Преамбула.
Я – человек из бизнес-среды!
Тематика моих семинаров нацелена на исключительно практические вопросы: как работать со стрессами, как эффективно достигать результата, как оптимизировать деловую и личную жизнь, как структурировать информацию, чтобы нейтрализовать когнитивную энтропию, как жить с желанием и задором.
Работая в этом направлении, пришёл к выводу, что проблема и даже беда практически всякого неуспешного или несчастливого человека состоит в том, что он, как правило, мало что знает, а то и вовсе ничего не знает о себе, кроме своих паспортных данных и биографии.
Вот и пробиваются до бесконечности сорняки неуничтожимых проблем, потому что жив их корень – корень непонимания того, с чего всё начинается, из чего всё растёт.
Наша эпоха поразила массовое сознание не только заботой о деньгах, но и мраком религиозных догм, которые очень часто мешают рациональности, конструктивности, созиданию.
Современный человек, увы, запутался!
Запутался настолько, что ему не хватает критичности, чтобы осознать, что он запутался.
Поэтому я решился на эту статью, хотя изначально знаю, что в ряду читателей обязательно найдётся тот, кто скажет, что занятому делом человеку это всё не нужно. Или, как это иногда бывает, назначит меня «всезнайкой», обвинив в нескромности, заявив, что я не вправе кого-либо учить вещам, имеющим почти интимный характер.
Не страшно! В моей статье нет назидания; это всего лишь мой взгляд на то, что я вижу каждый день!
Вижу, разумеется, не только это. Но сегодня об этом – о правде о человеке, которая звучит очень тихо!
Важно это или не важно? – Уверен, важно!
Потому что любой из нас сначала Человек, а потом уже деловой человек, человек из народа, член коллектива и т.д..
Итак, часть первая.
…Мы постоянно слышим правду о государстве, обществе, членах общества, мироздании, свободе слова, социальных - политических и экономических процессах, экологии и конкретных людях. Такой правды очень много. Она забивает все наше сознание, временами от нее тошнит и выташнивает, но мы без нее уже не можем жить. Мы включаем телевизоры, мы кучкуемся в курилках и бистро, в метро и школьных туалетах, на стадионах и в купе поездов, мы читаем газеты и слушаем радио, покупаем журналы и подслушиваем чужие разговоры, наконец, мы очень любим говорить сами…
Огромные глыбы правды о нас, о нашей истории, о будущем цивилизации, о тайнах науки. Очень много правды о лжи…
Да, говорим мы, показывая пальцем на тот или иной факт: вот это – ложь, и вот это все – тоже ложь!!! И мы скажем об этой лжи только правду!
О правде каждого из нас кто-то, возможно, тоже говорит как о лжи. И для него его правда – всегда только правда!
Чтобы не звучало, чтобы не показывалось, чтобы не писалось - это все и всегда обязательно чья-то правда. Правда политика, правда маленького человека, правда ребенка, правда старика, правда женщины, правда экономиста, правда чиновника, правда соотечественника, правда иноверца - это все правда!
Правда о нас, о наших предках, о нашей и их жизни, правда о жизни за рубежом и в следующем веке, тысячелетии, правда о жизни животных и элементарных частиц, правда о числах и молекулах, правда о ДНК и нуклеиновых кислотах, правда об убийствах, цинизме, равнодушии, морали и аморальности, надежде и беспомощности, правда о бухгалтерских балансах и маркетинговых исследованиях, правда о Боге и правда о Космосе - все это правда!
Она звучала, звучит и будет звучать до тех пор, пока жив ее источник - человек!
Правда человека всегда звучала, звучит и будет звучать очень громко!
...Очень тихо, почти неслышно звучит правда о самом человеке, хотя именно она весит неизмеримо больше всех других, вместе взятых правд.
...Очень немногие знают, что жизнь человека коротка, быстротечна и закончится очень скоро. Еще меньшее количество разумных людей об этом помнит всегда. Знать об этом и тем более постоянно об этом помнить мешает правда, которая ломится во все двери, просачивается в мельчайшие щели, которая заполняет собой все, на что натыкается взгляд человека.
В его сознании просто не остается места правде о нем самом, о том, что жизнь его коротка, быстротечна и пройдет очень скоро.
Но однажды он вспоминает о том, что кончается все, включая его личную, одну единственную – его персональную жизнь; однажды он задумывается, в чем же состоял смысл его жизни; и однажды он вновь, возможно, уже в последний раз начинает обманывать себя чужой правдой только потому, что другая правда - правда о человеке! - ему неизвестна.
