Персонажи романа «Нотр-дам де Пари» как проекции нашей психики


Знаете, есть люди, которые «страдают» так называемым СПГС – синдромом поиска глубинного смысла. Они стараются «прочитать между строк» и «найти второе дно». Мне тоже иногда очень нравится «пострадать» этим синдромом и увидеть в, казалось бы, обыденных художественных сюжетах, будь то детская сказка или взрослая пьеса, некоторый глубинный смысл.

Может быть даже сам автор и не думал закладывать никаких смыслов, но, мы то знаем, что все есть проекция нашего внутреннего мира на окружающую действительность. Поэтому мои дальнейшие рассуждения не так уж и безосновательны, как может показаться на первый взгляд.



Поэтому не судите строго, я не удержался и после просмотра мюзикла «Нотр-дам де пари» разложил сюжет романа, а точнее его персонажей, на внутренние проекции нашей человеческой личности. 



Эсмеральда Итак, «Нотр-дам де Пари», что мы видим? – сюжет закручивается вокруг красивой, грациозной цыганки, которая своим внешним видом, песнями и плясками, своим внутренним миром безнадежно покоряет сердца окружающих мужчин, независимо от возраста и положения в обществе. Она прекрасна, и я с полной уверенностью утверждаю, что Эсмеральда олицетворяет собой ту тонкую творческую частичку нашей души, которая отвечает за проявление индивидуальности, за стремление человека к жизни, к свободе и любви. Это наша природа, которая неумолимо рвется наружу.



И этой внутренней природе, ее раскрытию во внешний мир, упорно противостоит нравоучительная сущность в лице священника Клода Фроло. Клод одновременно любит и ненавидит эту непокорную «огненную стихию». Он так же знает, что скорее всего никогда не сможет обладать Эсмеральдой по-настоящему, потому что в действительно они с Эсмеральдой взаимоисключают друг друга.



Клод Фроло. Клод Фроло в данном случае отражает нашего внутреннего «контроллера», перфекциониста, некую «правильную безупречную» часть личности, которая следит за соблюдение норм, порядков и морали. Которая, каждый раз, когда возникает желание залезть на гараж и надеть эпатажный пиджак, грозит нам пальчиком: «А-та-та, хорошие мальчики так не поступают». Это наш внутренний инквизитор, который ловко разделяет мир на белое и черное, на хорошее и плохое, на добро и зло. Фрейд назвал бы эту часть «Супер-Эго».



В силу такого бескомпромиссного деления мира на «правильное и неправильное» эта часть никогда не будет чувствовать себя полноценной, потому что легкомысленно бракует целую половину своего естества. Она не признает интуитивное, иррациональное, непредсказуемое. Отсюда вечный страх, невроз, перманентное раздражение, и лютая ненависть ко всему, что живет, самовыражается, рискует и позволяет себе просто быть.



Клод Фроло в тайне мечтает воссоединиться с Эсмеральдой, потому что девушка для священника – это недостающий ресурс: она несет в себе спонтанность, текучесть, теплоту и любовь, - все то, чего лишена наша строгая, требовательная, рациональная часть. Одновременно с этим Клод стремится к тому, чтобы уничтожить эту игривую, интуитивную сущность, которая, на самом деле, обладает колоссальной энергией. Он прекрасно понимает, если ее не присмирить, то ситуация однажды может выйти из-под контроля.



Так и в нас постоянно происходит борьба между нашей неудержимой природной сущностью и общественным обликом правильного поведения.



Но в романе есть и другие персонажи, а это значит, что мы можем не ограничивать себя всего – лишь двумя противоборствующими структурами.

Квазимодо. О, ужасный горбун, над которым все смеются, не признают или стараются не замечать. Это, конечно же, тот самый дальний уголок души, который в психологии называется «человеческой тенью». Это наши качества, стремления, порывы, которых мы сами боимся, стесняемся, ненавидим и стараемся сделать вид, что этого в нас просто не существует. Это наша «слепая зона». Мы надежно запихиваем эти грязные, «греховные» кусочки души в самый темный чулан. Но вот беда, они никуда не исчезают. Они по-прежнему остаются частью нашей сущностью. Однако в подавленном состоянии неизбежно начинают давать о себе знать в тех или иных деструктивных проявлениях.

