверстниками и учителями. В-третьих, подчиняется ли будущий школьник общим требованиям, справляется ли с заданиями. На основании этих наблюдений, вы можете определить, есть ли у ребенка трудности. Если здоровье, поведение, выполнение заданий вызывает у вас беспокойство, то имеет смысл обратиться к психологу. Дело в том, что подобные трудности будут продолжаться в школьной жизни. Обращение к психологу позволит выявить «зоны риска» и провести курс коррекционных занятий. С вашим ребенком психолог может заниматься, как индивидуально, так и в группе. В группе у ребят навыки общения развиваются быстрее. Как готовиться к школе? Подготовка к школе не должна быть авралом. Готовить будущего первоклассника необходимо задолго до 1 сентября, не меньше, чем за год, систематически и регулярно. К началу учебного года вам необходимо научить своего малыша четко и ясно называть свой адрес, город, страну. Он должен знать имена и отчества родителей, где они работают и понимать, что, к примеру, бабушка Даша – это мамина мама, а дедушка Петя – папин папа. Ориентироваться во временах года, названиях месяцев, дней недели. Еще ему нужно знать основные виды деревьев, цветов, различать домашних и диких животных. Кроме того, будущего первоклассника надо научить ориентироваться во времени, пространстве, а также - и близком социальном окружении. Но и это еще не все. Вместе наблюдая природу, вы научите его замечать пространственно-временные и причинно-следственные отношения, обобщать, делать выводы. Еще очень важная составляющая подготовки к школе - это бытовая самостоятельность и навыки самообслуживания. В школе дети находятся в течение 4-5 часов, ходят в столовую, на прогулку, складывают портфель. Научить этим сложным вещам можете только вы, уважаемые родители. Ведь вашим детям придется одеваться и раздеваться в школьной раздевалке, не теряя при этом шарфы и варежки; переодеваться на уроках физкультуры; пользоваться носовым платком, общественным туалетом; завтракать и убирать за собой посуду. Кто, как не вы, поможет им освоить эти премудрости? Теперь определимся с режимом. За несколько месяцев до начала учебы укладывайте ребенка спать в определенное время. Это значительно облегчит жизнь с началом учебного года. Организуйте время для занятий, минут 20-25. Они должны быть регулярными и, желательно, в одно и то же время. Пусть малыш лепит, рисует, играет в конструктор, плетет бисером – все это хорошо развивает мелку моторику рук, а систематичность позволит ему быстрее привыкнуть к необходимости выполнять домашние задания. Это время вы можете время посвятить занятиям по развитию памяти, внимания, мышления, чтению, счету. Самое простое и самое главное. Помните, что самые главные люди в жизни вашего ребенка – это вы, родители. От вашего отношения к его успехам и поражениям зависит его самооценка. Поддерживайте в ребенке его стремление стать школьником. Искренне, с интересом и уважением относитесь к его делам и играм. Вам нужно быть готовыми к тому, что у ребенка могут возникнуть сложности. Каждый в глубине души надеется, что его ребенок будет успешным учеником, лидером. А первые же неуспехи, которые бывают у всех детей, очень сильно разочаровывают родителей, и они не могут скрыть обманутые иллюзии, сильно подрывая самооценку своего чада. Поддерживайте будущего первоклассника в его желании добиться успеха. В каждой работе обязательно найдите, за что можно его похвалить. Помните, что похвала и эмоциональная поддержка способны заметно повысить любые достижения человека. Если Вас что-то будет беспокоить в поведении ребенка, его учебных делах, не стесняйтесь обращаться за советом и консультацией к учителю или психологу. А главное – любите своего малыша не за что-то, а просто потому что – это ваш ребенок. Всего Вам хорошего на пути к школе.
Тест, помогающий выявить готовность ребенка к школе Прочтите ребенку следующие утверждения и спросите его, согласен ли он с ними или нет. За каждый утвердительный ответ поставьте один балл.
1. В школе у меня будет много новых друзей. 2. Мне очень интересно, какие в школе уроки. 3. Я хочу дружить со всеми одноклассниками. 4. Я хочу, чтобы уроки были дольше, чем перемены. 5. Интересно, как выглядит классная комната. 6. Я обязательно буду учиться хорошо. 7. Каникулы - это самое лучшее в школьной жизни. 8. Я думаю, что в школе интереснее, чем в детском саду. 9. Я хочу скорее пойти в школу, ведь многие мои друзья - первоклассники. 10. Если бы можно было, я бы пошел в школу уже год назад. Подсчитайте результаты. Если ваш ребенок набрал от одного до трех баллов, то стоит призадуматься. Ваш ребенок вовсе не горит желанием идти в школу. Ему хорошо и без нее. От четырех до восьми баллов - хороший результат. Ваш малыш хочет в школу. Но важно определить, что для него важнее: внешняя сторона или внутреннее содержание; что его больше интересует - новые друзья или сами уроки. Если больше получено утвердительных ответов по первой части теста, то ребенок несколько идеализирует школу, он еще не совсем готов к трудностям школьных будней. Если же больше положительных ответов во второй половине, то ваш малыш вполне представляет для чего ходят в школу, а повседневная школьная жизнь пока не вызывает у него неприязни. Девять-десять баллов - отличный результат! Ваш малыш хочет идти в школу, и желание его вполне осознанно. Может быть, он сохранит свое отношение к школе на протяжении всего школьного обучения. Если тест не оправдал Ваших ожиданий, не огорчайтесь. Постарайтесь вместе с ребенком найти что-то такое в школьной жизни, что ему будет интересно в самом начале. В дальнейшем поддерживайте и развивайте его интерес. Учеба, если быть заинтересованным, увлекательное занятие.
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|