Обманывая себя, человек может припомнить, что временами он слышал ее звучание, но оно было настолько тихо, настолько мимолетно, что всегда или почти всегда возникало ощущение о нереальности этого звучания. На фоне грохочущей другой правды - правды нашей жизни! - редкий человек желает вслушиваться в правду о себе самом, о том, что жизнь коротка, быстротечна и пройдет очень скоро!
... Угасающее или спящее сознание, ориентированное на правду мира, очень часто даже не пытается фиксировать сам факт наличия такой правды – правды о человеке!
Такое сознание однажды умирает, как умирают спиленные деревья, трава на осенних лугах, мошки в пламени лесного костра, молодые телята под ножом мясника, безусые мальчишки, цинично брошенные безумствующими политиками на кровоточащие поля сражений, или старики, понимающие последнее, - что их обманули.
... Но есть исключения!
Ясноликие дети Вселенной, всегда одинокие и всегда чувствующие свою причастность к Великой тайне, именуемой Бытие, без отдыха и пауз вслушиваются в монотонный гул человеческой правды, напряженно, сосредоточенно и прилежно вычленяя в нем звуки правды о себе.
Мельчайшими и драгоценнейшими частицами они собирают эту правду на протяжении всей своей жизни, отсеивая случайное и к ней не относящееся.
Жизнь Ясноликих детей Вселенной трудна, но чиста, сильна и безупречна. Они проходят свой Путь с ясными лицами, оставляя за собой яркие и вечно светящиеся шлейфы космической энергии. Обычный человек называет их счастливыми.
Счастливыми не потому, что они нашли то, что другие называют счастьем, а потому что они – люди эпохи счастливых людей, сознающие это и гордящиеся своей причастностью к этой эпохе, общностью со своими собратьям!
Ясноликие дети Вселенной сегодня знают, что эпоха счастливых людей – это их время!
Они собирают правду о человеке для себя и для того, чтобы рассказывать о ней другим Ясноликим детям Вселенной, идущим сзади.
Голос их звонок, мелодичен и красив, но он тонет в многоголосье других правд, звучание которых подобно грохоту многих тысяч станков, одновременно и безостановочно работающих в замкнутом и темном помещении.
В этом шумном помещении – в нашей повседневной жизни! - нет надежды на тишину, равно как здесь нет никакой надежды на другую жизнь!
Отсутствие надежды на тишину - об этом тоже важно всегда знать и постоянно помнить, чтобы всегда знать и постоянно помнить о том, почему правда о человеке звучит очень тихо...
Почти неслышно !
... Каждый рабочий день Метро представляется мне живым чудищем. Утром оно хмуро, агрессивно, непредсказуемо. За масками лиц не видно чувств, не чувствуется сознания, не слышится ощущений. Работает один огромный автомат, все части которого запрограммированы на молчание, сопение или склоку. Все это привычно: привычны чужие хмурые лица, привычны агрессия и непредсказуемость.
Я тоже опасен, если не пытаюсь видеть этот био-метро-автомат, если не пытаюсь понять как он работает, если своевременно и сознательно не успел отказаться быть его частью. Опасен потому, что также, как и другие, способен на взрыв эмоций, ответное хамство, на готовность напасть на соседа.
... Уверен, здесь есть и другие - они читают газеты, учебники, книги. Здесь они присутствуют только частично, вернее, присутствуют только их тела; их сознание далеко - в грядущих заботах, зыбких надеждах или каких-то планах. Вот они входят в вагон, встают так, чтобы можно было читать, вот они выходят. А этот товарищ спит с открытыми глазами. А вон тот молодой человек с гремящими наушниками безуспешно пытается проснуться; ан нет, не получается, потому что в ином случае он бы осознал, что удовольствие получают от музыки, а не от грохота звуков.
... Сказать, что я люблю наблюдать за людьми в метро, значит сказать неправду. Скорее, так: будучи вынужден ездить в метро, я наблюдаю за людьми и размышляю о них, заведомо зная, что все видимое мною - это лишь оболочка. Что за начинка в каждой из них мне не ведомо.
Даже не пытаясь угадать у кого она какая ( все равно не угадать! ), произвольно наделяю людей тем или иным содержанием. Делаю, естественно, это молча, мысленно пробегая сначала по вагону, потом по всему составу, потом по всем составам сразу. Персоналий неисчислимое множество. В них ищу яркие и отчетливые человеческие типы.
Понимаю, что строгой системы не будет и все это на уровне теории, но жизнь подтверждает ее правоту очень и очень часто - почти всегда !
Вот, например, такой тип – тип человека религиозного.
…Эту девушку в черном платке я увидел в вагоне метро вечером, когда возвращался домой с работы. Она читала Евангелие и ехала, возможно, в церковь или из нее. Верующие люди - это еще не религиозные люди. Вера и религия - вещи хотя и стоящие рядом, однако далеко не идентичные.