Квазимодо продолжает жить внутри каждого из нас. Несчастный, отверженный и покинутый всеми он бродит по закоулкам нашей души, стараясь хоть как-то выполнять свою работу (а раз в нас имеется эта часть, значит у нее есть какие-то важные задачи) и так же в тайне мечтает о прекрасной Эсмеральде, которая способна безусловно принять это чудовище, признать его и дать право на существование. Другими словами исцелить.

Клод, священник, наше гордое эго, конечно же, знает о существовании этой части. Но оно ее ловко контролирует при помощи манипуляций и припоминания прошлых услуг.

Конечно, когда-то в детстве общество и социальные устои отвергли некоторую часть нашей индивидуальности.



И тогда для сохранение целостности были созданы особые психологические механизмы защиты.



Был рожден Клод Фороло, который подобно одному известному сказочному герою сказал: «Идем со мной, если хочешь жить». Эго пообещало, что если мы будем слушаться его, то останемся целыми и невредимыми. Тогда для нас это был вопрос выживания. В детстве это работало. Сейчас же это нас ограничивает. Но, мы не о том…

Феб. Кто же такой Феб де Шатопер? Пусть это будет наша сознательная часть. Феб красив, силен, смел, обладает определенной властью и у него большие перспективы. Он способен делать выбор и определять свое будущее. В этом его преимущество и в этом его проклятье. Ведь, брошенный в пучину обстоятельств, не обладая нужными знаниями, он разрывается между «двух огней». С одной стороны - Эсмеральда, которая тянется к нему. Для Эсмеральды воссоединение с Фебом и есть предназначение. Смысл в том, чтобы связать неукротимую иррациональную бессознательную природу и сознающую, способную действовать и придавать образам форму рациональную составляющую. Согласовать левое и правое полушария – смысл. Эсмеральда тянется к Фебу, а Феб, конечно же, тянется к Эсмеральде. Только через этот союз и возможно достижение человеческой гармонии и целостности.

Флер-де Лис. Но, с другой стороны у Феба стоит Флер Де Лиз, которая привлекательная ему в первую очередь своими перспективами. Выгодный брак, положение в обществе, деньги и все так. Что ждет Феба с Эсмеральдой? – неизвестность, бедность, порицание? Что его ждет с Флер Де Лиз – богатство, слава и почет. Да и на внешность она ничего такая.

И выходит, что ключевым моментом во всей этой истории является именно тема выбора Феба, который находится между четырьмя влиятельными, но до конца неосознаваемыми сущностями: истинная природа (Эсмеральда), ложные идеалы (Флер Де Лиз), социальное давление (Клод фроло), и подавленная осужденная часть.


И теперь, подводя итог, собрав воедино описанных персонажей мы видим в событиях романа «Нотр-дам де Пари» следующий жизненный сценарий:

Человек (Феб) пытается идти на встречу своему предназначению, своему естеству (Эсмеральда). Сначала он получает небольшое предупреждение со стороны системы (Клод) в котором говорится: «Поверни назад, а иначе худо будет». Человек не обращает внимание на это предупреждение, он достаточно смел и самонадеян, чтобы продолжать двигаться вперед.

И тогда в момент долгожданного соприкосновения со своей желанной целью (любовная сцена Эсмеральды и Феба) этот человек встречается с очень сложным испытанием (Клод ударяет Феба ножом в спину и исчезает). Человек испуган, он не понимает, что происходит. Он остается жив (система никогда не убивает человека напрасно, потому что он ей нужен), но прибывает в растерянности. А система (Клод) пользуясь случаем коварно обвиняет во всем «мечту» человека, его сущность, мол, это все от лукавого, это сущее зло, ты на неверном пути, возвращайся «в свою деревню» и сиди «не питюкай».

