|
Психоаналитическое наблюдение за младенцами: что это и для чего оно нужно?Автор статьи: Будкова Екатерина Сергеевна
Проходя обучение по методу психоаналитического наблюдения за младенцами, я все больше сталкиваюсь с интересом и одновременно страхом родителей по отношению к этой теме.
Наблюдатель посещает младенца или маленького ребенка дома, один раз в неделю, в одно и то же время, осуществляет наблюдение на протяжении одного часа за обыденной рутинной ситуацией общения ребенка с матерью и другими членами семьи. Наблюдение проводится непредвзято, без попыток теоретизировать или выдвигать гипотезы относительно того, что происходит. Тот факт, что наблюдатель не несет никакой ответственности за уход за ребенком, нейтрален, то есть просто наблюдает, имеет важное значение, потому что это означает, что он может в полной мере воспринимать эмоциональное воздействие ситуации, а это подразумевает подавление в себе импульса желания вмешаться и исправить ситуацию «экспертным» советом. Другими словами, всем нам хорошо известное желание заменить проживание и контенирование чувств действиями. Одним из многочисленных результатов программы наблюдений стало возможным изучение материнских депрессивных тенденций после родов. А так же их влияния, оказываемое на самого ребенка, на членов семьи и даже на наблюдателя. Нам известно, что с рождения ( и чем дальше, тем в большей мере еще до рождения, внутриутробно) факторы окружающей среды и характеристики ребенка (темперамент) влияют на то, как мир принимает ребенка и какова внутренняя картина мира, которая формируется у ребенка. Психологические потребности также важны для здоровья и выживания младенца, как и физиологические. Мир, который окружает ребенка, должен в достаточной мере предоставить эти три компонента ухода в определенном виде, а то, как именно ребенок воспользуется предоставленной заботой, зависит уже от особенностей конкретного младенца. Во - первых, очень важным компонентом жизнедеятельности младенца является еда, к тому же ребенок получает от матери намного больше, чем просто молоко, он вбирает в себя любовь и внимание, которые сопровождают ситуацию кормления, или, в случае менее благоприятной ситуации кормления – тревожность, враждебность или даже отвержение. Ребенок, который получал удовольствие во время кормления, скорее всего, с энтузиазмом и доверием будет открывать свой ум новым отношениям и новым знаниям. Когда стимулируется его аппетит и активизируется любопытство, это приводит сначала к исследованию тела матери, а затем и к познанию постоянно расширяющегося окружающего мира. Для ребенка, родительское воспитание которого отличалось ненадежностью или депривацией, чувство беспомощности, вызванное незнанием/непониманием, может быть настолько непереносимым, что он не хочет учиться, поскольку считает, что все и так знает и не нуждается в других людях. Если в ранних отношениях при кормлении ребенка преобладали злость и боль, то процесс получения/принятия чего-либо извне может сопровождаться страхом, недоверием, отвержением или просто отсутствием аппетита при кормлении и интереса и удовольствия в обучении. Вторая потребность – потребность в удерживании/холдинге и его психологическом эквиваленте. Ребенка требуется «держать в уме», иначе он не выживет. Ребенок может пострадать, если мать про него забудет, если его упустят или выпустят из головы, точно так же, как если его выпустят из рук, когда он сидит у мамы на коленях. Если дети не чувствуют надлежащего холдинга, их тело трясется, как будто они могут распасться на части. Мы можем видеть, как ребенок, потрясенный сильными телесными переживаниями голода, страха или возбуждения, может ощутить холдинг через голос матери, которая пытается понять ее потребности. Когда внимание матери не направлено на младенца или ребенка, если он не чувствуют поддержки и холдинга в материнской психике, ему приходится находить альтернативные пути поддержки целостности собственной психики. Для этого младенцы могут прибегать к целому ряду способов защиты от чувства «распада на части». Они могут смотреть на какой-то предмет, например, на яркий свет, и хотя может казаться, что им любопытно, они могут не понимать, на что смотрят. Таким образом они стараются удержать себя от переживания распада, когда их слишком надолго оставляют без холдинга или внимания. Дети раннего возраста и старшие дети часто не снимают верхнюю одежду, когда приходят в ясли, или настаивают на том чтобы их шнурки были завязаны туго, как будто их одежда может помочь им ощущать холдинг. В классе неуверенные в себе дети (или дети, которые чувствительны к переменам в расписании, к замене учителей и тд.) могут использовать настырные вопросы для того чтобы «удержать» рядом с собой учителя и удостовериться что их «держат в голове». Иногда дети могут использовать чтение, как способ сохранить ощущение целостности или наполнить себя словами, если у них случилась потеря (слова не являются для них символическими или значимыми, но кажется, что они заполняют пустоту, после потери кого-то и чего-то (потеря или разлука с родителями). Такие способы совладания с помощью «второй кожи», дополнительного слоя защиты со страхом распада на части, чувством покинутости, потери могут помочь понять эмоциональные состояния маленького ребенка. Третья потребность – это процесс «убирания за ребенком», контенировании и его жизненно важная психологическая параллель. У маленьких детей отсутствуют психические возможности для переработки потока приятной или болезненной и пугающей сенсорной информации, которая обрушивается на них и они полагаются на помощь взрослых для того, чтобы справиться с ним, или «контейнировать» этот поток, иногда содержащий ошеломляющие переживания. Если ребенок расстроен, он нуждается в контейнирующем взрослом, который сможет уделить ему внимание и воспринять те чувства, с которыми ребенок сам не может справиться. При этом важно, чтобы взрослый не поддался тревоге и смог удовлетворить потребности ребенка. Таким образом, у ребенка появляется опыт взаимодействия с матерью, которая может о нем думать и перерабатывать его чувства. Ребенок, во взаимодействия с вдумчивым и внимательным родителем, учится осмысливать собственные переживания и думать самостоятельно. У него в уме появляется модель человека, который уделяет ему внимание, может интересоваться им и думать о нем – все эти характеристики, которые ребенок должен интернализовать, для того, чтобы мыслить символически, говорить, учиться и читать. Психоаналитическое наблюдение за младенцем не только помогает выявить депрессивное состояние матери и его влияние на малыша. Больше того, своим присутствием, интересом к ребенку, постоянством (раз неделю в определенное время в течении двух лет), вниманием и безоценочностью наблюдатель может помочь контенировать (принять и переработать) переживания матери и найти ей в себе силы справляться с болезненным состоянием. Таким образом, станет возможным для нее увидеть, услышать и прочувствовать своего ребенка. (продолжение следует) По материалам:
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|