Профессиональный религиозный деятель не обязательно связан со своей работой верой. Скорее, связующим звеном между его проповедями и Богом являются деньги, которые он получает, профессионально призывая свою аудиторию верить.
С другой стороны, верующий человек - это не обязательно человек, который посещает церковь или читает набожные книги. Опять же объектом веры у человека верующего может быть как Бог и загробный мир, так и идея Нирваны или Универсума, который управляет мирозданием и, может быть, в своей сути и есть само мироздание. Неприязнь между католиками и протестантами, как я ее понимаю, обусловлено совсем не тем, что у них различные религии, а именно тем, что объектом их поклонения являются разные боги, один из которых разрешает протестантам жить жизнью иной, нежели той, которой разрешает жить католикам их бог, запрещающий католикам жить так, как живут протестанты.
А еще можно верить в Президента, партию, внеземные цивилизации, апокалипсис и число 666. Можно вообще не верить ни во что, не понимая при этом того, что веришь в идею безверия, эту идею эксплуатируешь и ей поклоняешься, подсознательно веря, что только так – без веры! - и нужно жить.
… Искренне уважаю чувства верующих, их право на свою жизнь и свое видение жизни в той части, которая не мешает жить другим. Девиз “ бей иноверцев ” или - “ тот, кто не с нами, тот против нас ” не приемлю, понимая, что он – следствие религиозного догматизма и фанатизма, способ привлечения сторонников и последователей, фильтр для отсеивания нелояльных.
Именно по причине уважения ко всем приходящим в этот мир, понимания их проблем, достижений, достоинств и недостатков считаю неправильным звать за собой тех, кто уже идет по стезе веры в своего Бога.
Они имеют на это право!
Каждый имеет право на ту жизнь, которую он выбирает сознательно. Радуюсь, если ему в этой жизни действительно комфортно.
Говоря “за собой”, имею ввиду не свой атеизм, а тот участок своего жизненного пути, который много дальше моего прежнего понимания религии и Бога, данных ранее мне и даваемых ныне и в прошлом другим алчущим официальной церковью или ее прихожанами.
Сегодня мне ближе буддизм, нежели христианство.
Сегодня мне ближе дзен-буддизм, нежели буддизм.
Сегодня мне ближе философия Камю, нежели дзен-буддизм,
Сегодня мне ближе Эрик Берн, нежели Камю.
Сегодня мне ближе…
Звать за собой христиан бессмысленно, потому что до буддизма необходимо дорасти. Буддизм старше христианства, я бы даже сказал, - мудрее его и практичнее. Но и он остался для меня теперь позади. Если же быть совсем точным, то и буддизм и христианство мирно сосуществуют во мне, занимая свои ниши. Есть у них и общее. Много общего. Это нужно увидеть. Чтобы увидеть, необходимо сравнивать основные их постулаты. Чтобы сравнивать, нужно иметь хотя бы чуть-чуть элементарной информации о них. Человек обычно не ищет эту информацию, довольствуясь той, которая у него уже есть, которую ему дали в готовом виде, пережеванную и порционно разложенную.
Не отсюда ли растут ноги фанатизма ?
…Сегодня моя позиция по отношению к религии ни какая–то особенная; она просто моя – не плохая и не хорошая, ни для кого не вредная и ни для кого не полезная; она – другая, нежели была у меня же раньше, когда я верил и молился так же, как это делает большинство верующих сегодня.
Но Господь сказал мне: “Иди дальше !”, и я пошел.
Пошел, оставив позади верующих и понимая, какая жутко великая стена в виде догм, бессмысленного поведения, предрассудков и страхов воздвигнута между каждым из них и Богом.
Тень от этой стены не дает им возможности видеть ни себя, ни стену, ни спрятанного за ней Бога.
Когда они говорят о Боге, о своей вере, мало кто из них понимает, что Бога нельзя путать с разговорами о нем, с мыслями о нем.
Бога можно либо носить в себе и знать о нем без слов и поклонов, либо, заперев его в себе как в тюрьме, отправиться в церковь, чтобы поклоняться собственным мыслям о Боге.
Посещение церкви, следование церковным заповедям, исполнение церковных ритуалов само по себе весьма полезно для человека в той его части, которая призвана привлечь внимание к содержательному образу Бога.
Но если не двигаться дальше после того, как обозначилось направление движения к Богу, если не выпустить его из тюрьмы своих жалких представлений о нем, значит по невежеству своему убить его в себе или же – содержать взаперти, регулярно следуя лишь одному – внешним ритуалам, приносящим душевное успокоение и мысли примерно такого типа: “Господь видит, как я молюсь, как много я молюсь, как я добросовестно молюсь, как искренне каюсь, как искренне подаю милостыню !”.
