|
аналитическая психология в «Солярисе»Автор статьи: Белов Александр Александрович
разбор фильма «Солярис»с точки зрения аналитической психологии. Лем и Тарковский - два великих человека. Два их «Соляриса» - два абсолютно разных произведения. «Солярис» Лема - попытка осмыслить положения аналитической психологии и художественно отобразить юнгианство. «Солярис» Тарковского - фильм о том, что везде хорошо, а дома лучше. Известна история о том, как Тарковский и Лем конфликтовали во время съемок, и что финальный результат очень разочаровал писателя. Не буду скрывать, что данная статья представляет собой, в большей степени, разбор книги. Надеюсь, никто возражать не будет. Итак, «Солярис». В чем фабула: в космосе открыта планета-океан, которая, судя по наблюдениям, умеет осмысленно управлять своей орбитой меняя структуру пространства-времени. Несколько поколений ученых летают на нее с экспедициями, всякими разными способами ее изучают, старательно все записывают и фиксируют, но понять, с чем они столкнулись не могут. Планета вроде бы живая, но какая-то совершенно «непробиваемая» и глухая к попыткам контакта. Бедные ученые изо всех сил стараются: то лазером в нее постреляют, то рентгеном облучат - ни в какую. Главный герой, психолог Крис Кельвин прибывает на Солярис и обнаруживает, что на станции дела идут совсем плохо: один из ученых покончил с собой, а двое оставшихся на грани сумасшествия. Делиться своими переживаниями с новоприбывшим они не хотят, отвечая лишь туманное “скоро сам все увидишь”. И достаточно скоро он сам все видит. Кельвина начинает посещать фантом его жены, много лет назад покончившей с собой. Жена красива, молода, влюблена в Кельвина - она идеальна (а еще неубиваема, но суть не в этом) Что мы имеем на данном этапе? Живая планета, не идущая на осмысленный контакт, но способная материализовывать объекты из подсознания героев. Ах, да! Еще она может управлять пространством-временем. Что-то очень большое, древнее, способное к созиданию, видящее скрытые глубины твоей психики. Что-то напоминает, не правда ли? Но вернемся к этому чуть позже.
Раз уж мы заговорили в самом начале о товарище Юнге, то будьте уверены, сделали мы это не просто так. Для дальнейшего понимания романа и фильма нужно немного объяснить, как устроена психика человека в понимании Карла Густава. Ни для кого не секрет (и спасибо за это Фрейду), что всю нашу психику можно условно разделить на сознательную часть и бессознательную. В них есть свои структуры с четкими функциями. Пробежимся быстренько по ним.
Согласно Юнгу, центром сознательной психики, ее ядром является Эго. Эго отвечает за нашу индивидуальность, является средоточием воли, разума, всего уникального и неповторимого, что отличает каждого человека от любого другого. Эго - это лучший Вы без примесей.
2) ПЕРСОНА Если бы мы контактировали с окружающими с помощью одного Эго, о нас бы слагали легенды, писали поэмы. Только общаться и дружить с таким человеком никто бы не захотел, общество таких индивидуалистов не смогло бы существовать. Для социального взаимодействия, для выполнения роли в обществе нам нужна Персона. Это своеобразная маска, которую мы каждый день надеваем. Это уступки и компромиссы, на которые каждый день идем. Это то, какими нас видят другие люди.
3) ТЕНЬ Тень - часть бессознательной психики человека. Это совокупность всех отрицательных, непереносимых лично Вами человеческих качеств. Вызывающе-откровенная или безвольная и слабая - у каждого Тень своя, зависит от того, какие качества человек за свою жизнь привык считать отрицательными. Интересная особенность Тени в том, что многие из этих качеств человеку ой-как присущи, но яро отрицаются им самим. Тень служит источником проекций. *Проекция - это приписывание собственных (но отрицаемых собой) качеств другим людям. Что интересно, эти структуры отслеживаются и в надличностном, коллективном уровне. Уровне народа, нации, например. Вспомните про немножко раздутое Эго нас с Вами, россиян - “божий народ, носители духовных ценностей”. Свою коллективную тень мы отбрасываем на “Запад” - глупый, развратный, бездуховный. Если учесть, что многие качества тени должны быть присущи носителю, то получается очень даже интересный набор проекций, не правда ли?
4) АНИМА / АНИМУС Это часть бессознательной психики. Ее главная функция - связь Эго с Самостью, центром всей психики человека и, более того, связь с коллективным бессознательным. Аниму проще всего представить в виде шоссе или моста, по которому из коллективного бессознательного в сознательную индивидуальную психику мчатся идеализированные образы, мчится одна сплошная красота. Однако, стоит понимать, что мир идеальных образов - мир иллюзий. Но жить без этого было бы совсем тяжко. Анима - источник вдохновения, влюбленности и всякого такого. А вот теперь вернемся к Солярису, чтобы расставить все по местам. Выводы, к которым приходит Лем в своем романе очень близки по своей сути к тому, о чем пишет Юнг в книге “Ответ Иову”. Следите за руками.
Солярис - всемогущее существо, не обладающее сознательной частью психики, что приближает его к юнговскому образу бога. Юнговский бог - это, по сути, коллективное бессознательное (или точнее, коллективная самость). Возможен ли с таким существом контакт? Напрямую - это вряд ли. Но вспомните, о чем мы говорили чуть выше. Связующее звено между индивидуальным бессознательным и бессознательным коллективным - это Анима. Фантомы, приходящие к героям являются ее воплощением. Идеализированный образ женщины, погибшей жены Кельвина - это мостик от бессознательного Соляриса к человеку, ведь сознательная часть человеческой психики для него скрыта. Это и есть контакт. Вы же не думали, что все будет просто:) Получается, что человек нужен Солярису для важнейшей цели - обретения сознания, рефлексии, мышления, морали и так далее. Для этой же цели человек нужен богу в понимании Юнга. В финале романа Кельвин остается на станции для важной, но не озвученной цели: вести себя не как эгоистичный урод, совершенствоваться, развивать свои чувства, чтобы развивать и совершенствовать Солярис, а не просто тыкать в него палкой, надеясь на контакт. К этому идет вся книга. Чтобы это осознать, Кельвин проходит трудный путь, совершая много ошибок, в том числе непоправимых. В фильме Тарковского герой якобы возвращается домой и падает на колени перед отцом. Мысль здесь такая: “ну его нахрен этот космос, говно! Вот на Земле - да, нормас, совсем другое дело!” и в этот момент не очень понятно, к чему герой шел на протяжении почти трех часов экранного времени. Кстати, Земля и дом оказываются лишь очередным фантомом Соляриса. Несмотря на все это, фильм Тарковского бесподобно красив, наполнен визуальными метафорами и религиозным символизмом. Но это другое произведение, совсем.
В качестве заключения хотелось бы сказать, что трактовка божественной сущности у Юнга и Лема заслуживают внимания. В ней очень здравая идея: становитесь лучше, добрее, познавайте себя, умнейте, совершенствуйтесь - вместе с Вами будет совершенствоваться бог и мир станет лучше. Надеюсь, вы узнали что-то новое Смотрите фильмы, читайте книги :)
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|