|
Персонажи романа «Нотр-дам де Пари» как проекции нашей психикиАвтор статьи: Паранин Александр Романович
Может быть даже сам автор и не думал закладывать никаких смыслов, но, мы то знаем, что все есть проекция нашего внутреннего мира на окружающую действительность. Поэтому мои дальнейшие рассуждения не так уж и безосновательны, как может показаться на первый взгляд.
Квазимодо. О, ужасный горбун, над которым все смеются, не признают или стараются не замечать. Это, конечно же, тот самый дальний уголок души, который в психологии называется «человеческой тенью». Это наши качества, стремления, порывы, которых мы сами боимся, стесняемся, ненавидим и стараемся сделать вид, что этого в нас просто не существует. Это наша «слепая зона». Мы надежно запихиваем эти грязные, «греховные» кусочки души в самый темный чулан. Но вот беда, они никуда не исчезают. Они по-прежнему остаются частью нашей сущностью. Однако в подавленном состоянии неизбежно начинают давать о себе знать в тех или иных деструктивных проявлениях. Квазимодо продолжает жить внутри каждого из нас. Несчастный, отверженный и покинутый всеми он бродит по закоулкам нашей души, стараясь хоть как-то выполнять свою работу (а раз в нас имеется эта часть, значит у нее есть какие-то важные задачи) и так же в тайне мечтает о прекрасной Эсмеральде, которая способна безусловно принять это чудовище, признать его и дать право на существование. Другими словами исцелить. Клод, священник, наше гордое эго, конечно же, знает о существовании этой части. Но оно ее ловко контролирует при помощи манипуляций и припоминания прошлых услуг. Конечно, когда-то в детстве общество и социальные устои отвергли некоторую часть нашей индивидуальности.
Феб. Кто же такой Феб де Шатопер? Пусть это будет наша сознательная часть. Феб красив, силен, смел, обладает определенной властью и у него большие перспективы. Он способен делать выбор и определять свое будущее. В этом его преимущество и в этом его проклятье. Ведь, брошенный в пучину обстоятельств, не обладая нужными знаниями, он разрывается между «двух огней». С одной стороны - Эсмеральда, которая тянется к нему. Для Эсмеральды воссоединение с Фебом и есть предназначение. Смысл в том, чтобы связать неукротимую иррациональную бессознательную природу и сознающую, способную действовать и придавать образам форму рациональную составляющую. Согласовать левое и правое полушария – смысл. Эсмеральда тянется к Фебу, а Феб, конечно же, тянется к Эсмеральде. Только через этот союз и возможно достижение человеческой гармонии и целостности. Флер-де Лис. Но, с другой стороны у Феба стоит Флер Де Лиз, которая привлекательная ему в первую очередь своими перспективами. Выгодный брак, положение в обществе, деньги и все так. Что ждет Феба с Эсмеральдой? – неизвестность, бедность, порицание? Что его ждет с Флер Де Лиз – богатство, слава и почет. Да и на внешность она ничего такая. И выходит, что ключевым моментом во всей этой истории является именно тема выбора Феба, который находится между четырьмя влиятельными, но до конца неосознаваемыми сущностями: истинная природа (Эсмеральда), ложные идеалы (Флер Де Лиз), социальное давление (Клод фроло), и подавленная осужденная часть.
Человек (Феб) пытается идти на встречу своему предназначению, своему естеству (Эсмеральда). Сначала он получает небольшое предупреждение со стороны системы (Клод) в котором говорится: «Поверни назад, а иначе худо будет». Человек не обращает внимание на это предупреждение, он достаточно смел и самонадеян, чтобы продолжать двигаться вперед. И тогда в момент долгожданного соприкосновения со своей желанной целью (любовная сцена Эсмеральды и Феба) этот человек встречается с очень сложным испытанием (Клод ударяет Феба ножом в спину и исчезает). Человек испуган, он не понимает, что происходит. Он остается жив (система никогда не убивает человека напрасно, потому что он ей нужен), но прибывает в растерянности. А система (Клод) пользуясь случаем коварно обвиняет во всем «мечту» человека, его сущность, мол, это все от лукавого, это сущее зло, ты на неверном пути, возвращайся «в свою деревню» и сиди «не питюкай». Автор (Гюго) заворачивает сюжет таким образом, что человек в конечном счете не может справиться со внутренними противоречиями и отказывается от своей мечты и предает тем самым себя, свою живую настоящую половину. «Тень» человека (Квазимодо) из последних сил пытается спасти его (человека) индивидуальность (Эсмеральда), ведь в сущности они едины, два «полюса одного магнита». Но ей (тени) это не удается, и система в итоге возымеет верх над человеческой свободой и полностью уничтожает в человеке прекрасное, живое (Клод убивает Эсмеральду). Как результат темная непризнанная сторона, не сдерживаемая более ничем, лишенная надежды и потерявшая какой-либо контакт с аспектом высшего смысла и доброты, выходит из-под контроля и в последствии разрушает саму систему (Квазимодо убивает Клода). А человек остается один, расщепленный, ущербный, запутавшийся в «симулякрах» (ложные образы реальности) и ищущий новую Эсмеральду (мне так кажется). Но, каков у него шанс вновь обрести единство? В своей обыденной жизни мы видим немало таких сценариев. К сожалению, большинство из тех, что имеют глобальные последствия весьма инертны и увидеть всю линию времени развития системы не всегда получается. В итоге закрываются заводы, вырождаются нации и исчезают целые цивилизации. А начинается все с малого – отказ от человечности. p.s. в романе есть и другие персонажи, которых так же довольно просто можно сынтерпретировать. И наверняка у кого-то возник вопрос: «А что же здесь олицетворяет собственно Нотр-дам Де Пари?». А это, друзья, я оставляю вам как пищу для размышлений. Всем хорошего настроение и контакта со своей сущностью!
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|