Не думаю, что этого ждал от своих последователей Иисус, который больше предпочитал для своих выступлений и проповедей чистое небо, нежели душные храмы. Да, конечно же, он называл их домами Отца своего и не терпел в них грязи и стяжательства. Но снова и снова он шел к людям, живущим за стенами этого Дома, и раз за разом пытался пробуждать в них Веру в Бога, зная, что ни Бог, ни Вера в него не нуждались и не нуждаются в стенах из камня, бревен или кирпича.
Храмы нужны, главным образом, их фактическим собственникам, потому что они часть их жизни, место их работы, а иногда и жизни.
А еще они важны для заблудших – здесь легко начинать искать свою заблудшую душу. Нельзя только привыкать искать ее здесь всю жизнь, иначе можно так никогда и не прийти к Богу, так всю жизнь и думать, что Бог – он внутри церкви, что он где-то живет в ней!
Бог же - в сердце, в душе человека!
И обретя потерянную душу или же разбудив в себе душу спящую, важно начать к Богу двигаться. Если это случиться, то рано или поздно ты обнаружишь, что ни церковь, ни Библия, ни горящие свечи, ни поклоны и ни молитвы не могут приблизить верующего к Богу, если он променяет Бога живого на эти символы церковной жизни.
До сих пор хожу в церковь. Иногда. Хорошо там молча быть в Боге. Без мыслей. Без забот. Без людей, стоящих вокруг. Знаю, иной верующий скажет, мол, неправильно это. Раньше и я так думал.
Сейчас у меня все по-другому - раньше я думал о Боге, сегодня старюсь им жить. Каждый день, каждый час, каждый миг.
Но это другой Бог!
Совсем не тот, что раньше был в церкви.
Мой Бог – живой! Сегодня он и в церкви со мной и вне церкви – со мной!
Потому что Он – Бог!
Бог, а не мои мысли о нем!
Сегодня он у меня в сердце, а не в голове, и это для меня - главнее главного!
Я – не религиозный человек, я – верующий!
… Искренне уважаю чувства верующих, их право на свою жизнь и свое видение жизни в той части, которая не мешает жить другим. Девиз “ бей иноверцев ” или - “ тот, кто не с нами, тот против нас ” не приемлю, понимая, что он – следствие религиозного догматизма и фанатизма, способ привлечения сторонников и последователей, что Бог – против убийств, нетерпимости, разрушений!
… Очень хотелось бы элементарного встречного понимания и взаимной терпимости. Шансов не очень много – слишком наивна или невежественна большая часть религиозных людей, считающих себя верующими.
Мало кто из них осознает, что войны на почве религиозных убеждений, - это очевидный итог их персональной инфантильности и коллективных заблуждений. Размахивая тезисами из церковных книг, как дубиной, они колошматят друг друга почем зря, проливая слезы над могилами близких и одновременно – произнося проклятия в адрес тех, кто также необразован и кто также на могилах своих близких произносит клятвы о беспощадной мести.
С учетом объективно присутствующей геометрической прогрессии в процессе воспроизводства народонаселения планеты, нет ни малейшей надежды на изменение вектора практически тотального процесса оглупления большей части ныне живущих в сторону личного самообразования, самосовершенствования, повышения эффективности своих отношений с окружающей средой, людьми, с самим собой и с Богом.
Чем больше населения, тем ожесточеннее становится борьба за место под солнцем, за кусок хлеба насущного, за глоток удовольствия в стремительной и мимолетной жизни. Здесь трудно сделать сознательный выбор Бога живого – куда надежнее рефлекс образа жизни, навязываемого окружающей средой, которая лихорадочно и истерично кричит: “Ко мне! Живи мной, потому что только мы идем дорогой истины !!! ”.
А попав в религиозные ряды, почти невозможно отказаться от сделанного выбора не в пользу себя! Да и как откажешься, когда нас никто не учит сегодня думать, анализировать, сопоставлять, делать выводы и сознательно возводить их до уровня жизненных раритетов в части, касающейся самого человека.
… Знаю, что вера в Бога мне очень помогла в моей жизни и очень помогает до настоящего времени. Не всегда эта вера была крепка, и не всегда я был с Богом в ладах. Были в жизни периоды абсолютного отрицания всего, что связано со словом “Бог ”. Но рано или поздно эти темные участки жизни оставались за спиной. Снова и снова приходило отчетливое и сильное ощущение своей причастности к Высшему, к Тайне, постижение которой не под силу человеческому уму.
Только по мере внутриличностного вызревания у меня стала появляться потребность в прояснении своих отношений с Богом, и чем богаче становился жизненный опыт, тем громче стал звучать вопрос: “ А что же есть Бог ?”.