Автор (Гюго) заворачивает сюжет таким образом, что человек в конечном счете не может справиться со внутренними противоречиями и отказывается от своей мечты и предает тем самым себя, свою живую настоящую половину.

«Тень» человека (Квазимодо) из последних сил пытается спасти его (человека) индивидуальность (Эсмеральда), ведь в сущности они едины, два «полюса одного магнита». Но ей (тени) это не удается, и система в итоге возымеет верх над человеческой свободой и полностью уничтожает в человеке прекрасное, живое (Клод убивает Эсмеральду).

Как результат темная непризнанная сторона, не сдерживаемая более ничем, лишенная надежды и потерявшая какой-либо контакт с аспектом высшего смысла и доброты, выходит из-под контроля и в последствии разрушает саму систему (Квазимодо убивает Клода).

А человек остается один, расщепленный, ущербный, запутавшийся в «симулякрах» (ложные образы реальности) и ищущий новую Эсмеральду (мне так кажется). Но, каков у него шанс вновь обрести единство?

В своей обыденной жизни мы видим немало таких сценариев. К сожалению, большинство из тех, что имеют глобальные последствия весьма инертны и увидеть всю линию времени развития системы не всегда получается. В итоге закрываются заводы, вырождаются нации и исчезают целые цивилизации. А начинается все с малого – отказ от человечности.

p.s. в романе есть и другие персонажи, которых так же довольно просто можно сынтерпретировать. И наверняка у кого-то возник вопрос: «А что же здесь олицетворяет собственно Нотр-дам Де Пари?». А это, друзья, я оставляю вам как пищу для размышлений.

Всем хорошего настроение и контакта со своей сущностью!

 



Просмотров: 400
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Клод Штайнер Эго-состояние Взрослого; ещё раз о чувствах
  • Тема, которая вызывает много сопротивления, потому что она ближе, чем мы думаем. (Часть 2)
  • Тема, которая вызывает много сопротивления, потому что она ближе, чем мы думаем. (Часть 1)
  • Есть ли жизнь после развода? (Заметки той, которая точно знает, что есть).
  • Благополучие человека – как найти проблему, которая отравляет жизнь? Часть 3
  • Женщина, которая думает, что мужчина - это смысл жизни, просто не умеет себя развлекать
  • Две жизни: та, что должна быть и та, которая есть
  • Что делать если человек лишился части своей души?
  • Человек в черном: застенчивость, которая мешает жить
  • Всего один вопрос, который поможет понять, а действительно ли вам нужен ваш любимый человек
  • Идея, которая служит опорой, но на самом деле замещает мою жизнь! Часть 1.
  • «У меня никогда не будет той любви, которая мне нужна», или что такое схема* эмоциональной депривации.
  • Контакт с собой, или главный человек в нашей жизни.
  • Мама, которая ещё есть! Что делать после того, как ты начал прощать …
  • Девушка, которая знает себе цену!
  • Если у вас есть лишний вес, значит он вам для чего-то нужен. часть 2
  • Смысл жизни. Смыслы в нашей жизни. Часть 1
  • Смысл жизни. Смыслы в нашей жизни. Часть 3
  • Смысл жизни. Смыслы в нашей жизни. Часть 2
  • Если у вас есть лишний вес, значит он вам для чего-то нужен. Месть. часть 1
  • Человек, это та информация, которая его окружает
  • Человек, который точно знает, как будет лучше
  • Мощнейший стимул нашей деятельности, который одновременно является столь же мощным тормозом.
  • Мама, которая Есть.
  • Хотеть, чтобы что-то случилось в нашей жизни и быть готовым это принять - очень разные вещи!
  • Мать, которая все отдала. Есть ли выход?
  • Почему? Часть 2. Жертва, которая испытывает вину
  • "Есть слово Надо" - фраза, которая мешает жить
  • Почему ваш мужчина может продолжать мастурбировать и смотреть порно, даже если у него уже есть Вы
  • О разделении ролей, часть 1: в чем польза женщины, которая не работает



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь